Вопрос №45. Политика и политическое сознание. Право и правосознание. Политика – отношения между классами, государствами, которые включают в себя согласие, подчинение, господство, конфликт, борьбу. Политика отождествляется с такими явлениями как господство, власть, государство. Политика – это функция управления, поддержания порядка, контроль на обществом, чел-ком. Политика играет важную роль в жизни чел-ка. Выделяют: 1.Внутренняя политика – совокупность мер, которые осуществляют в стране государство и политические партии, стоящие у власти. Она носит отраслевой характер: финансовая, оборонная и т.д. 2.Внешняя политика – совокупность мер, цель которых отстоять интересы данного гос-ва перед другими гос-вами. Внутренняя и внешняя политика взаимосвязаны. Право – это одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия, поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Для права характерны: общая обязательность правил, их определенность, применение единого масштаба и меры к этим отношениям, которые имеют одинаковые правовые признаки. Политическое сознание – с-ма взглядов, теорий, стремлений и настроений, выражающих отношение людей к власти, политической с-ме общ-ва. Политика – это сознательно реализуемая линия поведения классов, соц. групп, партий, гос-в по отношению к другим классам, соц. группам, партиям, гос-вам. Отражение отношений м-ду ними, теоретическое выражение их коренных интересов и целей – политическое сознание. В нем особенно отчетливо выделяются идеологический и психологический аспекты. Идеология – теоретизированная его часть. Она обосновывает взгляды соц. общности, личности, гос-ва на политику, формулирует программу действий, цили и формы их достижения. Политическая психология передает чувства, стремления, порывы и настроения соц. общностей и отдельных людей, порождаемые проводимой в общ-ве политикой. Это – соц. солидарность, организованность, готовность к действию, решительность или, напротив, колебания, апатия, соц. ненависть, инфантильность, безразличие. Политическое сознание включает не только политические учреждения и теории, но и политические программы и платформы, политическую стратегию и тактику, к-рые вырабатывают определенную линию поведения на длительную перспективу и в той или иной конкретной обстановке. Оно формирует также отношение к вопросам войны и мира. Правовое сознание – это сов-сть прав и обязанностей членов общ-ва, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном и незаконном, должном и обязательным в отношениях м-ду людьми в данном общ-ве. Оно закрепляется в з-нах, указах, имеющих юридическое оформление в виде правил, норм, на основе к-рых формируются правовые отношения в общ-ве. В правосознание входят право как с-ма общеобязательных соц. норм и с-ма взглядов людей на право, оценка ими существующих в гос-ве норм права как справедливых и несправедливых. Сколько людей – столько правосознаний. Право делится на отрасли: 1.Конституционное – главное. 2.Административное. 3.Финансовое. 4.Трудовое и др. Право делится на: 1.Публичное. 2.Частное. Право направлено на обеспечение устойчивости общества. Его специфика тесно связана с гос-вом. Выделяют два этапа развития права: 1.Обычное – обычаи, нормы, закрепленные в з-нах гос-ва, появившиеся давно. 2.Правотворчество – самостоятельное написание з-нов. Право выполняет ф-цию регулятора отношений м-ду людьми в общ-ве, юридически оформляя сложившиеся экономические, политические и др. общественные отношения. Правосознание в целом направлено на подчинение поступков, действий соц. субъектов номам, к-рые отражают соц. природу права.
