немецкий мыслитель. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение принципы морали, религии... Философия нацелена на побуждение самого человека к размышлениям. Отвергает классический образ философа с четко выраженной концепцией.
Родоначальник «философии жизни» Жизнь – вечное движение и становление.
Ввел понятие нигилизм – высшие ценности теряют свою ценность. Постепенно возникает осознание того, что в мире нет некой “цели”, достижением которой озабочен весь мир, в мире нет “единства”, нет истины. Нет истины, нет морали, нет Бога. В программу “переоценки” входит и пересмотр человеческого счастья. Человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным.
Отношение к культуре: современная культура находится в состоянии упадка. Виновата христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия. Идеалом здорового общества считал древнегреческую цивилизацию. Существует 2 начала в культуре:
Дионисийское - жизненное, стихийное. Апполоновское – размеренное, рассудочное. Идеалом культуры является их равновесие.
«Воля к власти». Индивидуальная воля человека, сущность любого существования и бытия заключается в повышении и росте этой конкретной «воли к власти». «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Человек, ставший господином природы, господином своей дикости представляет колоссальное количество власти. Идея сверхчеловека- теория преодоления всех отрицательных качеств человека и приближение его к идеалу Сверхчеловека – создателю и носителю новых ценностей и новой морали. Новые ценности – способность к переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование. Идея «вечного возвращения». Нравственный смысл вечного возращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, – это символ вечности, неотделимый от символа свободы – сверхчеловека.
Отрицательно относиться к христианской религии, она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Враждебно относится к женщинам.
Рус. Фил.
Русская философская мысль длительное время носила исключительно религиозный характер, мистический, символический. Главное назначение усматривала в обосновании идеи русского православного царства.
Основные периоды
1)1830-1840-е гг.,зарождение рус. Фил. середина XIX в. Характерная черта - влияние немецкой классической философии.
2) Последняя четверть XIX в. В центре философских дискуссий находятся Владимир Соловьев, Федор Достоевский, Лев Толстой ,
3) Конец XIX - начало XX вв.
Период эмиграции после революции 1917 г. многие философы уехали, были высланы за границу. Завершаются многие религиозно-философские системы; русская религиозная философия окончательно оформляется в качестве особой школы отечественной и мировой философской мысли. Особенности:
Лишь к XVIII в. философия в России складывается как самостоятельная форма. В это время западноевропейская философия имела уже богатую историю. Многие и темы в философии заимствованы, но русская философия не осталась целиком заимствованием, она смогла создать оригинальные традиции философской мысли.
Внимание философов к социальной проблематике. Разрабатывали проекты переустройства общества, пытались построить модель будущего развития страны, исторического пути России. Ориентация на западную культуру решительно определилась с принятием Русью христианства 988. 300-летнее татаро-монгольское иго, его негативные последствия, в результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась замкнуто.
Русские философы в этике видят основу своего философствования. Возможность познать мир зависит от нравственных качеств человека: мир открывается лишь нравственно целостной, духовной личности.
П.А.Флоренский считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии соотносит мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире. В.И.ВернадскийВернадский создал своё представление о биосфере, поставив в основу живое вещество.1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов. 2) время и пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются признаком.3) Время и жизнь – необратимы. Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние. Объективность и реальность пространства- космический характер жизни и третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями.