Фил нов вр- 17-18в( бурн разв. Науки и техники, эпоха научн. Революции) Все фил делятсям на 2 гр: а) рационалисты(Знание начин-ся с врожден. идеи– Г. Лейбниц, Б. Спиноза- см 25) и б) эмпир( знание должно начин. С чувств. Опыта) –
Ф. Бэкон — основатель эмпиризма. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон создал индукцию — метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию.
Т. Гоббс — ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов, которые способствовали научно-техническому прогрессу. считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан» («Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью необходимо заключить общественный (совместный) договор.
Аристотель Метафизика
Аристотель–великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет, позже преподавал в его академии. «Платон мне друг, но истина дороже», выгнан из Пл академии. Преподавал Ал. Македонскому, создал лицей. Аристотель не согласен с Платоном с существованием самостоятельного мира идей, утверждая, что это невозможно доказать: между идеями и вещами нет связи не только физической, но и логической. А если бы такая связь между единичным (вещью) и общим (идеей) была, то она представляла бы собой бесконечное множество все более и более общих идей: между идеей человека и реальным человеком Сократом должны существовать еще идеи лысого, грека, мужчины и т.д...Другой аргумент Аристотеля – неподвижные идеи не могут быть причинами изменчивых вещей.Вообще, полагает Аристотель, невозможно, что бы сущность (например, идея Солнца) и то сущностью чего она является (Солнце которое мы видим) были отдельно друг от друга. Логичнее предположить что идея (сущность) и вещь – едины.Возникает вопрос, если идеи совершенны, то почему не совершенны вещи, которые созданы по их образу и подобию? Потому, что совершенство не начальный пункт изменения (и, следовательно, чем сильнее изменения, тем менее совершенна вещь), как это утверждал Платон. По Аристотелю Совершенство – цель изменения, к чему оно стремиться.Каждой идее соответствует некоторое понятие выраженное словом. Поэтому дать какой-либо вещи имя (определение) – значит познать ее сущность. Каким же образом строится определение? Примером определения является следующее высказывание: «Щенок это молодой пес». Где «щенок» – это имя сущности вещи, а «молодой пес» – описание этой сущности.В отличие от Платона, у которого причиной материального мира выступает одна – идея, Аристотель обнаруживает четыре таких причины: формальная, материальная, движущая и целевая. Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Аристотель проиллюстрировал свою мысль на примере гончара: 1. Глина – материал – материальная причина. 2. Горшок – форма, которую придал гончар глине – формальная причина. 3. Гончарный круг – с помощью которого гончар придает материалу форму– движущая причина. 4. Заработать на жизнь – причина, по которой гончар затратил все эти усилия – целевая причина. Предметом философии Аристотель считал познание абстрактных сущностей, которые могут быть рассмотрены отдельно от тел (в отличие от физики изучающей свойства тел и математики изучающей свойства неотделимые от тела, но не являющееся его состояниями т.е. абстрактными). Так как эта концепция была изложена в книге, следующей за "Физикой", средневековый переводчик, не мудрствуя лукаво, назвал ее "Метафизика" (т.е. "после физики"). Поэтому метафизика – это синоним философии, или учение о вечных и неизменных нематериальных причинах и началах (формах или идеях). Соответственно, наука (аристотелевская физика) будет изучать материальную и движущую причины, а философия (метафизика) – формальную и целевую.