Вопрос №70 Теоретический анализ концепций здоровья. Все проблемы связанны со здоровьем будут решены, если будет применен междисциплинарный подход. Центр.проблема медицины-выработка теории здоровья.Проблемы: -в работах о здоровье различные аспекты о теории здоровья,но не сущ-ет определения кот могло бы оценить здоровье как в кол-ом так и в качеств отношении; -Традициооные меры пропаганды здорового образа жизни(ЗОЖ) оказались малоэффективны.в дан время надо говорить о субъективизации здоровья(проблема личного контроля индивида за своим здоровьем) -важность исследования здоровья с точки зрения антропогенных потребностей Гиппократ-здоровье-оптимальное смешение 4 жидкостей Платон-здоровье тождественно гармонии Аристотель-здоровье-основная цель медицины Цельс-связывал здоровье с определенным климатом Гален-здоровье-правильное смешение 4 элементов Авицен: практическая и теоретическая медицина; Степени здоровья-здоровье,предболезнь,болезнь Ф.Бэкон-здоровье-важное благо,кот обладает чел-кая система Бернар-онс цель медицины-сохранение здоровья 18-19 в. Здоровье состояние изначальное для организма,качественно отличающееся от болезни 5 групп определений здоровья: 1)используется функционально биологический подход.учитывается норм.функционирование организма на всех уровнях.Чел-к здоров если все спосоьности функционируют и взаимосвязаны. 2)здоровье рассматривалось со стороны взаимодействия организма с окр средой.Обеспечивае орг-м наиболее благоприятным существованием в среде 3)социально-биологисекий характер С точки зрения всемирн организации здравоохранения-здоровье-состояние полного физич,духовного и соц-го благополучия, а не только отсутствие болезни и соц. дефектов. 4)адаптационный подход Спосоьность организма приспосабливаться к усовиям окр среды 5)аксиологический подходЗдоровье-ценность
71. Медицина в критериях культуры Взаимодействие здоровья и творческой жизни достигается через комплекс проблем, кот направлены на развитие человека. Физическое и духовное сливаются в единое целое.Связь медицины и философии начинается с глубокой древности. Эмпирические знания в древности были плохо связаны.а с зарождением ДрГреч фил-и медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Фил-я снабдила медицину предметно-понятийным методом мышления. Медицина возникла независимо от фил-и но они развиваются совместно(один объект познания-человек. Медицина опирается на многие другие науки и способствует их развитию именно фил-я обеспечивает включение мед знаний в сферу культуры. Без союза философских и медицинских знании не могут нормально развиваться многие науки. Медицинские познания интегрируют все достижения других наук. Вначале 20 в.намечается прогресс медицинской теории. Медицина- это сфера производства новых клинических знаний. Это единство познавательной и ценностной форм знаний. Это сближает медицину с социальной философией, медицина всегда философична.
72. Проблема систематизации медицинских знаний Гегель говорил, что философствование без системы не может иметь ничего научного. Системный характер общественного здравоохранения.: 1. Система охраны Здоровья – это сфера обеспечивает права на здоровье, это фактор национальной безопасности страны 2. Здоровье населения и медико-демографические процессы зависят от экономического и политического состояния общества. 3. Здоровье личности зависит от ее ментальности, т.е. от жизненной ориентации на полноценную жизнедеятельность. Медицинской науки – это комплекс целых наук. Будущее медицинских наук зависит от развития техники. История развития медицины На западе медицина формируется вместе с зарождением философии. Взаимопроникновение философии и медицины. Гиппократ. В медицинской практике, руководствуясь общими принципами, он отделяет медицину от философии. Гален. Настоящий врач должен быть философом. Главная задача сохранить образ античного врача-мыслителя. Теоретический осмысление современной медицины, синтез внутренних и внешних факторов жизни чела – это стержень формирования теории медицины. Медицины в настоящие время изучает отдельные стороны. Каждая медицинская наука должна выбрать свой метод медицинского исследования.
73. Роль философской методологии в медицинском познании Методология – это научная система философских признаков, касающихся организации теорий и практической деятельности по достижению познавательных целей, а также философское учение о поиске и использовании философии мира. Для разработки методологии необходимы философские знания. Философская методология – это критическое осмысление материала любой науки. Вырабатывает критическое мышление у специалиста, учит терпимости. Медицинские науки владеют огромным клиническим опытом, и без философского осмысления этого опыта медицина может выродиться. Эвристическая функция методологии нацеливает на поиск новых знаний. Координирующая и интегрирующая функции. Философская методология изменяет клиническую практику. Философские проблемы в медицинском познании. Это проблемы осмысление которых осуществляется с позиции критической интерпретации. Проблемы диалектики диагностического процесса, динамических, статистических, функциональных закономерностей развития чела. В рамках философских проблем медицины осмыслить взаимодействие эмпирических и теоретических уровней медицины.
