Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмпиризм в философии Нового времени



 

Фил нов вр- 17-18в( бурн разв. Науки и техники, эпоха научн. Революции) Все фил делятсям на 2 гр: а) рационалисты(Знание начин-ся с врожден. идеи– Г. Лейбниц, Б. Спиноза- см 25) и б) эмпир( знание должно начин. С чувств. Опыта) –

Ф. Бэкон — основатель эмпиризма. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон создал индукцию — метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию.

Т. Гоббс — ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов, которые способствовали научно-техническому прогрессу. считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан» («Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью необходимо заключить общественный (совместный) договор.

 

 

Аристотель Метафизика

Аристотельвели­кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет, позже преподавал в его академии. «Платон мне друг, но истина дороже», выгнан из Пл академии. Преподавал Ал. Македонскому, создал лицей. Аристотель не согласен с Платоном с существованием самостоятельного мира идей, утверждая, что это невозможно доказать: между идеями и вещами нет связи не только физической, но и логической. А если бы такая связь между единичным (вещью) и общим (идеей) была, то она представляла бы собой бесконечное множество все более и более общих идей: между идеей человека и реальным человеком Сократом должны существовать еще идеи лысого, грека, мужчины и т.д...Другой аргумент Аристотеля – неподвижные идеи не могут быть причинами изменчивых вещей.Вообще, полагает Аристотель, невозможно, что бы сущность (например, идея Солнца) и то сущностью чего она является (Солнце которое мы видим) были отдельно друг от друга. Логичнее предположить что идея (сущность) и вещь – едины.Возникает вопрос, если идеи совершенны, то почему не совершенны вещи, которые созданы по их образу и подобию? Потому, что совершенство не начальный пункт изменения (и, следовательно, чем сильнее изменения, тем менее совершенна вещь), как это утверждал Платон. По Аристотелю Совершенство – цель изменения, к чему оно стремиться.Каждой идее соответствует некоторое понятие выраженное словом. Поэтому дать какой-либо вещи имя (определение) – значит познать ее сущность. Каким же образом строится определение? Примером определения является следующее высказывание: «Щенок это молодой пес». Где «щенок» – это имя сущности вещи, а «молодой пес» – описание этой сущности.В отличие от Платона, у которого причиной материального мира выступает одна – идея, Аристотель обнаруживает четыре таких причины: формальная, материальная, движущая и целевая. Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей.
Аристотель проиллюстрировал свою мысль на примере гончара:
1. Глина – материал – материальная причина.
2. Горшок – форма, которую придал гончар глине – формальная причина.
3. Гончарный круг – с помощью которого гончар придает материалу форму– движущая причина.
4. Заработать на жизнь – причина, по которой гончар затратил все эти усилия – целевая причина.
Предметом философии Аристотель считал познание абстрактных сущностей, которые могут быть рассмотрены отдельно от тел (в отличие от физики изучающей свойства тел и математики изучающей свойства неотделимые от тела, но не являющееся его состояниями т.е. абстрактными). Так как эта концепция была изложена в книге, следующей за "Физикой", средневековый переводчик, не мудрствуя лукаво, назвал ее "Метафизика" (т.е. "после физики"). Поэтому метафизика – это синоним философии, или учение о вечных и неизменных нематериальных причинах и началах (формах или идеях). Соответственно, наука (аристотелевская физика) будет изучать материальную и движущую причины, а философия (метафизика) – формальную и целевую.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.