Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие правового регулирования, социальная роль и функции права



Регулирование в собственном смысле этого слова – это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование заключается в целенаправленном правовом воздействии на определенные сферы общественных отношений.

Различают два вида правового регулирования:

Общее (нормативное) правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов в пределах своей компетенции, направленная на упорядочение общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве. Во времени и по кругу лиц). По сути это и есть правотворческая деятельность;

Индивидуально-правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов, заключающаяся в упорядочении на основе действующего законодательства общественных отношений путем конкретизации масштаба поведения их персональных участников и установления требуемых для этого фактов).

Право выполняет общесоциальные и собственно специаль­но-юридические задачи. С учетом этого в общей теории права стало почти общепринятым выделять две группы функций: 1) специально-юридические и 2) социальные.

Специально-юридические функции.Свое воздействие на от­ношения, поведение и деятельность людей право оказывает:

во-первых, посредством предоставления участникам регулируе­мых отношений прав и возложением на них обязанностей. Это правовое воздействие выражается в регулятивной функции права;

во-вторых, путем охраны регулируемых им отношений, за­крепления в санкциях норм права ответственности за противо­правное поведение. Тем самым право выполняет и охранитель­ную функцию;

в-третьих, путем воздействия на психику (сознание, волю) отдельного человека, социальной общности и формирования на этой основе образа права, восприимчивости к нему. Это идейно-мотивационная функция права. Вне и помимо идейно-мотивационного влияния, не возможно ни регулятивное, ни охрани­тельное действие права.

Регулятивная, охранительная и идейно-мотивационная функ­ции — это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Регулятивная функция права — это направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении на субъектов права юридических обязанностей. Содержанием ре­гулятивной функции охватываются:

а) закрепление посредствам норм права праводееспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граж­дан; определение компетенции госорганов, полномочий долж­ностных лиц; установление правового статуса юридических лиц (это регулятивно-статическая функция права);

б) определение (предусмотрение) юридических фактов, свя­занных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям (это регулятивно-динамическая функция).

То направление действия права, которое связано с закреп­лением статуса юридических, физических лиц, граждан, долж­ностных лиц, органов государства принято именовать регулятивно-статической функцией права. Та часть регулятивных правовых средств, которая обслуживает деятельность субъектов права (граж­данский, торговый оборот, осуществление сделок и договоров, юрисдикционную и правоприменительную деятельность государ­ственных органов охватывается содержанием регулятивно-дина-мической функции.

Охранительная функция права направление правового воз­действия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмот­ренных в праве мер принудитель-ного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, вы­ражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установ­лением запретов и реализации мер защиты и юридической от­ветственности. Если регулятивная функция указывает участни­кам регулятивных отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы их юридические возможности (средства), то охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты госу­дарством под охрану и какие неблагоприятные последствия сле­дуют в случае посягательства на них. Регулятивная функция реализуется в правомерной деятельности; для осуществления охранительной функции характерна специфическая форма — охранительные отношения и правоохранительная деятельность органов государства и иных специально уполномоченных зако­ном субъектов.

Деление функций права на регулятивную и охранительную в определенной мере условно, поскольку обе функции реализуют основное социальное назначение права — упорядочивать обще­ственные отношения, обеспечивать их стабильность, устойчивость. Поэтому через охранительную функцию право регулирует пове­дение субъектов, а через регулятивную — охраняет и защищает социальные ценности.

Функция восприятия права. Специфика действия права за­ключается в том, что без «проникающего» влияния на волю и сознание своих адресатов оно не может достичь поставленных целей. Для того чтобы его нормы воплотились в правомерном поведении, они должны быть воспринятыми, пропущенными че­рез сознание их адресатов. Таким образом формируется опреде­ленное отношение к праву, побуждающее действовать в соответст­вии с его требованиями. Если исходить из того, что «кроме любого немедленного эффекта, законы дают и более отделенный резуль­тат, большинством игнорируемый, — изменение самой лично­сти человека, желательное или нет» (См.: Спенсер Г. Грехи законодателей // Социальные исследования. 1992. № 2. С. 134), что, оказывая психологи­ческое и воспитательное воздействие, право способно изменить личность человека (См.: Сорокин А.П. Элементарный учебник общей теории права в свя­зи с учением о государстве. Ярославль, 1919. С. 115), то правомерно вести речь о таком направ­лении действия права, которое выражается в идейно-мотивационной или цивилизующей функции. Идеологическая (воспитатель­ная или цивилизую-щая) функция — это идейно-мотивационное воздействие права на сознание (психику ) и поведение его адре­сатов, имеющее целью побудить их действовать правомерно, сфор­мировать у них позитивное восприятие права.

