Первый философ, от которого сохранились фрагменты его собственного текста.
У Гераклита «логос» означает – закон природы. В основе мира лежат законы природы. Для Гераклита "...мысль и время неразделимы; мыслить для него означает мыслить время." Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
Гераклит устанавливает 4 различных вида связи между очевидными противоположностями: а) те же самые вещи производят противоположный эффект «Прекраснейшая из обезьян безобразна в сравнении с другим родом» б) различные аспекты тех же самых вещей могут находить противоположные описания (письмо — линейно и округло). в) хорошие и желательные вещи, такие как здоровье или отдых, выглядят возможными только если мы распознаем их противоположность: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых» г) некоторые противоположности сущностно связаны (буквально «быть тем же самым»), поскольку они следуют друг за другом, преследуются друг другом и ничем кроме самих себя. Так горячее-холодное — это горяче-холодный континуум, у этих противоположностей одна сущность, одно общее для всей пары — температура.
Платон Теория идей
Платон (наст Аристокол). Хотел быть поэтом, после встречи с Сократом он изменил своё решение. Стал его учеником.Академия Платона просуществует 1000 лет.
Теория идей. Для Платона в основе всего – идея. Вещи сотворены и когда нибудь исчезнут. А идеи существуют, идея вещи вечна. Идеи существуют в уме Бога и в этом смысле они вечны. Вещи это тени идей, и то, что мы их видим, не значит, что они первичны. Позиция Платона – объективный реализм. Идеи не зависят от субъектов. Мы можем их познавать, но не созда
вать. Платон впервые обратил внимание, что идеи (понятия) не зависят от объекта. Например, у нас в голове есть идея о кошках. Но что бы с ними не происходило, идея не изменяется. Всё разумное в человеке — душа. Её отличительный признак — мышление. До того, как попасть в тело, душа находилась в мире идей, где есть только идеи об объектах. При переходе в тело душа всё забывает, а потом начинает вспоминать, по мере встречи объектов на своём пути. Тогда наличие самих вещей, их первичность уже сомнительно. Формируется идеализм. Обратное ему течение — материализм. Первичны вещи, состоящие из материи, а идеи возникают после. Континентальная философия — всё базируется на интуиции и понимании, аналогии, терминах. В конце концов получаем постмодернизм.
« Мир идей находится вне времени и самая высшая идея идей- абстрактное благо» Идеи по Пл существют в уме Бога. Из объективного идеализма у него рождается идея об идеальном г-ве (см 10)
Пифагор и его союз
родился в 576г. до н.э. По преданию учился в Египте, много путешествовал. Около 532г. , скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быст-ро завоевывает широкую известность и создает религиозно-философскую и политическую организацию - Пифагорейский cоюз. впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важн сторону – упорядоченность, симметрию и красоту. беспорядок и асимметрия безобразны и вредны. Но красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Следо-вательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную “косми-ческую цель – перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека”.
Гармоничны боги, гармоничен космос, т.к. все составляющие его моменты аб-солютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармонич-ны государство и царь, потому что от него зависит сила скреп-ления всех людей в единое целое.
Платон об «идеальном государстве».
Платон не только рассуждал об истинной добродетели, но и пытался воплотить ее в жизнь, разрабатывая проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Делит гос во на 3 слоя: 1 Правители( философы) главное в них – душа, интеллект. Они должны учиться всю жизнь. 2. Воины(стража) – должны заниматься воен. Искусством. Не должны иметь частн. Собств-ти.А если будет у них золото, но они будут хозяевами и будут бояться внутр. Врагов. 3.Ремесляники- не имеют своего достатка (крестьяне) !!! НО это не кастовое деление, т.к. ч-к занимает позицию в зависимости от способностей. Жизнь в таком государстве, по мысли Платона, строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума. Обосновывая свой проект идеального государства, Платон сознанием дела подверг критике существовавшие формы государственной власти. Если концепция идеального государства в целом была утопией, то критика реальных форм государственной власти сохраняет свое значение и в настоящее время. Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства( от лучш. К худш), но все эти 4 формы- отклонения от идеала, т.к. идеал- аристократия.: тимократию (власть военного сословия, кот. накапливают богатство, прячут его, воюют с соседями); олигархию (власть богатых, немногих- всё решают деньги. Богатства открыты, напоказ. Те у кого их нет- никтоТакое г-во обречено:неспособно воевать:армии нет,а вооруженных бедняков боятся); демократию (власть толпы, сродна с анархией); тиранию (власть тирана, пользуясь ностальгией по твёрдой руке). Но на Земле ет идеал. Г-ва. Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе, Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей. «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Не считал за строй: Кинократия( власть чуждого эл-та- завоевания варваров) и Теократию. Искусство в ид. Г-ве: надо остерегаться вводить новые мискусства( не бывает измен. Искусства без изм. Политики) Музыка- всё расслабляющее прочь. Главное искусство-театр, главное- тргедия.