Вопрос №46. Нравственные отношения и мораль. Специфика религии как формы общественного сознания. Мораль – это система правил, норм, оценок и идеалов поведения людей в личной и общественной жизни по отношению друг к другу, к коллективу, классу, гос-ву и обществу в целом. Разница между правом и моралью заключается в том, что мораль не опирается на гос-во, а опирается на авторитет и силу общественного мнения. Мораль еще отличается тем, что выполнение каждым чел-ком ее требований контролируется всеми. Требования принимают форму безличного долженствования, касающегося всех, но ни от кого не исходящего повеления. Мораль направлена к внутреннему миру чел-ка, к его совести, долгу. Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, осуществлять нравственный самоконтроль, производить самооценку совершаемых поступков, подчинять личный интерес общественному, сопоставление намерений с общественными требованиями. Долг – осознание чел-ком собственных обязанностей перед общ-вом, народом. Долг требует внутренне принимаемого обязательства. Выделяют исторические и религиозные типы морали (мораль родового общ-ва, феодального; христианская мораль), мораль соц. общностей (пролетарская и т.д.). Религиозное сознание– мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала – Бога, творца всего сущего, и потустороннего мира. Сформировалось давно – 50 –80 тыс. лет назад как способ объяснения происходящего в мире. В силу непонимания реальной зависимости людей от природных катаклизмов, явлений; - иллюзорная зависимость чел-ка от сверхъестественных сил. Религия разбивает мир на сверхъестественный (находится над реальным несовершенным миром) и обычный («тварный»). Религия основана на вере, не надо рассуждать, а верить. В религии есть определенная система культовых действий, чтобы сверхъестественное положительно повлияло на наш мир.
Вопрос №47. Эстетическое сознание. Искусство как специфическая форма отражения действительности. Эстетическое сознание – сов-сть вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном. Оно связано с эстетической деятельностью и эстетическим отношением чел-ка к миру. Последнее выражается в труде, быту и заключается в изменении и производстве предметов, явлений по з-нам красоты. Эстетическое сознание отражает действительность в системе художественных образов. Его функции: 1.Познавательная. 2.Воспитательная (идеологическая). 3.Эстетическая (понятие о красоте). 4.Критическая (отражает негативные стороны действительности). Искусство отражает действительность в форме художественных произведений. В искусстве главное развитие - развитие понятий о красоте.
Вопрос 48 Сущность и структура процесса познания Что такое знание? В чем состоит сущность процесса познания? Огнестицизм- фил. Учение, кот ставит под сомнение сущность действительности. Гносиология- теория познания, та область философии, кот изучает природу познания, условия, способы и форму познания, отношения знания к действительности. Источник познания-сама объективная реальность. Термин знание-3 значения: -возможность что либо осуществить, -любая позновательно-значимая инфа, -гносиологическая форма отношения человека к действительности. 3 элемента познания: 1)субъект-тот кто действует, влияет на объект 2)объект- включенный в человеческую деят-ть и познание фрагмент окружающей реальности ,в этой роли может выступать и сам чел,это то что привлечено к своему вниманию субъектом. 3)посредник познания-средства познания как метериального хар-ра так и идеального Активная роль субъекта: Избирательное отношение к окр миру, целенаправленность процесса познания, непрерывная поисковая и корректирующая работа нервов Образ- идеальное обобщение существенных отношений объекта,его мы фиксируем в знаках, функция знака- сохранение инфы и передача. На основе знаков формируются естественные и искусственные языки. Главная движущая сила познания-практика.-материальная,чувственно-полагающая деятельность чела, направленная на смену и приспособление среды естественной и социальной к потребностям ощества. Виды практической деятельности: Материально производственная, Общественно политическая, Научно-экспериментальная(связующее звено между практической и теоретической деятельностью.) Практика-материально-предметная деятельность, познание-идеальнообразная деятельность. Функции практики по отношению к позаннию: -исходный пунк познания, -движущая сила познания, -Основа познания-дает наиболее полно раскрыть суть вещей -служит критерием познания-средство разделения истинных и ошибочных положений, -практика выступает конечной целью познания, -практика порождает познавательные способности Познание-прцесс цеоенаправленного активного отрожения мира в сознании людей,обусловденный общественно-исторической практикой.