Цивилизующее значение права состоит и в том, что оно, кроме этой конкретной задачи — склонить адресата действовать в со­гласии с его требованиями, выполняет еще и более сложную миссию — выступает ретранслятором накопленных человечеством ценностей в структуру личности.

Таким же образом происходит и передача так называемых надрацио-нальных ценностей. Американский ученый Гарольд Дж. Берман вы­делил четыре пути, по которым право направляет и передает надрациональные ценности: а) ритуал, т.е. церемониальный процесс, сим­волизирующий объективность права; б) традицию, т.е. язык и обычай, заимствованные из прошлого, которые свидетельствуют о его преемст­венности; в) авторитет — опора на письменные и устные источники, которые считаются убедительными и символизируют обязательную силу права; г) универсальность — претензия на воплощение истинных понятий, которые символизируют связь права со всеобъемлющей ис­тиной (см.: Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Пер. с англ. Д. Шабельникова и М. Тименчина. М.: Ад Маргинем, 1999. С. 111).

Социальные функции.В отечественной литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому среди социальных функций выделяют экономическую, политическую и воспитательную (Т.Н. Радько). Не возражая принципиально против такого подразделения социальных функций, надо обра­тить внимание на то, что в данном случае все же речь идет не столько о функциях права, сколько о сферах его действия. Оче­видно, что есть какие-то особенности правового регулирования применительно к данным сферам (специфичность методов, спо­собов регулирования, своеобразие правовых режимов и др.). Однако такие особенности не относятся собственно к содержа­нию функций права.

С учетом общесоциального назначения права, которое за­ключается в придании общественным отношениям качеств ста­бильности, системности, устойчивости и организованности, выделяют такие социальные функции, как: культурно-историче­ская, воспитательная, социального контроля, информационно-ориентирующая. (См.: Синюков В.Н. Функции права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 133). Несколько иной взгляд на проблему функций права просматривается в трудах современных немецких право­ведов. Рассматривая действие права с позиции функционально­го подхода, немецкий ученый Рютерс Берд выделяет следующие функции права: доминирование; формальный порядок; консер­вация (функция материального порядка); соотношение и гаран­тирование; разрешение споров; восстановление; интеграция; функция закрепления и воспитания. (См.: Berd R. Rechtstheorie. Munchen: Verlag C/H. Beck, 1999. Buchreithe «Grundrisse des Rechts». S. 112).

По мнению Р. Циппелиуса, право выполняет следующие функции: 1) обеспечение мира, сня­тие взрывной силы конфликта, регулирование монополии госу­дарства на принуждение и обязанности государства защищать граждан, предоставляя им возможность в установленных случа­ях решать конфликты на основе права (особая роль отводится процессуальному праву, предупреждению конфликтов и наруше­ний права); 2) обеспечение свободы путем защиты от необосно­ванного вмешательства государства и других лиц; 3) предостав­ление средств проведения активной социальной, хозяйственной и культурной политики для обеспечения социального выравни­вания и социальной безопасности (См.: Zippelius R. Allgemeine Staatslehre. Politikwissenschaft. 13. Aufi. Munchen: C.H.: Beck, 1999. S. 53).

Думается, что к неюридическим функциямможно отнести: 1) аксиологическую, или культурологическую, означающую, что пра­во как явление мировой и национальной культуры аккумулиру­ет ценности демократии и свободы, духовные ценности обще­ства; 2) информативно-познавательную, указывающую на инфор­мационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля, свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую, или воспитательную, указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей.

С учетом сущностно-содержательных свойств права, его на­значения к указанным функциям вполне обоснованно можно отнести функцию согласования интересов, отражающую тот факт, что право воспринимается как способ фиксации состояния урав­новешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н.М. Коркунова, СИ. Муромцева и впоследствии теоретически обоснованная западноевропейскими и американскими юриста­ми (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновеши­вания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике. Признание за правом функции согласования различных интересов позволяет сделать следующий вывод: право (нормы права) постольку спо­собно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упо­рядочение, согласование, поскольку оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Иными словами, право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща функция согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно, как справедливо заметил проф. С.С. Алексеев, везде и всегда призвано оставаться правом — системой, обеспечивающей ре­шение жизненных ситуаций.( См.: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современ­ной эпохи. М., 2000. С. 101).

Но ведь жизненные ситуации и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых является объектом правового регулирования. И именно в этом, на наш взгляд, наиболее отчетливо проявляется ценность права в регулировании общественных отношений в государственно-организованном обществе.