74. Философские и этические проблемы искусственного аборта Беременность - это нормальный физиологический процесс биологического формирования нового человека. И с абортом возникает ряд проблем, когда возникает сознательная человеческая жизнь. Эмбрион – это несознательное человеческое существо, но это и не только часть женщины – это новая жизнь. Природа эмбриона – это становление уникального будущего чела. Эмбрион становится объектом нашего осмысления в связи с клинической практикой. Моральные нормы: Аборт – это зло. Женщина идет на это зло, чтобы избежать большее зло, но любое проявление зла доставляет боль человеческой душе, поэтому аборт можно оправдать только теоретически. 3 группы вопросов: Где и с какого момента мы можем с уверенностью утверждать, что здесь начинается человек? Имеет ли в данном случае ограничения на заповедь «не убий»? Каков моральный и социальный статус тех, кто еще не родился? Можно ли превращать эмбрион в товар? Если да, то чья это собственность? Существует 3 точки зрения: Либеральная позиция – до момента рождения женщина имеет право на аборт. Эмбрион не является членом общества. Запрещение абортов не приемлемо, поскольку это является ограничением прав матери. Умеренная точка зрения. В процессе эмбриогенеза эмбрион накапливает объем своей человечности. 1й триместр – права эмбриона минимальны. В 3м триместре права плода превышают над правами матери. Наиболее сложно решаются права во 2м триметре. Консервативная точка зрения - аборт рассматривается как умышленное убийство. Умеренные и консерваторы – по медицинским показаниям разрешены аборты.
75. Новые репродуктивные технологии Искусственная инсеминация: Внедрение сперматозоида в матку женщины: гомологичная сперма мужа, гетерологичная сперма донора. В связи с гетерологичной инсеминацией могут возникнуть ряд проблем: -это условно терапия-врач воздействует на бесплодный брак, но это и вмешательсьво в супружеские отношения - принцип не навреди - зависит от честности донора-существуетзаявление донора о заболеваниях его, врачи могут недобросовестно обследовать донора Сущ-ет инструкция 1993гминздрава-необходимо учитывать пожелания супружеской пары о национальности росте и тд с учетом этого требования пара не должна предъявлять претензии если ребенок родился с аномалиями и фенотипическими отклонениями. Существуют меры защиты детей, рожденных таким способом: Конфиденциальность и активный донор не более пяти лет, т.к. может возникнуть проблема кровесмешения. Экстракорпоральное оплодотворение Показание абсолютное бесплодие женщины. Проблема. Статуса эмбриона. Он выступает как звено в лечении женского бесплодия. Риск многоплодной беременности. Редукция эмбрионов. Будущее оставшихся эмбрионов – либо разморожены, предмет донорства, либо объект научных исследований. Количество выкидышей увеличивается в 2-3 раза. Внематочной беременности в 2-5 раз, многоплодной беременности в 20-27 раз. В 10% случаях делают кесарево сечение. В 3 раза возрастает риск недоношенности в 2-3 раза риск развития аномалий. Также возникает проблема материнства. Кто является матерью: женщина которая родила, женщина у которой яйцеклетка была взята, либо они обе признаются матерями. Суррогатное материнство. С точки зрения медицинской ассоциации здравоохранения это процедура допустима, если женщина не имеет матки. От суррогатной матери, чтобы заказчики были объявлены социальными родителями и в этом случае опять возникает проблема материнства.
76. Специфика нравственных и философских проблем медицинской генетики. Медицинская этика ориентирована на отношения между врачом и пациентом. Специфика. Генетические заболевания передаются в результате потомству. Далеко не все генетические проблемы имеют лечение. Большинством случаев приходится ограничиваться мерами профилактики. Встает вопрос – на сколько этично диагностировать такие заболевания? Новая инфа, которой владеет медицина увеличивает разрыв между тем, что мы можем диагностировать и лечить. Отсюда слудет, что увеличивается разрыв между тем что мы думаем и тем что мы реально умеем. Это связано с энтузиазмом получения благ от проекта геном человека. Происходит переоценка генетического влияния на здоровье человека. Предметом генетической практики является забота о здоровье будущего поколения. Отсюда следует, что генетика может развиваться в том обществе, где понимают свою ответственность за здоровье будущего поколения. Проблема перераспределения ресурсов между нынешними и будущими поколениями. Несправедливое распределение в пользу ныне живущих. Проблемы: 1. Сохранение медицинской тайны. 2. Добросовестность генетического тестирования индивидуума. 3. Доступность генетической помощи. 4. Соотношение блага и вреда при генетических вмешательствах
76. Евгеника. Моральные проблемы генной терапии. Евгеника призвана разрабатывать методы социального подхода. По мнению сторонников евгеники Ослабевает действие естественного отбора –генофонд засоряется. Позитивная евгеника призывает к стимуляции нормальных носителей. Негативная евгеника призывает приостановить распространение ненормальных генов. Перенос генетического материала больному человеку – наиболее эффективно при лечение многогенных генетических заболеваний: генная терапия при лечении онкологических заболеваний, профилактики СПИДа. В острых случаях возможно только замедление протекания болезни. Проблемы. Методы генной терапии до конца не проработаны. Необходимы 3 условия: 1. Доказать в эксперименте на животных, что нужный ген может быть перенесен в соответствующую клетку, где будет нормально функционировать 2. что ген сохранит эффективность в новой среде 3. Перенесенный ген не вызовет неблагоприятных последствий в организме.