Вопрос 49 Диалектика познания. Проблема истины. Познание развивается на основе практики. Любой объект имеет 2 стороны: поверхностная-явление, сущностная-внутренняя. Любой объект познания достаточно сложен Выделяют чувственное познание и рациональное: -чувственное возникает при непосредственном столкновении субъекта и объекта: ощущение- отражение с помощью 5 органов чувств определенных свойств; восприятие-синтетический комплекс различного рода ощущений, кот дает возможность создания единого образа предмета, носит избирательный характер; представление-обобщенный образ объекта воспринятого ранее, может познавать объекты не существующие реально -рациональное формы: Понятие-форма мысли в котобобщены признаки предмета и явления(в языке обозначаются словами) Суждение-взаимосвязь понятий,логическая форма мышления в кот утверждается или отрицается что либо относительно объекта познания.суждения могут быть различными:единичные,общие. Умозаключениелогический процесс в ходе кот на основе нескольких суждний выводятся новый суждения. Типы: индуктивное(от единичного к общему), дедуктивное(от общего к частному) Сенсуализм-акцент на том что все знания выведены из чевственного опыта, Рационализм-только на основе рационального мышления можно познать мир. Творчество-механизм приспособления чела в нескончаемо разнообразном и изменчивом мире. Интуиция-особая форма скачка от незнания к знанию, возникает на основе опыта Истина Адекватное отражение объекта в сознании субъекта, кот воссоздает объект таким, каким он существует вне сознания субъекта -Объективная(не зависит от субъекта от сознания) -субъективная(истина существует только в субъекте) -абсолютная(полное исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта, предел к кот стремиться наше сознание) -относительная(любое знание не полно, так как оно базируется на науке того времени, не отражает полной действительности, по каким то объективным причинам) -конкретность истины-правильно отражена сущность явлений и условий,в кот эта истина развивается. Критерии истины-практика, помимо: подтверждение фактов, Соответствие принципам научной теории,логическая и концептуальная непротиворечивость.
Вопрос 50 Научное познание его сущность и особенности 2 уровня познания-чувственный и теоретический Научное познание-теоретический уровень, совокупность форм и методов, применение кот имеет целью получение такого знания, кот можно было бы использовать практически.результат научного знания-научная картина мира. Научное познание поздний продукт цивилизации. Становление нач-ся в античности-Евклид,Пифагор. Эпоха Возрождения-Галилей-принципы планируемого эксперимента. 16-17в- теоретические науки, 17в-грамматика,риторика,диалектика,геометрия,арифметитка,теория музыки,астрономия. В научных исследованиях выдвигаются на 1 место постулаты причин и следствий. Статическая картина мира формирует предпосылки динамической картины мира. Отличие научного познания от обыденного:логика доказательств, сформализованность и системность результатов. Середина 20 в-доказательство теряет место ведущего критерия научного познания-позиция фолибилизма. Всякое научное знание носит гипотетический характер, так как оно абсолютным быть не может Наука тесным образом связана с техникой, до 19 в наука рассматривается как увлечение, с конца 19в-научные поиски отражали качественное состояние технологии производства. Научное познание имеет сложную структуру:объект, субъект, методы, средства,опыт,навыки,идеалы,нормы,установки,стиль мышления, психические привычки и стереотипы. Имперический уровень базируется на чувственном познании, рациональное содержание не исключается
Вопрос №51. Методы научного познания. Теория и гипотеза. Научное познание – важная сфера деятельности современного общества. С середины 20 в. идет НТР. Особенности научного познания раскрывает теория и гипотеза. Древние вавилонские астрономы хорошо знали звезды, но делать прогнозы по солнечному затмению и другому передвижению планет не могли. Сейчас любой астроном может делать такие прогнозы. Развитая научная теория – система или цепочка взаимосвязанных з-нов науки. При этом з-ны с помощью логики и вычислений могут выводиться из других з-нов. (Теория вращения планет вокруг Солнца – 3 з-на (в математической форме) с помощью них мы можем прогнозировать движение планет. Если приплюсовать к этой теории ньютоновскую механику, то мы получим мощную теорию движения планет (механика)). Они дают прочные знания, не прибегая, к длительным наблюдениям. Научная теория – инструкция, правило для научной деятельности. Научная теория систематизирует окружающий мир. Мир становится упорядоченным. З-ны обладают особенностями благодаря тому, что любой научный з-н – отражение объективной действительности, но разница между ними: з-ны объективной действительности существуют без нас, независимо от нас, в з-ны науки они превращаются тогда, когда ученые опишут эти з-ны. (Опираясь на з-ны Менделеева можно описать свойства неизвестных элементов и получить их искусственно). Научная теория облегчает и ускоряет процесс познания окружающего мира. Физик Больцман: «Нет ничего практичнее хорошей научной теории». Важной формой возникновения научной теории является гипотеза (с греч. – основание, предположение). Научная гипотеза отличается от обычных предположений тем, что научная гипотеза должна быть хорошо обоснована научными фактами, твердо установленными з-нами науки. Возникают гипотезы способами: 1.Как обобщение значительного числа наблюдений, экспериментов (эмпирический путь). (Приливы и отливы зависят от расположения Луны). 2.Как творческие догадки ученого, учитывающие твердо установленные з-ны науки. (Эйнштейн в теории относительности высказал свою творческую догадку. В 1976 г. были запущены две станции «Венера – 9» и «Венера - 10». Для расчета траектории посадки на Венеру использована теория Эйнштейна). Превращение гипотезы в теорию происходит только за счет практики. Эксперимент и наблюдение. Научные наблюдения отличаются: 1.Они ведутся с помощью специальных приборов. 2.Они проводятся по специальной программе над заранее определенными объектами. 3.Любое научное наблюдение преследует строго определенную цель. 4.Они проводятся над теми объектами и процессами, которые в обычной жизни почти не встречаются или встречаются редко. 5.Они должны соответствовать требованиям высокой точности. Но они оставляют процесс, объект неизменным, поэтому с научным наблюдением мы познаем только внешние черты. Чтобы познать внутренние свойства объекта есть эксперимент – экспериментатор активно вмешивается в объект. Свойства эксперимента те же, что и у наблюдения. В теории познания - 4 вида эксперимента: 1.Поиковый – обнаружение новых свойств явления, объекта. 2.Проверочный – подтверждение или опровержение гипотез, оценка их точности. 3.Конструктивный – создает новые вещества, устройства, которых нет в природе. 4.Контрольный – проверка измерительных приборов аппаратов. Но это в теоретической абстракции, а в реальности все эти виды эксперимента тесно переплетаются часто в одном эксперименте. Общенаучные методы познания. Современная наука развивается быстро, она изучает разные сферы материального мира – это приводит к тому, что постоянно возникают новые науки – это дифференциация научных знаний. Но также происходит интеграция науки. З-ны, открытые в одной науке, находят применение в другой науке. (Появление и развитие методов, которые развивают науку). - дедуктивный метод. - индуктивный метод. Два уровня научного знания: 1.Теоретический. 2.Эмпирический. В современной науке теории выглядят слишком абстрактно. С помощью математики и логики эти теории сопоставляются с эмпирическим уровнем. Когда на эмпирическом уровне накапливается много материала, ученые обобщают эти знания с помощью математики, логики и формулируют теоретический уровень – теорию. От теоретического метода к эмпирическому – дедуктивный (от общего к частному). От эмпирического уровня к теоретическому – индуктивный метод (от частного к общему). Эти методы взаимосвязаны друг с другом. Анализ и синтез. Когда ученые познают явления, они располагают только поверхностными знаниями. Ученые разбивают явления на части и изучают эти части отдельно – анализ. Но в процессе анализа используют целое. Затем ученые устанавливают связь между частями и устанавливают целого явления – синтез. Логический и исторический методы. Каждую систему природы можно рассматривать с двух точек зрения: 1.Логический подход - объект познается как сложившийся, сформировавшийся в некоторой степени завершенный. 2.Исторический подход-изучаются этапы развития объекта. Эти подходы сочетаются (когда к врачу обращается пациент, врач изучает симптомы в данный момент – логический подход – и ставит диагноз в данный момент. Но чтобы точно поставить диагноз нужно написать, изучить историю болезни – исторический подход. Это дополнение историческими сведениями логических сведений приводит к точному установлению диагноза. Врач отслеживает дальнейшее течение болезни и корректирует процесс лечения). Модели и моделирование в научном познании. Математический метод. Модель (с франц. – образец). Часто в современной науке бывает, что тот или иной объект недоступен исследованию по разным причинам, поэтому прибегают к моделированию – поиск объекта, который в основных свойствах сходен с интересующим объектом (объект заменитель). Если мы сможем применить изучение явления объекта-заменителя к объекту, то объект-заменитель – модель. Применение свойств объекта-заменителя к интересующему объекту – моделирование. (Сходство состава крови чел-ка и макак-резус – резус-фактор. Кровь обезьяны – модель крови чел-ка). Часто применяют идеальное моделирование - его вид мысленный эксперимент, на бумаге, в уме. Разновидность модели и моделирования – математические модели. В кач-ве объекта-заменителя – различные математические уравнения. Математическое моделирование широко распространено. Математические методы точны, позволяют достигнуть результата, объективны. Но иногда математическое моделирование замедляет процесс и искажает действительность.