Ценность права.В общесоциологическом смысле понятие ценности характе­ризует те явления объективной действительности, которые спо­собны удовлетворять определенные потребности социального" субъекта, необходимые, полезные для его существования и раз­вития. Понятие ценности права, следовательно, раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Таким образом, ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что пра­во признает (утверждает) и защищает (обеспечивает) абсолют­ные ценности — свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок). Современ­ное право характеризуется:

инструментальной ценностью. Право вносит рациональные начала в общественную жизнь, учреждает и охраняет общий масштаб и единые правила поведения, воплощающие выс­шие моральные ценности и идеалы, и тем самым оно при­дает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность. Тем са­мым право вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивили­зации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права: наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имма­нентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления;

общесоциальной ценностью.Воплощая общую (согласован­ную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинте­ресованы как отдельные индивиды, так и общество в це­лом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических инте­ресов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Оно способно быть также выразителем идеи справедливости. Справедливость в пред­ставлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеиз­вестно, что на латинском право (jus) и справедливость (justitia) однокоренные слова. Глубинная связь права и спра­ведливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедли­вости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

самоценностью {собственной ценостью).Право уникаль­но специфически юридической формой (Благодаря дисциплинирующему фактору формы «невозможно в пра­ве утверждать что угодно» (Сандевуар П. Юридические процедуры во французским праве. М., 1994. С. 7), особой, прису­щей только ему регулятивной самобытностью. С помощью специфиче-ских юридических средств, механизмов стиму­лирования поведения и деятельности, в том числе юриди­ческой ответственности и иных принудительных мер пра­во гарантирует возможность нормальной (соответствующей правовым стандартам) деятельности индивидов и органи­заций, препятствует незаконным вмешательствам в сферу их правомерной деятельности;

• Собственная ценность права выражена в его технико-юридической оснащенности. Необычный и основной сек­рет силы права коренится в искусственно созданных право­вых понятиях и категориях, юридических конструкциях и всем тем, что выражает право «вовне», воплощает его в юридических структурах (С.С. Алексеев) и образует саму «правовую материю», именуемую у древних римлян телом, плотью, веществом права (corpus juris) (См.: Алексеев С.С. Тайна права: Его понимание, назначение, соци­альная ценность. М., 2001. С. 13-15;

гуманистической (личностной) ценностью.Полезность, значимость права означает, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей...» является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно от­крывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защи­щенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от необдуманных экономических реформ, волюнтаристских политических

решений.

Личностная ценность права определяется тем, что оно явля­ется выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обо­значает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой сво­боды. Как воплощение формальной свободы, как форма свобо­ды в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотно­шениях друг с другом право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В ци­вилизованном обществе право призвано обеспечить оптималь­ное сочетание свободы и справедливости. Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за это беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри данных пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от кото­рой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе. (См.: Ильин И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 97). В цивили­зованном обществе право призвано обеспечить оптимальное со­четание свободы и справедливости. Образно выражаясь, посред­ством права достигается такое состояние общества, когда «и волки сыты, и овцы целы». Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становит­ся действительно ценностью для отдельного человека и челове­ческого общества в целом.

Таким образом, право, его институты и нормы учат человека считаться с существованием других людей и с их интересами. С позиции права «каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществ­лять свои интересы» (См.: Там же);

способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с исто­рическим ходом общественного развития.Роль права осо­бенно возрастает в условиях крушения тоталитарных ре­жимов, утверждения новых рыночных механизмов. В та­кой ситуации право играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельно­сти. При активном использовании потенциала права фор­мируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система; свободная четвертая власть — СМИ; правовое государство. Поскольку Республика Беларусь находится на пути к правовому государству, к созданию институтов граждан­ского общества, то и право действует избирательно.

В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение.Правовые подходы являются основой и един­ственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнацио-нального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого

государства, так и в рамках всего мирового сообщества.

 

Кратко резюмируя все вышеизложенное, отметим главное:

Право — одно из самых сложных общественных явлений. Его действие распространяется на все сферы жизни общества. Оно за­крепляет отношения собственности; выступает регулятором распре­деления труда и его продуктов; регламентирует организацию и дея­тельность государственного механизма; определяет меры и формы борьбы с посягательствами на существующие общественные отно­шения и процедуру их реализации; активно воздействует на межличностные отношения; существует в специфичной форме выраже­ния — законодательстве и т.д.

