Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Re: Вся философия в кратце. Вопрос №22. Неотомизм–это официальная доктрина Ватикана



« Ответ #3 : Март 27, 2011, 18:01:19 »

· Цитировать

Вопрос №22.
Неотомизм–это официальная доктрина Ватикана. Представители: Жильсон, Маритен, Бохеньский, Корот, Карл Войттла.
Неотомизм базируется на учении Фомы Аквинского.
Концепция бытия. Прослеживается дуализм: противопоставляется абсолютное (чистое) бытие и сотворенное бытие (конечные вещи). Бытие мира – это проводник в бытие Бога. Чел-к никогда не приобретет знания о Боге, а узнает только аналогичные знания.
Концепция гиломорфизма. Каждое материальное есть соединение материи (пассивное начало) и формы. Чтобы материя стала активным началом нужна форма. Бог – форма форм. Формы не имеют ни конца, ни начала. Чел-к – это сложная субстанция, которая состоит из материального тела и духовного. Через идеальную душу чел-к связан с Богом. Материальный мир создан для того, чтобы через познание мира душа познала бытие Бога. Тело заставляет чел-ка думать о низком. Тело тоже создано Богом, чел-к, заботясь о душе, должен заботиться о теле, но душа – сущность чел-ка. Душа превращает чел-ка в живого. Душа чел-ка в отличие от души животного является вместилищем разума, но она не имеет отношение к способности чел-ка мыслить. Внутренняя раздвоенность чел-ка тела и души вызывает неприятности, вызывает борьбу добра со злом.
Теория познания неотомистов. Познание – одна из способностей души. Душа – не материальна. Каждая вещь состоит из материи и идеи (формы). Душа познает форму, а материя – помеха на пути познания. Выделяют:
1.Чувственное познание – первый контакт с действительностью.
2.Разумное познание – преодолевает единичное.
Виды истин:
1.Онтологическая (божественная) – вещи являются истинными, поскольку постольку они согласуются с идеями, с помощью которых созданы – соответствие идеи материи.
2.Логическая (человеческая) – соответствие разума вещам. Логическая истина – производное от божественного разума.
Отношение веры и разума.Человеческий разум ограничен, он обобщает только органы чувств. Вера вводит чел-ка в сферу высших истин.Истина разума и истина веры – сестры. Вера завершает разум. Разум и вера находятся в гармонии.
Доктрина неотомистов - ортодоксальная. Западное христианство стремится к обновлению. Появились различные модернистские течения.
Пьер Тияр Де Шарден – выступал за радикальное обновление христианства. Он говорил, что основной порок неотомизма – статичность. Его задача – преодолеть статичность. Надо внести идею эволюции. Чел-к – это совершенный результат эволюции органического мира. Чел-к –э то вершина эволюции. Бог отделен от мира, но он присутствует в нем через любовь.
Панпсихизм – учение, стремящееся найти духовное начало, которое разлито в мире. Духовное основание пропитывает природу. Энергия (по науке) – свойство самой материи; (по философии) – это некая движущая сила эволюции в космосе. Принцип эволюции: постоянное возрастание концентрации энергии.
Стадии эволюции мира:
1.Преджизнь (литосфера)
2.Жизнь (биосфера) – развитие живых организмов.
3.Феномен человека (ноосфера) – это историческое развитие человечества до наших дней.
Шарден синтезирует научную и религиозную картины мира.
Наступит 4-й этап, когда произойдет зарождение сверхжизни – мира божественного совершенства, через любовь.



 


Вопрос №23.
Неопозитивизм. Его истоки заложены в позитивизме – субъективная система, основной источник знаний которой являются опытные науки. Общая черта позитивизма и неопозитивизма – отрицание ценности философского исследования. Основной представитель – Огюст Конт.
Этапы развития этого течения:
1.Позитивизм – Конт, Спенсер.
2.Эмпириокритицизм (махизм) – 70-90-е гг. 19 в. – Мах, Овинариус, Богданов.
3.Неопозитивизм – 20-е гг. 20 в. – Витгенштейн, Рассел.
4.Постпозитивизм – 60-е гг. 20 в. – Поппер.
Неопозитивизм – течение, претендующее на анализ актуальных философских проблем:
1.Роль знаково-символических средств научного мышления.
2.Соотношение теоретического и эмпирического.
3.Вопрос функции математизации и информатизации знаний.
Философию противопоставляли конкретной науке.
Основные идеи формируются в рамках Венского кружка. Философия должна проводить логический анализ языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразователей языка науки. Без понятий философии ни одна наука не может существовать – выяснили неопозитивисты. Неопозитивизм не решил проблем, которые ставил перед собой. Но есть положительные стороны неопозитивизма:
1.Неопозитивизм дополнил философские учения об истине – были выделены осмысленные и бессмысленные высказывания.
2.Были разработаны критерии научной оценки осмысленности высказываний.
Отрицательные черты:
1.Сузили философию до теории познания (гносеологии).
2.неопозитивисты существенно исказили понимания критерия истины.


Вопрос №24.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр. Основные идеи изложил в 1920 г. в труде «По ту сторону принципа удовольствия», в 1921 – «Массовый анализ человеческого Я», в 1923 – «Я и Оно».
Его заслуга в том, что он изучал неврозы и эту сторону человеческой психики он назвал бессознательным.
Многие наши желания бессознательны, они появляются в сновидениях, в гипнозе. Психика представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного, сознательного. По Фрейду центральное место в психике человека и определяло его поведение бессознательное. Любая личность – это комбинация элементов:
1.Оно – бессознательное влечение.
2.Я сознательное – посредник между бессознательным и внешним миром.
3.СверхЯ – (суперэго) – внутриличностная совесть – посредник между сознательным и бессознательным – это внутренне
усвоенные индивидом социальнозначимые нормы и заповеди, запреты власти, родителей, различных авторитетов.
Бессознательное – инстинкт. Их цель – получение удовольствия (сексуальных). Либидо – вся любовь (к родителям, к Родине и т.д.) Доминирует два инстинкта:
1.Инстинкт жизни (эрос).
2.Инстинкт смерти (тонатус).
Чел-к может овладеть инстинктами, страстями. Задача психоанализа – бессознательное перевести в русло сознательного.
Люди постоянно находятся в страхе и беспокойстве, порождаемых достижениями цивилизации. Чел-к понимает, что силы цивилизации могут быть обращены против чел-ка. Природа чел-ка изначально агрессивна, разрушительна. Развитие культуры приведет к обузданию агрессии. Противоречия между культурой и инстинктами вызывают неврозы. Религия (по Фрейду) – массовый невроз.



