Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос№26 «Дмитриевский собор во Владимире»



Дми́триевский собо́р города Владимира придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Построен в 1194—1197 гг. Дмитриевский собор — это классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Ясность композиции, торжественный ритм архитектурных форм, величаво-спокойные пропорции воплощают идею могущества великокняжеской власти — ведь некогда собор являлся центром всего владимирского дворцового комплекса. Стоит обратить внимание на то, что глава собора на высоком барабане покрыта золотым шлемом. Шлемовидное покрытие глав — одна из примет древней архитектуры (как правило, до XVI века включительно).

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде. Собор неоднократно переживал пожары и грабежи. Его много раз реставрировали и от того храм потерял свой первоначальный вид.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы.

Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых русские князья Борис и Глеб. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных.

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо».

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Однако конструктивная целостность не нарушается декором: вертикали пилястр ритмически членят фасады, подчиняя все резное убранство архитектуре.

Внутри собор расписан фресками, но в 1843 году они были сбиты, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке стен обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда».

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик — ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом.

 

 

фреска страшный суд (сохранившаяся часть)

 

 

Рельеф

Дмитриевский собор в 1830-е годы. Чертеж Ф. Рихтера

Рельеф собора Рельеф портала

 

27. Архитектура Новгорода.
Основным строительным материалом Новгородской земли всегда было дерево. Из дерева возводились крестьянские дома и княжеские дворцы, крепостные стены, храмы, колокольни.

Начало каменного строительства в Новгороде относится к середине XI века. В основном все храмы Новгорода были трехнефными, четырехстолпными и однокупольными, как, например, Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Храм был построен в 1374 году и знаменит он тем, что в нем сохранились фрески кисти Феофана Грека. Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием.

 

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год) — также одноглавый четырехстопный новгородский храм. Церковь сложена из блоков известняка и кирпича и не оштукатурена, а фасады декорированы выполненным из кирпича орнаментом.

 

Первая каменная постройка Новгорода — Софийский собор (1045–1050 гг.), возведённый вслед за одноименным киевским храмом. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

 

28. Ранние Новгородские храмы.
(+Софийский с прошлого вопроса)

Георгиевский собор Юрьева монастыря —православный храм в Юрьеве монастыре (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. На хорах располагались два придела: Благовещения и святых Бориса и Глеба.

Георгия церковь в Старой Ладоге— памятник каменного др.-рус. зодчества новгородской школы 12 в. Предполагается, что церковь построена в честь победы новгородцев над шведами в 1165. По типу постройки — крестово-купольный четырехстолпный храм с тремя апсидами.

Церковь Спаса на Нередицебыла построена летом 1198 года. Расположенная близ княжеской резиденции, церковь Спаса на Нередице стала последней каменной постройкой новгородских князей. При крайне скромных размерах она воспринимается как весьма внушительное и монументальное сооружение. В 1199 году церковь Спаса на Нередице была расписана. Широчайшую известность храм приобрел в начале ХХ столетия, когда стало ясно, что фрески Спаса на Нередице по целостности, сохранности и художественной ценности — явление, выходящее далеко за рамки отечественного искусства и имеющее мировое значение. Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века.

29. Перынский монастырь.

Перы́нский скит или Перынский Рождества Богородицы мужской скит — монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год.

 

Несколько южнее Юрьева монастыря, видна небольшая роща на холме. Это известный в истории Новгорода Перунов холм — древнейшее урочище, связанное с культом языческого бога Перуна. Почти тысячелетие назад славяне, еще не знавшие христианской религии, устроили здесь мольбище и поклонялись Перуну — богу грома и молнии.

В послевоен­ные годы археологическими раскопками здесь уда­лось обнаружить остатки сооружения, являвшегося, несомненно, языческим капищем. Центр мольбища Перуну, исследован­ный археологами в 1951 году, находился юго-западнее здания существующей камен­ной церкви Рождества. В плане он пред­ставлял собой вырытый в земле восьмилепестковый «цветок» диаметром до 20 метров. В каждом «лепестке» в дни празднеств зажигался жертвенный огонь. Идол стоял в центре «цветка».

По преданию, после введения христианства идола Перуна сбросили в Волхов и на месте, где он стоял, в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы.

Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания. В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках окопных проемов барабана.

Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII ве­ка в России. Фасады церкви, не расчлененные лопатками, были лишены какого-либо декора. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII — первой половины XIV века. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от "креста процветшего" или "креста виноградной лозы". Главная особенность, выделяющая перынскую церковь среди близких по времени построек – это трехлопастное завершение фасадов. Такая форма является следствием употребления в боковых частях храма сводов, представляющих в разрезе четверть окружности.

Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в XIX веке для келий монахов-отшельников, обитателей Перынского скита.

 

Перынская церковь построена после Нередицы и является следующим шагом в процессе развития новгородского зодчества домонгольского времени.

В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. В советское время на месте скита была туристская база. Теперь скит на Перыни действует.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.