Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления зарубежной философии XX века



    Субъективно-идеалистическая тенденция Идеализм Объективно-идеалистическая тенденция
             
Иррациона­листические течения   Философская антропология М. Шеллер (1874-1938) Англия, .К. Юнг (1875-1961) Швейцария   Феноменология Э. Гуссерль (1859-1938) Германия
         
        Экзистенци-ализм   Психоанализ и философия неофрейдизма 3. Фрейд (1856-1939) Австрия, К.Г. Юнг (1875-1961) Швейцария, Э. Фромм (род. 1900) Германия-США
             
    Атеистический М. Хайдеггер (1889-1960) Германия, А. Камю (1913-1960) Франция, Ж.-П. Сартр (1905-1980) Франция     Постмодернизм Ж. Делез (род. 1926) Ж. Бодрйар (род. 1929) Ж. Деррида (род. 1930) Р. Рорти (род. 1931)
             
            Структурализм и постструктурализм К. Леви-Строс (род. 1906) Франция, Ф. Лаунсбери, Дж. Мердок, М. Фуко, Л. Алътюссер, Ж. Деррида, У. Эко и др.
             
        Религиозный К. Ясперс (1883-1969) Германия, Г. Марсель (1889-1973) Франция, Я. Бердяев (1874-1948) Россия
             
Философско-религиозные течения   Персонализм Б. Боун (1847-1910) США, Э. Брайтмен (1884-1953) США, Ф. Флоеллинг (1871-1960) США   Христианский эволюционизм П. Тейяр де Шарден (1881-1955) Франция     Неотомизм Ж. Маритен (1882-1973) Франция, Э. Жильсон (1884-1978) Франция, Ю. Бохеньский (род. 1902 Швейцария

 

Прагматизм

ПРАГМАТИЗМ (от греч. слова «прагма» - дело, действие) - субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. XIX в. в США и получило наибольшее распространение в XX в. в период до Второй мировой войны. Прагматизм - сциентистское направление в философии
 
Представители
Чарльз Пирс (1839-1914) Труды: «Закрепление ве­рования» (1877), «Как сделать наши идеи яс­ными» (1878) Уильям Джеймс (1842-1910) Труды: «Основы психо­логии» (1890), «Воля к вере» (1897), «Многооб­разие религиозного опы­та» (1902), «Прагма­тизм» (1907) и др. Джон Дьюи (1859-1952) Труды: «Опыт и природа» (1925), «Логика: теория ис­следования» (1938), «Един­ство науки как социальная проблема» (1938) и др. (все­го 30 книг и 500 научных статей)
Общая характеристика прагматизма
▫ Рассматривая прежнюю философию как созерцательную и абстрактную (не имею­щую связи с реальной жизнью), прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия не должна 'заниматься решением проблем бытия, позна­ния, нахождением абстрактной истины и т. п.; она призвана обеспечить выработку общей методологии, общего метода, арсенала конкретных средств для решения тех проблем, которые встают перед людьми в процессе их практической деятельности (разрешать «проблематические ситуации»). Поэтому к социальным идеям, научным концепциям, моральным нормам и т. п. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их практической пользы, выгоды и удобства для достижения наших целей. Такой подход определяет и этические ценности - то, что полезно, что прино­сит успех, — то и нравственно. ▫ Центральным понятием прагматизма является «опыт», который трактуется в духе субъективного идеализма. Прагматизм отождествляет объективную реальность с «опы­том», который не сводится к чувственному восприятию, а понимается как «все, что переживается в опыте» (Д. Дьюи), т. е. как любое содержание сознания, как «поток сознания» (У. Джеймс). Функция мысли - не в познании, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (У. Джеймс) или для решения «проблематической ситуации» (Д. Дьюи). Понятия, идеи, теории, создаваемые в процессе опыта, лишены объективного содержания. Они не являются отражением объективной реальности, а представляют собой лишь инструменты, орудия или планы действия. Поэтому ставить вопрос об истинности идей нужно не в смысле их соответствия действительности, а в смысле их работоспособности. Истинность идеи - это ее полезность. Теория истины - основа обоснования религиозной веры: «... гипотеза о Боге истинна, если она служит удов­летворительно...» (У. Джеймс)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.