Вопрос 52 Дискуссия о роли науки в современном обществе. Наука важное явление современной жизни Внутренние закономерности развития науки: -преемственность, -чередование периодов относительно спокойного развития и периодов крутой ломки -сложные сочетания процессов интеграции и дифференциации -углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации -усиление роли науки в жизни людей 2 точки зрения: 1)сциентизм- мировоззренческая позиция в основе которой лежит представление о научном знании как о высшей ценности 2)антисциентизм- науку нельзя считать наивысшим достижением цивилизации. Наука опасна, человечество стоит на грани самоуничтожения. Наука проникает во все сферы жизнедеятеьности.
Вопрос №53. Понятие природы, живая и неживая природы, их качественное различие и взаимосвязь. Философская теория природы разрабатывается. Философия обращает внимание на природу, т.к. бурно развивается НТР и техника, нужно соотносить закономерности развития природы и общества. В СССР философия природы не развивалась, т.к. воззрения на природу были прагматические, советская философия абсолютизировала формационный подход (социализм решит все проблемы). На Западе в 50-х гг. появился Римский клуб. Природа (в мифологии) – одухотворена (антропоморфизм). Природные явления уподобляются чел-ку. Природа (в Др.Греции) – космоцентрична. Они пытались разгадать тайну природы. Природа – одушевленное целое; - сила, которая неизмеримо превосходит чел-ка. Природа – сосредоточение мудрости, разума, для чел-ка она – источник ресурсов. Природа (в религии) – низ, здесь все приходящее, все изменчиво. Природе противопоставляют Бога. В религии, где природа – божественного происхождения – три идеи: 1.Природа сотворена. 2.У природы есть хозяин, творец. 3.Природа существует ради какой-то цели. Природа и культура противоположны (Новое время). Природа (в новой философии) противостоит чел-ку развивается независимо от него. Природа – объект интенсивной деятельности чел-ка. Вся природа выражена небольшим числом з-нов, это мнение есть и сейчас. В современной философии природа (в широком смысле) включает, кроме флоры и фауны, чел-ка и общество. Природа (в узком смысле) – совокупность живой и неживой материи – необходимое условие в развитии человеческого общества. Природа – онтологического начала – то, что существует. А материя выражена в более гносеологическом смысле. Но и природа, и материя отражают объективную реальность, но фиксируют различные аспекты. Ступени эволюционного развития природы: 1.Неорганическая природа – бытие, протекающее в пространстве и времени. 2.Органическая природа. 3.Общественная природа. Они взаимосвязаны. Неорганическая природа – бытие, протекающее в пространстве и времени. Самый большой пространственный интервал = 1027 световых лет. Самый маленький = 10-12 – 10-13 – диаметр ядра. Известная часть Вселенной возрастом 15 млрд. лет. Создали теорию развития и рождения мироздания, т.е. Вселенная – самоорганизующаяся система, в ней непрерывно возникают более или менее стабильные структуры, между структурами происходит обмен веществом, кол-вом движения. Нет ничего неизменного – весь мир – процесс. Постоянно есть флуктуации (отклонения в развитии). Долго считали, что природа не изменяется, что природа – циклична. Но ученые доказали, что она развивается. Признаки жизни на Земле появились 3 млрд. лет тому назад. 2 млрд. лет назад появились клетки способные к фотосинтезу, появилась биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая геологической и физико-химической организованностью. На рубеже 19 – 20 в. русские космисты (Циолковский) сказали, что жизнь – явление космического, а не планетарного порядка. Жизнь – сплошной во времени и пространстве поток, в котором постоянно происходит преобразование вещества, энергии, информации. Человечество – естественный элемент биосферы. Развитие человеческого общества (по космистам) – результат единого космического процесса. Этапы развития научного знания: 1.