Изображение богоматери с младенцем и Иосифа в пейзаже . (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем . В Вене Кранах пишет свой шедевр, жемчужину своего творчества — «Отдых на пути в Египет»). Эта картина иллюстрирует один из самых популярных сюжетов в эпоху Возрождения - бегство Святого Семейства в Египет, вызванного предупреждением волхвов, которые пришли поклониться Иисусу. Это - шедевр раннего периода творчества художника. Все достоинства тогдашней манеры Кранаха тут видны словно через увеличительное стекло. К ним относятся отточенный рисунок, сверкающий колорит, увлекательная повествовательностъ, тончайшее чувство немецкой природы. С помощью лаконичных деталей Кранах создает атмосферу холодного утра, наступившего после утомительной ночи, во время которой совершался переход. На усталых лицах родителей Иисуса написана озабоченность - Иосиф и Мария прекрасно понимают, какая опасность грозит их Семейству. А беспечные ангелочки, занятые своими делами, как бы просветляют своим присутствием трагический подтекст, подсказывая, что все окончится благополучно. Особенно уморительно выглядит спящий ангелок, уютно устроившийся на камне.
Небо-закат. Большое внимание к миру вокруг
Ювелирный рисунок, сияющий колорит, звонкая голубизна небес, изумруд зелени, новое чувство природы этой и других пейзажных картин Лукаса Кранаха наряду с акварелями Дюрера стали путеводными для тех, кто осваивал новые направления пейзажа (среди них Альбрехт Альтдорфер, Вольф Хубер и другие мастера, в то или иное время бывавшие в Вене или работавшие в Австрии).
он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Его художественные искания этих лет, связанные в первую очередь с изображением природы, сближают его с мастерами дунайской школы.
Вопрос 18. Картина Кранаха «Охото на оленей»
Охота на оленей и кабанов Дерево, масло. Жанровая сцена
В охоте на оленей передан самый дух бешеной аристократической забавы, ее размах и изнурительность ,ее неистовство и красота. Правила перспективы,которым Лукас владел свободно, отвергнуты, ибо их соблюдение привело бы к контрасту в размерах ближних и дальних фигур. Ближние казались бы главными,дальние-второстепенными ,а это было бы ложью, ибо охота-не спектакль ,разыгрываемый по сценарию, все в ней стихия,импровизация случайность. Показан решающий момент,когда изнемогающих животных загоняют в речку, на противоположном берегу которой притаились в кустах стрелки: справа герцог Иоанн, затем император Максимилиан и Фридрих Мудрый со слугами, слева гостеприимные хозяева замка Мансфельд ,виднеющегося на горе. Их глазами, их чувствами должен встречать зритель долгожданную добычу . Гон идет справа налево, как движущаяся строка на нынешних табло. Наш взгляд скользит навстречу ,и первыми попадают в поле зрения олени, кинувшиеся в реку. Те, что еще не достигли берега ,приблизятся позже ,поэтому их фигуры мельче. Они преодолевают инерцию привычного взгляда,отчего бег их кажется затрудненным. Лишь два уже затравленных оленя и тот, который первым увидел засаду и пытается уплыть, обращены, как первые жертвы, навстречу гону. Через секунду начнется избиение. Некоторых животных стрелы поразят в реке . Чтобы их не унесло течением, веселая компания движется в лодке наперерез. Душераздирающий контраст: цветник беззаботных дам в лодке и обезумевшая от ужаса группа оленей,плывущих к смерти. Остальные будут добиты когда сгрудятся на лужайке под перекрестными стрелами господ,которым не придется даже целиться ,чтобы поразить того или иного зверя . А вокруг -благодать девственных рощ и лугов под безмятежным майским небом. Эта картина, занятная и красивая ,как ковер, была написана ,когда уже не было в живых не Максимилиана ни Фридриха, в подарок графу Мансфельдскому от курфюрета Иоганна Постоянного на память о славном дне,проведенном некогда во владениях графа.