78. Проект геном человека. В США финансирование началось с 1991г. + Япония Россия, зап. Европа. Задача. Картировать и установить последовательность около 80 тыс. генов и 3 млрд нуклеотидов. В настоящее время увеличивается количество частных фирм, которые вкладывают ресурсы в этот проект. 3 уровня: 1. Индивида и семьи. Этот проект сделает людей обладателями генетической инфы. Для ребенка та инфа выдаваться не будет. 2. Общество. Качественное улучшение общебиологического и генетического образования людей. Справедливый доступ к методам диагностики, консультации и лечения генетических заболеваний. А в настоящее время всю выгоду приносят тем, кто имеет преимущество. Проблема при патентовании последовательностей нуклеотидов. Как часть тела человека может принадлежать кому-то? 3. Фундаментального философского представления чела о самом себе. Способствует распространению редукционистского подхода. Поведение человека генетически детерминировано. Отсюда следует что моральные нормы не имеют смысла.
79. Смерть и умирание. Проблемы определения момента смерти. В современную эпоху происходит медикализация смерти. Заключение о смерти – это юридический документ. Смерть имеет социально-психологическую значимость – одна из определенных черт любой культуры. Смерть-необратимая остановка дыхания и кровообращения,но успехи НТР-теперь поддерживается дыхание и кровообращение довольно долго,следует что появ-сь возможности спасать жизнь пациентов ранее обреченных на смерть,но появились трудности этического хар-ра: естествееное прекращение дыхание и кровообращения уже не может считаться критерием смерти,выделяют виды смерти: Клиническая-не является для врачей сигналом,что борьбу за жизнь надо прекращать.Биологическая смерть. Вопросы: До каких пор можно бороться за продление жизни? Какой должен быть критерий смерти? Что такое понятие смерть? В наст вр церкось согласна что именно на враче ледит ответственность за констатацию момента смерти. Врачи ОБЯЗАНЫ констатировать момент смерти и ДОЛЖНЫ прекратить борьбу за жизнь. Требования к критерию смерти: 1)должен быть обосонован с научно-медицинской точки зрения 2) должен с высокой точностью позволять определять тех за кого можно бороться 3)доступность с практической точки зрения 4)должен быть объективным(одинаково пониматься и применяться)-для того чтобы был применим с юрид точки зрения 5)должен быть примемлем с культаурн и этич норм.Согласие общества должно быть информированным В наст вр это усл не выполняется В 1968г в гарвардском университете в cif выработали критерии смерти, кот основан на необратимом прекращении деятельности мозга.(всех функции свола,отсутствие сознания,отстутствие дыхания движений, реакции на свет, движения глазных яблок)Регистрация отстуствия деятельности головного мозга-энцефалография и мозгового кровообращения-ангиография. Диагноз смерти ставиться бригадой высоко специализированных специалистов. Традиционная позиция. Новый критерий отвергается, аргумент – сердцу чела с точки зрения религии отводиться огромная роль. У чела, у которого констатируется смерть мозга может сохраняться дыхание и кровообращение. Радикальная позиция. Критерия смерти мозга недостаточно речь должна идти о смерти высшего мозга, даже если ствол функционирует, т.е. о необратимой утрате сознания. Президентская комиссия критерий о смерти высшего мозга отвергла. Устаревшие критерии установления смерти могут вести к спорам о решении трансплантации. Полиативная помощь Цель обеспечить достойное умирание. 80. Эвтаназия. Активная эвтаназия – преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента. (принимается решение не начинать лечение). Пассивная эвтаназия –отказ от жизнеподдерживающего лечения (прекращается уже начатое лечение, в этом случае ответственность на враче возрастает). Активная эвтаназия запрещена законом. 3 формы: 1. Умерщвление из-за сострадания. Врач прекращает лечение. Пациент обычно не в состоянии дать согласие. 2. Добровольная – по просьбе пациента делает инъекцию. 3. Самоубийство при помощи врача. Врач дает устройство пациенту, которое сам пациент приводит в действие. Аргументы за: 1) Челу должно быть представлено право самоопределения вплоть до определения права продолжить ему жизнь или прервать. Слабость: врач обязательно участвует в этом, но есть ли право врача? 2) Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения. Слабость. Само лечение не является ли характеристикой деятельности врачей и хосписа, где находится больной? 3) Пациент имеет право быть альтруистом. Слабость. Другие не имеют этого права? 4) Экономический. Прибыли от умерщвления экономика не получает. Аргументы против: 1) Активная эвтаназия, покушение на неприходящую ценность – жизнь. 2) Возможность диагностической и прогностической ошибки врача. 3) Появление новых медикаментов и способов лечения. 4) Наличие эффективных болеутоляющих средств. 5) Риск злоупотребления со стороны медицинского персонала.
Делай что должен, и будь что будет.
Реквизиты для пожертвований на сайт: WebMoney R368719312927 ЯндексДеньги 41001757556885