Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Re: Вся философия в кратце. Вопрос №45. Политика и политическое сознание



« Ответ #7 : Март 27, 2011, 18:03:43 »

· Цитировать

Вопрос №45.
Политика и политическое сознание. Право и правосознание.
Политика – отношения между классами, государствами, которые включают в себя согласие, подчинение, господство, конфликт, борьбу. Политика отождествляется с такими явлениями как господство, власть, государство. Политика – это функция управления, поддержания порядка, контроль на обществом, чел-ком.
Политика играет важную роль в жизни чел-ка. Выделяют:
1.Внутренняя политика – совокупность мер, которые осуществляют в стране государство и политические партии, стоящие у власти. Она носит отраслевой характер: финансовая, оборонная и т.д.
2.Внешняя политика – совокупность мер, цель которых отстоять интересы данного гос-ва перед другими гос-вами.
Внутренняя и внешняя политика взаимосвязаны.
Право – это одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия, поведение людей, функционирование объединений и государственных органов.
Для права характерны: общая обязательность правил, их определенность, применение единого масштаба и меры к этим отношениям, которые имеют одинаковые правовые признаки.
Политическое сознание – с-ма взглядов, теорий, стремлений и настроений, выражающих отношение людей к власти, политической с-ме общ-ва. Политика – это сознательно реализуемая линия поведения классов, соц. групп, партий, гос-в по отношению к другим классам, соц. группам, партиям, гос-вам. Отражение отношений м-ду ними, теоретическое выражение их коренных интересов и целей – политическое сознание.
В нем особенно отчетливо выделяются идеологический и психологический аспекты. Идеология – теоретизированная его часть. Она обосновывает взгляды соц. общности, личности, гос-ва на политику, формулирует программу действий, цили и формы их достижения. Политическая психология передает чувства, стремления, порывы и настроения соц. общностей и отдельных людей, порождаемые проводимой в общ-ве политикой. Это – соц. солидарность, организованность, готовность
к действию, решительность или, напротив, колебания, апатия, соц. ненависть, инфантильность, безразличие.
Политическое сознание включает не только политические учреждения и теории, но и политические программы и платформы, политическую стратегию и тактику, к-рые вырабатывают определенную линию поведения на длительную перспективу и в той или иной конкретной обстановке. Оно формирует также отношение к вопросам войны и мира.
Правовое сознание – это сов-сть прав и обязанностей членов общ-ва, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном и незаконном, должном и обязательным в отношениях м-ду людьми в данном общ-ве. Оно закрепляется в з-нах, указах, имеющих юридическое оформление в виде правил, норм, на основе к-рых формируются правовые отношения в общ-ве. В правосознание входят право как с-ма общеобязательных соц. норм и с-ма взглядов людей на право, оценка ими существующих в гос-ве норм права как справедливых и несправедливых. Сколько людей – столько правосознаний. Право делится на отрасли:
1.Конституционное – главное.
2.Административное.
3.Финансовое.
4.Трудовое и др.
Право делится на:
1.Публичное.
2.Частное.
Право направлено на обеспечение устойчивости общества. Его специфика тесно связана с гос-вом.
Выделяют два этапа развития права:
1.Обычное – обычаи, нормы, закрепленные в з-нах гос-ва, появившиеся давно.
2.Правотворчество – самостоятельное написание з-нов.
Право выполняет ф-цию регулятора отношений м-ду людьми в общ-ве, юридически оформляя сложившиеся экономические, политические и др. общественные отношения. Правосознание в целом направлено на подчинение поступков, действий соц. субъектов номам, к-рые отражают соц. природу права.

 