Первая ступень – 17 в. – Галилей, Ньютон придали идее движения строгую форму, они открыли з-ны, заложили основы современной физики. 2.Вторая ступень – Дарвин дал основу представлений об эволюции живой природы: наследственность, изменчивость, естественный отбор. 3.Русский космизм - Вернадский разработал учение о ноосфере – единство всех эволюционных процессов, протекающих во Вселенной. Он говорил, что человечество превратится в решающий фактор эволюции. Весь облик Земли возник благодаря тому, что на Земле возникла жизнь. Жизнь способствовала солнечной энергии оказать огромное влияние на развитие Земли. Возникла биогеохимия, связывающая живую и неживую материю. Природа развивается стихийно. Она находит решение, но через множественные ошибки. Человечество учится у природы. Природа (в рус. от род), она породила чел-ка, чел-к имеет генетическую связь с природой. Но не смотря на эту связь, чел-к приобретает способность к творческому воспроизведению реальности. Чел-к – это универсальная сила природы, это не чисто природная сила, это еще и социальное существо. Единство с природой чел-к осуществляет через труд. Эволюционный процесс: 1.Космическая эволюция. 2.Биологическая эволюция. 3.Культурная эволюция.
Вопрос №54. Природа и общество, их диалектическая взаимосвязь. Современная философия устанавливает генетическую связь между тремя эволюциями. Эволюционный процесс: 1.Космическая эволюция. 2.Биологическая эволюция. 3.Культурная эволюция. Человек зависим от природы, т.к. чел-к – это еще и природное существо. Зависимость выражается в естественных потребностях (пища, вода и др.). Эта зависимость сочетается с относительной независимостью - т.е. может создать вокруг себя маленький теплый мир (пещера, нора, квартира), одел одежду. Чел-к может накапливать запасы пищи. Зависит чел-к от локальных природных условий, от флоры, фауны и климата. Сейчас эта зависимость завуалирована. Ученые установили закономерность: где природные условия слишком благоприятные или слишком неблагоприятные развитие идет медленно. По Марксу природные условия: 1.Естественные богатства – средства жизни. 2.Естественные богатства – средства труда (полезные ископаемые, водоемы). В 18 в. возникает географический детерминизм (Монтескье) в работе «О духе законов» - судьба народов и стран определяется климатом. Бокль: «Характер пищи тоже определяет характер народов». Мечников: «Основные этапы человеческого общества определены гидросферой». Три этапа: 1.Речная цивилизация. 2.Средиземноморская. 3.Океанская. К 20 в. географический детерминизм вылился в геополитику. Человеческое общество зависит и от стихийных процессов природы: наводнений, землетрясений. Чел-к – природообразующий фактор. Вторая природа (техносфера, экотехносфера) делает продукты питания и другое, она развивается по тем же з-нам, но ее развитие определяет чел-к. Воздействие второй природы на первую образует экологическую проблему – чел-к нарушает процессы саморегуляции природы (гомеостаз): 1.Истребляет многие виды животных. 2.Чел-к разводит растения и животные, которых не было в данном регионе. 3.Чел-к разводит новые виды живых существ, которых вообще не было в природе. 4.Чел-к вырубает леса, осушает болота – нарушает гомеостаз. Коэволюционное развитие чел-ка и природы – это такое взаимодействие, которое не выводит биосферу из естественных параметров без нарушения гомеостаза. Типы взаимоотношений природы и общества: 1.Утилитарно-практическое отношение – природа – источник благ. 2.Познавательное – природа – объект исследований. 3.Адаптивное – чел-к привыкает жить в определенном природном окружении. 4.Любовь к природе. 5.Восприятие красоты природы – эстетическое отношение. 6.Оздоровительная функция природы.