Вопрос №25.
Философия о сущем. Бытие – исходная категория всей философии, оно выражает главную характеристику. Исходной хар-кой любого объекта является способность, свойство быть, существовать. Философия пытается понять, что оно из себя представляет, кто или что правит миром, из чего все произошло. Сознание рассуждает о мире по тем вещам, которые находятся вокруг нас. Мы убеждаемся, что все вокруг нас существует – это нечто, а другого нечто уже нет, оно в прошлом, а третьего нечто мы ожидаем, оно в будущем. Бытие – основная точка всех философий. Философия отвечает на вопрос: «Откуда все произошло и куда все девается?»
Ранние попытки осмыслить бытие предпринимались в Др. Индии и Китае. В «Ведах» изложено материалистическое представление. Все сущее произошло от огня, воды, пространства и времени. В «Ригведах» были заданы вопросы: «Куда исчезает солнце ночью?» и т.д. В китайской философии больше внимания уделялось бытию чел-ка, но бытие природы тоже занимало не маловажное место. Началом всего провозгласили воду, землю, дерево, металл, огонь.
В древнегреческой философии первооснова была изложена в мифах. Это была философия природы. Философы Др. Греции искали первооснову в самой реальной действительности. Пифагор впервые сказал, что Земля шарообразна. Парминид его поддержал и выделил категорию бытия как самостоятельную категорию. Парминид выдвигает теорию о неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия:
1.Оно не возникло и не может погибнуть.
2.Бытие едино, непрерывно, неподвижно и совершенно.
3.Бытие имеет свои пределы.
Мелисс Самосский согласился с Парминидом, но он сказал, что если Парминид говорит, что бытие имеет свои пределы, то он противоречит сам себе. Если бытие имеет границы, то с чем оно граничит, если ничего кроме бытия нет, поэтому бытие безгранично.
Древние греки отождествляли бытие с окружающим миром, природой. Появляется диалектический подход к бытию. Гераклит говорит, что одна и та же вещь существует и не существует одновременно. Платон впервые указал, что бытием обладает не только материальное, но идеальное. Впервые Платон в понятие бытие включает все существующее.
В христианской философии бытие дуалистично – истинное и неистинное бытие. Философы связывают бытие только с чувственным миром. Здесь происходила натурализация бытия.
В немецкой классической философии были выделены понятия: субстанция, абс.идея (Гегель).
20 в. расширил трактовку бытия. Опираясь на достижения науки, философия пытается создать целостную картину мира.
Понятие бытия. В различных языках мира категория бытия является отглагольным, т.е. говорят о наличии или отсутствии чего-либо, а не о самом предмете. Бытие не может отождествляться с существительными, определениями. К бытию не применимы прилагательные.
Бытие – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то. Небытие нельзя помыслить. Небытие отрицает бытие. Между бытием и небытием есть диалектическая связь:
1.Представление современной науки: Вселенная появилась из вакуума. Вакуум – особое состояние материи, - это самый богатый тип физической реальности. Вакуум – потенциальное бытие.
2.С точки зрения физиков, Вселенная не единственная в мире. Проблема соотношения бытия и небытия относительна. Об исчезнувшем бытии (о прошлом) мы можем говорить, размышлять, т.е. оно существует только в нашем сознании, но оно превращается во второе бытие. Существует оно в форме мысленного образа, оно может умножить, утроить себя, если оно запечатлено на источнике информации. Это бытие - прошлое, оно исчезло в небытие, но оно перешло в другую форму. Но бытие существует только сейчас, т.к. вспоминая прошлое, мы думаем о нем сейчас, именно в этот момент. Категория бытия позволяет выразить мир как единое целое. Философия фиксирует единство мира. Для хар-ки бытия вводятся другие категории: сознание, пространство, время, закон и др.


Вопрос №26.
Формы бытия объективного мира. Самое естественное разделение бытия на:
1.Живое.
2.Неживое.
В живом бытии тоже есть существенные различия:
1.Одухотворенное (человек).
2.Неодухотворенное.
Бытие неживой природы – это весь человек
естественный и искусственный мир, живая природа
все явления природы, которые ли- неживая природа
жизни.
Бытие неодухотворенных тел не обладает сознанием, и формирует биосферу.
Бытие чел-ка и его сознания делят:
1.Бытие конкретных людей.
2.Социальное бытие.
3.Бытие идеального (духовного).
Неживая природа бесконечно многообразна, она выступает в кач-ве различных предметов. Она находится в постоянном движении. Природа эволюционирует. Мир – это процесс, где что-то постоянно возникает, развивается и исчезает. Все имеет свое начало. Мир меняется. 15 млрд. лет назад Вселенная представляла из себя почти однородную расширяющуюся массу. В бытии неживой природы выделяют:
1.Бытие вещей первой природы – возникла и развивалась без участия чел-ка. И первая и вторая природы имеют сходство: они произошли единого и косного вещества.
2.Вторая природа – это то, что создано чел-ком. Обе природы развиваются.
Мир первой природы беспредельно многообразен, бесконечен
в пространстве и времени, он не уничтожим.
Мир второй природы ограничен пространственно, количественно, он – уничтожим.
Бытие живой природы:
1.Любой живой организм – это самоорганизующаяся система открытого типа.
2.Живое способно к размножению, росту, развитию. Бытие живых организмов функционально, оно осуществляется как процесс. Живое существует до тех пор, пока оно функционирует.
3.Для существования живых организмов требуется определенная среда (т-ра, наличие атмосферы определенного состава, влага, питание).
Но ничто не абсолютно, есть промежуточные формы – вирусы, высушенные семена растений.
Бытие чел-ка. З-ны, по которым существует Вселенная, в целом применимы и к чел-ку. Но в чел-ке есть черта, которая резко выделяет чел-ка из всего существующего – душа, психика.
Бесспорное положение бытия чел-ка - неразрывное единство телесного и духовного.
Можно выделить бытие индивидуального сознания и общественного сознания. Сознание – способность человеческого мозга отражать объективную реальность идеальными образами и оперировать этими образами.
Особенность сознания в том, что оно может мгновенно перемещаться по временной шкале, в пространстве.
Общественное сознание – это философия, религия, наука, искусство.
Общественное сознание - не сумма индивидуальных сознаний, например, язык – социальные и нравственные нормы – это достояние не отдельного чел-ка, а всего общества.

 

Вопрос №27.
Философское учение о материи. Когда мы употребляем понятие материя, мы не интересуемся формой и другим.
Материя (лат. – вещество). Но из перевода нельзя сказать что такое гравитационное поле, магнитное поле.
Древнегреческая философия утверждала, что материя – вещество, первооснова, первовещество – то, из чего состоит все в мире. Анаксимандр говорит, что материя – это не первовещество, не чувственное тело, а апейрон – некая определяющая сущность. Анатомисты (Демокрит, Эпикур) утверждали, что матери – совокупность атомов, дифференцированное вещество. Выделяется учение Платона, у него для материи нет специального термина. Материя – некий темный и трудный для понимания вид. Главная функция вида – быть кормилицей и восприемницей всякого рождения мира, оно чуждо формам. Понятие о материи занимает среднее место в триаде:
1.Ум (демиург, творец) – нематериален. Он изливает идею в первичную материю.
2.Материя – бесформенная (кормилица и восприемница).
3.Вторичная материя – вещи чувственного мира.
Истинно существующий – ум, который не подвергается какому-либо превращению.
Учение о материи Платона повлияло на Аристотеля – «если в чувственном мире вещи возникают, изменяются, то значит в мире должно быть нечто такое, что позволяло бы вещам все это делать» - это бесформенное бескачественное начало. Оно может принимать различные формы, определения, кач-ва. Сами вещи – сочетание идеи и вещества. Эти размышления оказали влияние на средневековую философию, где приоритет был отдан идее формы. Форма – начало, которое определяет все. Эти формы – Бог, Ангелы, человеческие души. В эпоху Возрождения философия пошла дальше. Ее объединила оппозиция средневековой философии. Материя – то, что имеет реальное, а не потенциальное существование. Практика алхимии доказывала, что материя вечна без божественного участия.
У философов Возрождения (Дж. Бруно) – материя вечна, движение- результат действия природных сил.
В современной философии главенствует механистический материализм. В основу кладутся Главные свойства материи. Философы Нового времени воспроизводят установку, которую создали в Античной философии.
Свойства всех вещей:
1.Протяженность.
2.непроницаемость.
3.Тяжесть.
4.Фигура.
Общее во взглядах Нового времени и Античной философии:
1.Материя обнаруживается путем нахождения первовещества.
2.В основе определения материи лежит объективность.
3.Материя противостоит отдельным вещам, как нечто неизменное изменчивому.
4.В понятии материя реализуется установка на единичное и особенное.
В механике было выделено такое свойство тел, как масса, тогда к свойствам материи приписали свойство массы.
Материальное мыслилось особым веществом. Но это представлялось чисто механистически, таким образом, происходило отождествление философского понимания материи и естественнонаучного понимания. Элементаризм – явление в философии, чтобы понять что-то сложное, его нужно разделить на элементы. Но если ориентироваться на конкретное, то целостное понимание о мире не возможно.
Вальтер говорил, что мы взвешиваем материю, но если мы хотим сделать шаг на обобщение, мы почувствуем пропасть. В 17 – 18 вв. было сформулировано представление о материи (Гольбах, Дидро) – по отношению к нам материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств.
В 20 в. было открыто электромагнитное поле, з-ны которого не подчинялись механике. Произошли знаменательные открытия: радиоактивность, сложное строение атомов, изменение массы тела от скорости их движения, зависимость пространственно-временных форм предметов от скорости их движения. Философия зашла в тупик. Физики пришли к выводу, что материи нет, что она исчезла, когда произошли открытия, но это было методологически несостоятельно. Материя философии отождествлялась с данными конкретных наук. Потребовалось философское осмысление открытий. В.И. Ленин взял на себя эту задачу. В «Материализме и эмпириокритицизме» он пытается философски осмыслить открытия. Надо идти в современной философии и естественных науках не по пути отказа от материи, а по пути прибавления в понятие характеристик открытий. Философское понимание материи охватывает собой всю действительность. Оно должно обладать признаком всеобщности. Способность чел-ка – отражать мир, независимо от мира. Исчезает не материя, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю. Дескриптивное определение материи – описание свойств. Определение материи строится на роде и определении отличий. Субстанциальное определение материи – указывает на несотворимость, неуничтожимость материи (субстанции).Атрибутивное определение материи – материя отождествляется с атрибутами: пространство, время, движение, кач-во и кол-во. Генетически контрастное определение (Руссо) – определить материю можно только, противопоставляя ее сознанию. Определение с точки зрения всеобщего (Энгельс) – материя – чистое сознание мысли и абстракция. Это помогло Ленину создать свое определение: материя – это философская категория, неисчерпаемость материи делает бессмысленным перечисление ее свойств, необходимо противопоставить материю тому, что ею не является.
Материя – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана чел-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Ленин выделил одно свойство материи. Материя – объективная реальность. Данное определение материи объяснило не только произошедшие материи, но и предстоящие.