Вопрос №46.
Нравственные отношения и мораль. Специфика религии как формы общественного сознания.
Мораль – это система правил, норм, оценок и идеалов поведения людей в личной и общественной жизни по отношению друг к другу, к коллективу, классу, гос-ву и обществу в целом. Разница между правом и моралью заключается в том, что мораль не опирается на гос-во, а опирается на авторитет и силу общественного мнения. Мораль еще отличается тем, что выполнение каждым чел-ком ее требований контролируется всеми. Требования принимают форму безличного долженствования, касающегося всех, но ни от кого не исходящего повеления. Мораль направлена к внутреннему миру чел-ка, к его совести, долгу. Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, осуществлять нравственный самоконтроль, производить самооценку совершаемых поступков, подчинять личный интерес общественному, сопоставление намерений с общественными требованиями.
Долг – осознание чел-ком собственных обязанностей перед общ-вом, народом. Долг требует внутренне принимаемого обязательства. Выделяют исторические и религиозные типы морали (мораль родового общ-ва, феодального; христианская мораль), мораль соц. общностей (пролетарская и т.д.).
Религиозное сознание– мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала – Бога, творца всего сущего, и потустороннего мира.
Сформировалось давно – 50 –80 тыс. лет назад как способ объяснения происходящего в мире. В силу непонимания реальной зависимости людей от природных катаклизмов, явлений; - иллюзорная зависимость чел-ка от сверхъестественных сил. Религия разбивает мир на сверхъестественный (находится над реальным несовершенным миром) и обычный («тварный»). Религия основана на вере, не надо рассуждать, а верить. В религии есть определенная система культовых действий, чтобы сверхъестественное положительно повлияло на наш мир.


 


Вопрос №47.
Эстетическое сознание. Искусство как специфическая форма отражения действительности.
Эстетическое сознание – сов-сть вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном. Оно связано с эстетической деятельностью и эстетическим отношением чел-ка к миру. Последнее выражается в труде, быту и заключается в изменении и производстве предметов, явлений по з-нам красоты.
Эстетическое сознание отражает действительность в системе художественных образов. Его функции:
1.Познавательная.
2.Воспитательная (идеологическая).
3.Эстетическая (понятие о красоте).
4.Критическая (отражает негативные стороны действительности).
Искусство отражает действительность в форме художественных произведений. В искусстве главное развитие - развитие понятий о красоте.



Вопрос 48
Сущность и структура процесса познания
Что такое знание? В чем состоит сущность процесса познания?
Огнестицизм- фил. Учение, кот ставит под сомнение сущность действительности.
Гносиология- теория познания, та область философии, кот изучает природу познания, условия, способы и форму познания, отношения знания к действительности.
Источник познания-сама объективная реальность. Термин знание-3 значения:
-возможность что либо осуществить,
-любая позновательно-значимая инфа,
-гносиологическая форма отношения человека к действительности.
3 элемента познания:
1)субъект-тот кто действует, влияет на объект
2)объект- включенный в человеческую деят-ть и познание фрагмент окружающей реальности ,в этой роли может выступать и сам чел,это то что привлечено к своему вниманию субъектом.
3)посредник познания-средства познания как метериального хар-ра так и идеального
Активная роль субъекта:
Избирательное отношение к окр миру, целенаправленность процесса познания, непрерывная поисковая и корректирующая работа нервов
Образ- идеальное обобщение существенных отношений объекта,его мы фиксируем в знаках, функция знака- сохранение инфы и передача. На основе знаков формируются естественные и искусственные языки.
Главная движущая сила познания-практика.-материальная,чувственно-полагающая деятельность чела, направленная на смену и приспособление среды естественной и социальной к потребностям ощества.
Виды практической деятельности:
Материально производственная,
Общественно политическая,
Научно-экспериментальная(связующее звено между практической и теоретической деятельностью.)
Практика-материально-предметная деятельность,
познание-идеальнообразная деятельность.
Функции практики по отношению к позаннию:
-исходный пунк познания,
-движущая сила познания,
-Основа познания-дает наиболее полно раскрыть суть вещей
-служит критерием познания-средство разделения истинных и ошибочных положений,
-практика выступает конечной целью познания,
-практика порождает познавательные способности
Познание-прцесс цеоенаправленного активного отрожения мира в сознании людей,обусловденный общественно-исторической практикой.

Вопрос 49
Диалектика познания. Проблема истины.
Познание развивается на основе практики. Любой объект имеет 2 стороны: поверхностная-явление, сущностная-внутренняя.
Любой объект познания достаточно сложен Выделяют чувственное познание и рациональное:
-чувственное возникает при непосредственном столкновении субъекта и объекта: ощущение- отражение с помощью 5 органов чувств определенных свойств; восприятие-синтетический комплекс различного рода ощущений, кот дает возможность создания единого образа предмета, носит избирательный характер; представление-обобщенный образ объекта воспринятого ранее, может познавать объекты не существующие реально
-рациональное формы:
Понятие-форма мысли в котобобщены признаки предмета и явления(в языке обозначаются словами)
Суждение-взаимосвязь понятий,логическая форма мышления в кот утверждается или отрицается что либо относительно объекта познания.суждения могут быть различными:единичные,общие.
Умозаключениелогический процесс в ходе кот на основе нескольких суждний выводятся новый суждения. Типы: индуктивное(от единичного к общему), дедуктивное(от общего к частному)
Сенсуализм-акцент на том что все знания выведены из чевственного опыта,
Рационализм-только на основе рационального мышления можно познать мир.
Творчество-механизм приспособления чела в нескончаемо разнообразном и изменчивом мире.
Интуиция-особая форма скачка от незнания к знанию, возникает на основе опыта
Истина
Адекватное отражение объекта в сознании субъекта, кот воссоздает объект таким, каким он существует вне сознания субъекта
-Объективная(не зависит от субъекта от сознания)
-субъективная(истина существует только в субъекте)
-абсолютная(полное исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта, предел к кот стремиться наше сознание)
-относительная(любое знание не полно, так как оно базируется на науке того времени, не отражает полной действительности, по каким то объективным причинам)
-конкретность истины-правильно отражена сущность явлений и условий,в кот эта истина развивается.
Критерии истины-практика, помимо: подтверждение фактов,
Соответствие принципам научной теории,логическая и концептуальная непротиворечивость.

Вопрос 50
Научное познание его сущность и особенности
2 уровня познания-чувственный и теоретический
Научное познание-теоретический уровень, совокупность форм и методов, применение кот имеет целью получение такого знания, кот можно было бы использовать практически.результат научного знания-научная картина мира.
Научное познание поздний продукт цивилизации. Становление нач-ся в античности-Евклид,Пифагор. Эпоха Возрождения-Галилей-принципы планируемого эксперимента. 16-17в- теоретические науки, 17в-грамматика,риторика,диалектика,геометрия,арифметитка,теория музыки,астрономия. В научных исследованиях выдвигаются на 1 место постулаты причин и следствий. Статическая картина мира формирует предпосылки динамической картины мира.
Отличие научного познания от обыденного:логика доказательств, сформализованность и системность результатов.
Середина 20 в-доказательство теряет место ведущего критерия научного познания-позиция фолибилизма. Всякое научное знание носит гипотетический характер, так как оно абсолютным быть не может
Наука тесным образом связана с техникой, до 19 в наука рассматривается как увлечение, с конца 19в-научные поиски отражали качественное состояние технологии производства.
Научное познание имеет сложную структуру:объект, субъект, методы, средства,опыт,навыки,идеалы,нормы,установки,стиль мышления, психические привычки и стереотипы.
Имперический уровень базируется на чувственном познании, рациональное содержание не исключается

Вопрос №51.
Методы научного познания.
Теория и гипотеза.
Научное познание – важная сфера деятельности современного общества. С середины 20 в. идет НТР.
Особенности научного познания раскрывает теория и гипотеза.
Древние вавилонские астрономы хорошо знали звезды, но делать прогнозы по солнечному затмению и другому передвижению планет не могли. Сейчас любой астроном может делать такие прогнозы. Развитая научная теория – система или цепочка взаимосвязанных з-нов науки. При этом з-ны с помощью логики и вычислений могут выводиться из других з-нов. (Теория вращения планет вокруг Солнца – 3 з-на (в математической форме) с помощью них мы можем прогнозировать движение планет. Если приплюсовать к этой теории ньютоновскую механику, то мы получим мощную теорию движения планет (механика)).
Они дают прочные знания, не прибегая, к длительным наблюдениям. Научная теория – инструкция, правило для научной деятельности. Научная теория систематизирует окружающий мир. Мир становится упорядоченным.
З-ны обладают особенностями благодаря тому, что любой научный з-н – отражение объективной действительности, но разница между ними: з-ны объективной действительности существуют без нас, независимо от нас, в з-ны науки они превращаются тогда, когда ученые опишут эти з-ны. (Опираясь на з-ны Менделеева можно описать свойства неизвестных элементов и получить их искусственно). Научная теория облегчает и ускоряет процесс познания окружающего мира. Физик Больцман: «Нет ничего практичнее хорошей научной теории».
Важной формой возникновения научной теории является гипотеза (с греч. – основание, предположение).
Научная гипотеза отличается от обычных предположений тем, что научная гипотеза должна быть хорошо обоснована научными фактами, твердо установленными з-нами науки. Возникают гипотезы способами:
1.Как обобщение значительного числа наблюдений, экспериментов (эмпирический путь). (Приливы и отливы зависят от расположения Луны).
2.Как творческие догадки ученого, учитывающие твердо установленные з-ны науки. (Эйнштейн в теории относительности высказал свою творческую догадку. В 1976 г. были запущены две станции «Венера – 9» и «Венера - 10». Для расчета траектории посадки на Венеру использована теория Эйнштейна). Превращение гипотезы в теорию происходит только за счет практики.
Эксперимент и наблюдение. Научные наблюдения отличаются:
1.Они ведутся с помощью специальных приборов.
2.Они проводятся по специальной программе над заранее определенными объектами.
3.Любое научное наблюдение преследует строго определенную цель.
4.Они проводятся над теми объектами и процессами, которые в обычной жизни почти не встречаются или встречаются редко.
5.Они должны соответствовать требованиям высокой точности.
Но они оставляют процесс, объект неизменным, поэтому с научным наблюдением мы познаем только внешние черты.
Чтобы познать внутренние свойства объекта есть эксперимент – экспериментатор активно вмешивается в объект. Свойства эксперимента те же, что и у наблюдения.
В теории познания - 4 вида эксперимента:
1.Поиковый – обнаружение новых свойств явления, объекта.
2.Проверочный – подтверждение или опровержение гипотез, оценка их точности.
3.Конструктивный – создает новые вещества, устройства, которых нет в природе.
4.Контрольный – проверка измерительных приборов аппаратов.
Но это в теоретической абстракции, а в реальности все эти виды эксперимента тесно переплетаются часто в одном эксперименте.
Общенаучные методы познания.
Современная наука развивается быстро, она изучает разные сферы материального мира – это приводит к тому, что постоянно возникают новые науки – это дифференциация научных знаний. Но также происходит интеграция науки. З-ны, открытые в одной науке, находят применение в другой науке. (Появление и развитие методов, которые развивают науку).
- дедуктивный метод.
- индуктивный метод.
Два уровня научного знания:
1.Теоретический.
2.Эмпирический.
В современной науке теории выглядят слишком абстрактно. С помощью математики и логики эти теории сопоставляются с эмпирическим уровнем. Когда на эмпирическом уровне накапливается много материала, ученые обобщают эти знания с помощью математики, логики и формулируют теоретический уровень – теорию. От теоретического метода к эмпирическому – дедуктивный (от общего к частному). От эмпирического уровня к теоретическому – индуктивный метод (от частного к общему). Эти методы взаимосвязаны друг с другом.
Анализ и синтез.
Когда ученые познают явления, они располагают только поверхностными знаниями. Ученые разбивают явления на части и изучают эти части отдельно – анализ. Но в процессе анализа используют целое. Затем ученые устанавливают связь между частями и устанавливают целого явления – синтез.
Логический и исторический методы. Каждую систему природы можно рассматривать с двух точек зрения:
1.Логический подход - объект познается как сложившийся, сформировавшийся в некоторой степени завершенный.
2.Исторический подход-изучаются этапы развития объекта.
Эти подходы сочетаются (когда к врачу обращается пациент, врач изучает симптомы в данный момент – логический подход – и ставит диагноз в данный момент. Но чтобы точно поставить диагноз нужно написать, изучить историю болезни – исторический подход. Это дополнение историческими сведениями логических сведений приводит к точному установлению диагноза. Врач отслеживает дальнейшее течение болезни и корректирует процесс лечения).
Модели и моделирование в научном познании. Математический метод.
Модель (с франц. – образец). Часто в современной науке бывает, что тот или иной объект недоступен исследованию по разным причинам, поэтому прибегают к моделированию – поиск объекта, который в основных свойствах сходен с интересующим объектом (объект заменитель). Если мы сможем применить изучение явления объекта-заменителя к объекту, то объект-заменитель – модель. Применение свойств объекта-заменителя к интересующему объекту – моделирование. (Сходство состава крови чел-ка и макак-резус – резус-фактор. Кровь обезьяны – модель крови чел-ка). Часто применяют идеальное моделирование - его вид мысленный эксперимент, на бумаге, в уме.
Разновидность модели и моделирования – математические модели. В кач-ве объекта-заменителя – различные математические уравнения. Математическое моделирование широко распространено. Математические методы точны, позволяют достигнуть результата, объективны. Но иногда математическое моделирование замедляет процесс и искажает действительность.



Вопрос 52
Дискуссия о роли науки в современном обществе.
Наука важное явление современной жизни
Внутренние закономерности развития науки:
-преемственность,
-чередование периодов относительно спокойного развития и периодов крутой ломки
-сложные сочетания процессов интеграции и дифференциации
-углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
-усиление роли науки в жизни людей
2 точки зрения:
1)сциентизм- мировоззренческая позиция в основе которой лежит представление о научном знании как о высшей ценности
2)антисциентизм- науку нельзя считать наивысшим достижением цивилизации. Наука опасна, человечество стоит на грани самоуничтожения.
Наука проникает во все сферы жизнедеятеьности.


Вопрос №53.
Понятие природы, живая и неживая природы, их качественное различие и взаимосвязь.
Философская теория природы разрабатывается. Философия обращает внимание на природу, т.к. бурно развивается НТР и техника, нужно соотносить закономерности развития природы и общества. В СССР философия природы не развивалась, т.к. воззрения на природу были прагматические, советская философия абсолютизировала формационный подход (социализм решит все проблемы). На Западе в 50-х гг. появился Римский клуб.
Природа (в мифологии) – одухотворена (антропоморфизм). Природные явления уподобляются чел-ку.
Природа (в Др.Греции) – космоцентрична. Они пытались разгадать тайну природы. Природа – одушевленное целое; - сила, которая неизмеримо превосходит чел-ка. Природа – сосредоточение мудрости, разума, для чел-ка она – источник ресурсов.
Природа (в религии) – низ, здесь все приходящее, все изменчиво. Природе противопоставляют Бога. В религии, где природа – божественного происхождения – три идеи:
1.Природа сотворена.
2.У природы есть хозяин, творец.
3.Природа существует ради какой-то цели.
Природа и культура противоположны (Новое время).
Природа (в новой философии) противостоит чел-ку развивается независимо от него. Природа – объект интенсивной деятельности чел-ка. Вся природа выражена небольшим числом з-нов, это мнение есть и сейчас.
В современной философии природа (в широком смысле) включает, кроме флоры и фауны, чел-ка и общество. Природа (в узком смысле) – совокупность живой и неживой материи – необходимое условие в развитии человеческого общества.
Природа – онтологического начала – то, что существует. А материя выражена в более гносеологическом смысле. Но и природа, и материя отражают объективную реальность, но фиксируют различные аспекты.
Ступени эволюционного развития природы:
1.Неорганическая природа – бытие, протекающее в пространстве и времени.
2.Органическая природа.
3.Общественная природа.
Они взаимосвязаны. Неорганическая природа – бытие, протекающее в пространстве и времени. Самый большой пространственный интервал = 1027 световых лет. Самый маленький =
10-12 – 10-13 – диаметр ядра. Известная часть Вселенной возрастом 15 млрд. лет. Создали теорию развития и рождения мироздания, т.е. Вселенная – самоорганизующаяся система, в ней непрерывно возникают более или менее стабильные структуры, между структурами происходит обмен веществом, кол-вом движения. Нет ничего неизменного – весь мир – процесс. Постоянно есть флуктуации (отклонения в развитии). Долго считали, что природа не изменяется, что природа – циклична. Но ученые доказали, что она развивается. Признаки жизни на Земле появились 3 млрд. лет тому назад. 2 млрд. лет назад появились клетки способные к фотосинтезу, появилась биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая геологической и физико-химической организованностью.
На рубеже 19 – 20 в. русские космисты (Циолковский) сказали, что жизнь – явление космического, а не планетарного порядка. Жизнь – сплошной во времени и пространстве поток, в котором постоянно происходит преобразование вещества, энергии, информации.
Человечество – естественный элемент биосферы. Развитие человеческого общества (по космистам) – результат единого космического процесса. Этапы развития научного знания:
1.Первая ступень – 17 в. – Галилей, Ньютон придали идее движения строгую форму, они открыли з-ны, заложили основы современной физики.
2.Вторая ступень – Дарвин дал основу представлений об эволюции живой природы: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
3.Русский космизм - Вернадский разработал учение о ноосфере – единство всех эволюционных процессов, протекающих во Вселенной. Он говорил, что человечество превратится в решающий фактор эволюции. Весь облик Земли возник благодаря тому, что на Земле возникла жизнь. Жизнь способствовала солнечной энергии оказать огромное влияние на развитие Земли. Возникла биогеохимия, связывающая живую и неживую материю.
Природа развивается стихийно. Она находит решение, но через множественные ошибки. Человечество учится у природы. Природа (в рус. от род), она породила чел-ка, чел-к имеет генетическую связь с природой. Но не смотря на эту связь, чел-к приобретает способность к творческому воспроизведению реальности. Чел-к – это универсальная сила природы, это не чисто природная сила, это еще и социальное существо. Единство с природой чел-к осуществляет через труд.
Эволюционный процесс:
1.Космическая эволюция.
2.Биологическая эволюция.
3.Культурная эволюция.

Вопрос №54.
Природа и общество, их диалектическая взаимосвязь.
Современная философия устанавливает генетическую связь между тремя эволюциями. Эволюционный процесс:
1.Космическая эволюция.
2.Биологическая эволюция.
3.Культурная эволюция.
Человек зависим от природы, т.к. чел-к – это еще и природное существо. Зависимость выражается в естественных потребностях (пища, вода и др.). Эта зависимость сочетается с относительной независимостью - т.е. может создать вокруг себя маленький теплый мир (пещера, нора, квартира), одел одежду. Чел-к может накапливать запасы пищи. Зависит чел-к от локальных природных условий, от флоры, фауны и климата. Сейчас эта зависимость завуалирована. Ученые установили закономерность: где природные условия слишком благоприятные или слишком неблагоприятные развитие идет медленно.
По Марксу природные условия:
1.Естественные богатства – средства жизни.
2.Естественные богатства – средства труда (полезные ископаемые, водоемы).
В 18 в. возникает географический детерминизм (Монтескье) в работе «О духе законов» - судьба народов и стран определяется климатом. Бокль: «Характер пищи тоже определяет характер народов». Мечников: «Основные этапы человеческого общества определены гидросферой». Три этапа:
1.Речная цивилизация.
2.Средиземноморская.
3.Океанская.
К 20 в. географический детерминизм вылился в геополитику. Человеческое общество зависит и от стихийных процессов природы: наводнений, землетрясений. Чел-к – природообразующий фактор.
Вторая природа (техносфера, экотехносфера) делает продукты питания и другое, она развивается по тем же з-нам, но ее развитие определяет чел-к. Воздействие второй природы на первую образует экологическую проблему – чел-к нарушает процессы саморегуляции природы (гомеостаз):
1.Истребляет многие виды животных.
2.Чел-к разводит растения и животные, которых не было в данном регионе.
3.Чел-к разводит новые виды живых существ, которых вообще не было в природе.
4.Чел-к вырубает леса, осушает болота – нарушает гомеостаз.
Коэволюционное развитие чел-ка и природы – это такое взаимодействие, которое не выводит биосферу из естественных параметров без нарушения гомеостаза. Типы взаимоотношений природы и общества:
1.Утилитарно-практическое отношение – природа – источник благ.
2.Познавательное – природа – объект исследований.
3.Адаптивное – чел-к привыкает жить в определенном природном окружении.
4.Любовь к природе.
5.Восприятие красоты природы – эстетическое отношение.
6.Оздоровительная функция природы.


Вопрос №55.
Основные парадигмы социологической мысли (О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, П.А. Сорокин).
Общество – сложная научная система. Его исследование сопряжено с трудностями:
1.Общественная жизнь очень динамична.
2.В историческом процессе велика роль случая и субъективного фактора.
Общественная жизнь изучается разными науками: социология, история, политология.
Задачи конкретных наук: они исследуют строение общества, его закономерности в каждой сфере. Знание конкретной науки беднее, чем исторический процесс. Научные знания позволяют определить задачи общества в данный момент. В отличие от конкретных наук, философия ищет всеобщие черты в историческом процессе. Философия разрабатывает понятийный аппарат, проблему единства исторического процесса. Философия ищет системообразующие факторы исторического процесса.
В сер-не 19 в. от философии отделилась социология. У философии и социологии есть общие связи, т.к. социология использует философские способы. Основатель социологии О. Конт, он защищал необходимость объективных социологических исследований. Он разделил социологию на:
- Социальную статику – условия существования и з-ны функционирования общества.
- Социальную динамику – з-ны развития общества.
Соц. статика изучает строение общ-ва. Конт выделил соц. институты: семья, гос-во, религия.
Соц. динамика – з-н трех стадий общественного развития:
1.Теологическая стадия – начинается с древности до 13 в.
2.Метафизическая - 14 – 18 вв.
3.Позитивная – с 19 в. от Маркса и Энгельса.
Маркс: «Общ-во – сверхсложная саморазвивающаяся система всех стран, к-рые нах-ся на одной стадии экономического развития».
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это общ-во на одной экономической стадии.
Взаимод-ие производительных сил и производственных отношений определяют развитие общ-ва.
ОЭФ:
1.Первобытное.
2.Азиатская.
3.Рабовладельческая.
4. Феодальная.
5.Капиталистическая.
6.Коммунистическая.
Маркс: «До коммунизма – предыстория человечества». «Коммунизм – всеобщее рав-во, от каждого по способностям каждому по потребностям». Вся история – история классовой
борьбы.
Когда мы оцениваем общественное явление, мы должны руководствоваться классовым подходом.
Герберт Спенсер: Общ-во – объединение индивидов. «Движущая сила общ-ва – различия в развитии и ндивидов». Спенсер – основатель органической школы социологии, он развивал климатический подход.
Виндельбанд и Риккерт связывали развитие общ-ва с теорией ценностей.
Эмиль Дюркгейм тоже ставит главным ценности. Общ-во автономная сфера бытия. Общ-во развивается по собственным з-нам. Соц. факторы определяют развитие общ-ва.
Соц. факторы:
1.Материальные и духовные ценности.
2.Соц. коллективы:
а)семья.
б)профессиональная группа.
в)гос-во.
В общ-ве разделение труда, к-рое порождает соц. институты (мораль, религия), к-рые объединяют общ-во. Причинность соц. процессов порождает взаимод-ие соц. институтов. В общ-ве – соц. эволюция, к-рая из-за разделения труда. Разделение труда формирует различие м-ду людьми, придает взаимод-ию органический характер, формирует общественное сознание. Соц. нерав-во – из-за нарушения эквивалентности обмена продуктами труда, к-рое из-за несоответствия индивида соц. роли. Нужно установить свод правил, для нормирования эквивалентности, к-рый должна разработать социология.
Макс Вебер считает необходимым соотнести материал социологии с эстетическими экономическими ценностями. Его работа «Протестантская этика и дух капитализма». Он спорит с марксизмом. Дух капитализма – предпосылка возникновения самого капитализма. Долг каждого чел-ка умножать свой капитал. Честность полезна тем, что тебе будут давать в кредит. Высшая цель протестантско-капиталистической этики – деньги. Капиталистический строй – чудовищный космос, в к-рый чел-к ввергнут с самого рождения. Вебер пишет, что принципы капитализма – во всех сферах жизни общ-ва. Он применяет методологию соц. действия. Соц. действие: 1.субъектная мотивация. 2.ориентация на ожидание других. Власть предполагает взаимные ожидания. Идеал власти – образцово-рациональный тип.
Петерим Александрович Сорокин: общ-во – интегральное целое. Отношения индивидов обусловлено деятельностью людей. Многообразные социо-культурные системы нах-ся в тесном взаимод-ии. Само изучение общ-ва предполагает переосмысление прошлого общ-ва и сравнение с сегодняшним общ-вом.

Делай что должен, и будь что будет.

Реквизиты для пожертвований на сайт:
WebMoney R368719312927
ЯндексДеньги 41001757556885

Lux

· Administrator

·

·

· Сообщений: 1942

· Карма: +2/-1

· Пол:

· «Мы русские, мы всё одолеем» - А.Суворов

·

o

·

o

· Курс: ^|^|^

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.