Вопрос №55. Основные парадигмы социологической мысли (О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, П.А. Сорокин). Общество – сложная научная система. Его исследование сопряжено с трудностями: 1.Общественная жизнь очень динамична. 2.В историческом процессе велика роль случая и субъективного фактора. Общественная жизнь изучается разными науками: социология, история, политология. Задачи конкретных наук: они исследуют строение общества, его закономерности в каждой сфере. Знание конкретной науки беднее, чем исторический процесс. Научные знания позволяют определить задачи общества в данный момент. В отличие от конкретных наук, философия ищет всеобщие черты в историческом процессе. Философия разрабатывает понятийный аппарат, проблему единства исторического процесса. Философия ищет системообразующие факторы исторического процесса. В сер-не 19 в. от философии отделилась социология. У философии и социологии есть общие связи, т.к. социология использует философские способы. Основатель социологии О. Конт, он защищал необходимость объективных социологических исследований. Он разделил социологию на: - Социальную статику – условия существования и з-ны функционирования общества. - Социальную динамику – з-ны развития общества. Соц. статика изучает строение общ-ва. Конт выделил соц. институты: семья, гос-во, религия. Соц. динамика – з-н трех стадий общественного развития: 1.Теологическая стадия – начинается с древности до 13 в. 2.Метафизическая - 14 – 18 вв. 3.Позитивная – с 19 в. от Маркса и Энгельса. Маркс: «Общ-во – сверхсложная саморазвивающаяся система всех стран, к-рые нах-ся на одной стадии экономического развития». Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это общ-во на одной экономической стадии. Взаимод-ие производительных сил и производственных отношений определяют развитие общ-ва. ОЭФ: 1.Первобытное. 2.Азиатская. 3.Рабовладельческая. 4. Феодальная. 5.Капиталистическая. 6.Коммунистическая. Маркс: «До коммунизма – предыстория человечества». «Коммунизм – всеобщее рав-во, от каждого по способностям каждому по потребностям». Вся история – история классовой борьбы. Когда мы оцениваем общественное явление, мы должны руководствоваться классовым подходом. Герберт Спенсер: Общ-во – объединение индивидов. «Движущая сила общ-ва – различия в развитии и ндивидов». Спенсер – основатель органической школы социологии, он развивал климатический подход. Виндельбанд и Риккерт связывали развитие общ-ва с теорией ценностей. Эмиль Дюркгейм тоже ставит главным ценности. Общ-во автономная сфера бытия. Общ-во развивается по собственным з-нам. Соц. факторы определяют развитие общ-ва. Соц. факторы: 1.Материальные и духовные ценности. 2.Соц. коллективы: а)семья. б)профессиональная группа. в)гос-во. В общ-ве разделение труда, к-рое порождает соц. институты (мораль, религия), к-рые объединяют общ-во. Причинность соц. процессов порождает взаимод-ие соц. институтов. В общ-ве – соц. эволюция, к-рая из-за разделения труда. Разделение труда формирует различие м-ду людьми, придает взаимод-ию органический характер, формирует общественное сознание. Соц. нерав-во – из-за нарушения эквивалентности обмена продуктами труда, к-рое из-за несоответствия индивида соц. роли. Нужно установить свод правил, для нормирования эквивалентности, к-рый должна разработать социология. Макс Вебер считает необходимым соотнести материал социологии с эстетическими экономическими ценностями. Его работа «Протестантская этика и дух капитализма». Он спорит с марксизмом. Дух капитализма – предпосылка возникновения самого капитализма. Долг каждого чел-ка умножать свой капитал. Честность полезна тем, что тебе будут давать в кредит. Высшая цель протестантско-капиталистической этики – деньги. Капиталистический строй – чудовищный космос, в к-рый чел-к ввергнут с самого рождения. Вебер пишет, что принципы капитализма – во всех сферах жизни общ-ва. Он применяет методологию соц. действия. Соц. действие: 1.субъектная мотивация. 2.ориентация на ожидание других. Власть предполагает взаимные ожидания. Идеал власти – образцово-рациональный тип. Петерим Александрович Сорокин: общ-во – интегральное целое. Отношения индивидов обусловлено деятельностью людей. Многообразные социо-культурные системы нах-ся в тесном взаимод-ии. Само изучение общ-ва предполагает переосмысление прошлого общ-ва и сравнение с сегодняшним общ-вом.
Делай что должен, и будь что будет.
Реквизиты для пожертвований на сайт: WebMoney R368719312927 ЯндексДеньги 41001757556885