Вопрос №28.
Философия и естественные науки о системной организации мира. Это не философский вопрос. Философия говорит о том, что идея системной организации мира плодотворна. В материи выделяют три уровня:
1.Мегамир – мир космоса (звездные комплексы, галактики).
2.Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных чел-ку вел-н (молекулы, организмы).
3.Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Здесь не применим принцип «состоит из …».
Выделяют системы организации мира:
1.Неорганическая – делится на уровни:
а)элементарные частицы и поля.
б)атомные ядра.
в)атомы.
г)молекулы.
д)макроскопические тела.
е)геологические образования (планеты).
2.Органическая система – делится на уровни:
а)доклеточный (молекулы ДНК, РНК, белков).
б)клеточный (самостоятельные одноклеточные организмы).
в)многоклеточный уровень (ткани, органы, функциональные системы).
г)организмы (растения и животные).
д)надорганизменный (популяции, биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом).
3.Человеческое общество – делится на уровни:
а)индивид.
б)семья.
в)группа.
г)коллектив.
д)государство.
е)нация.
ж)сообщество государств.
з)человечество в целом.
и)ноосфера.

Делай что должен, и будь что будет.

Реквизиты для пожертвований на сайт:
WebMoney R368719312927
ЯндексДеньги 41001757556885

Lux

· Administrator

·

·

· Сообщений: 1942

· Карма: +2/-1

· Пол:

· «Мы русские, мы всё одолеем» - А.Суворов

·

o

·

o

· Курс: ^|^|^

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.