В первое десятилетие советской власти повсеместно доминиро­вала концепция отмирания права как таксового при социализме. При этом наряду с представителями социологического направле­ния, стоящими на позициях «целесообразного нормотворчества», на нежизненность позитивного права (законодательства) и даже его вредность в новых условиях указывали и приверженцы психологи­ческой школы права. Например, М.А. Рейснер в 1925 г. отмечал: «Если право не «опиум» народа, то во всяком случае довольно опасное снадобье». Он считал, что в период слома буржуазной го­сударственной машины и его орудия — буржуазного права, оно по­теряет все свои формальные основы и преобразится в «интуитивное право», на базе которого будет строиться вся система новых обще­ственных отношений. В будущем, полагал он, право наполнится содержанием, отвечающим особенностям правосознания отдельных классов, что уже сейчас выражается в имеющихся его источниках. Пролетарское правосознание выражено в КЗоТе, крестьянское — в Земельном, буржуазное — в Гражданском (Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М. — Л., 1925.).

Однако это мнение сразу же подверглось критике со стороны представителей социологического направления. Так, П.И. Стучка подчеркивал, что в условиях социалистического хозяйствования и плановой экономики необходимо наметить лишь общие цели, в рамках которых правовое регулирование приобретает «чисто техни­ческий характер». Происходит перерастание права в систему техни­ческих средств управления складывающимися общественными от­ношениями. «Мы имеем законы-приказы... мы создали законы-директивы, законы-лозунги, мы форму закона применяли в эпоху нэпа по-буржуазному. Но перед нашими глазами происходит не только деление законов на правовые и технические, но и превра­щение самого права в технику». Предполагалось, что «в такой си­туации технические нормы, очищенные от субъективистских и идеологических элементов, должны стать высшей ступенью разви­тия правовой формы, а ее собственно правовые элементы должны исчезнуть» (Стучка П.И. Право-закон-техника // Советское госу­дарство и право. 1930. № 1.).

Однако время показало незаменимость правовых форм регули­рования общественных отношений. Поэтому в 1938 г. А. Я. Вы­шинским было предложено определение права, действующее вплоть до начала 1990 годов: «Право — это совокупность правил общежи­тия, выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивается силой государства». В 1948 г. окончательно сформировалось определение: «Право (закон) есть форма, в кото­рой выражается воля господствующего класса». Таким образом, право полностью стало отождествляться с совокупностью законов и только.

В настоящее время право уже не может рассматриваться про­стой совокупностью законов. Более того, право вообще нельзя ото­ждествлять с законом. Оно вмещает в себя и выражает интересы людей, их понятия о справедливости и морали, о добре и зле, о должном и сущем и др. Сейчас в состоянии конструктивного про­тивоборства находятся два подхода к праву: этатический (право является порождением государства и его универсальным инстру­ментом) и либеральный (право рассматривается как самоценность, которая возвышается над государством). Именно из этих посыл0к и исходят существующие определения права.

Право это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствие с кото­рыми осуществляется власть в обществе, создаются и функциониру­ют государственные институты, поддерживается социальная ста-•" бильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

Право есть совокупность выраженных в законе общеобязательных норм (принципов и предписаний), выражающих общую волю различных групп людей, приоритет и ценность человеческой личности и высту­пающие мерой (регулятором) свободы и ответственности в обществе.

Право как явление общественной жизни отличается от иных регуля­торов человеческих отношений, таких, как религия, политика, экономика, этика и др.

При этом основными признаками права являются следующие:

• право — это система общеобязательных норм поведения. Всеобщность, формальная определенность и системность права как и содержание, структура, форма выражения, характер отличают право от иных социальных норм (морали, религии и т.д.);

• право есть воля общества. По определению право основано на учете интересов всех слоев общества, их согласии и общей воле;

• право есть масштаб свободы и поведения человека. Оно от­ражает меру доступности, реальности прав и свобод личности, меру допустимых ее правоограничений;

• право не тождественно закону. Законодательство (позитив­ное право) выступает одной из форм выражения права. Закон, не отвечающий природе права, его принципам, ценностям человече­ской личности, признается недействительным и, следовательно, правом не является;

• право — это социальные нормы, обеспеченные государствен­ным принуждением. Государство — это сила, которая всегда стоит за правом, обеспечивает его требования и охраняет от нарушений.

Видовое многообразие права. Следует помнить, что имеется несколько ипостасей права, и оно, будучи единым по своей сути и содержанию, тем не менее, выражается в различных формах. Поэтому принято различать право естественное, позитивное и формулярное; право субъективное и объективное, частное и публичное право.

Естественное право — это обусловленные природой человека и его социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, культурные ценности, приоб­ретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов норм позитивного права.

Позитивное право (законодательство) — это право, действующее в настоящий момент и выраженное в законодательстве, то есть в нормах, установленных или признанных (санкционированных) го­сударственной властью.

Формулярное право — это особый вид права,, основанный на ус­ловиях типовых договоров и контрактов (формуляров), заранее раз­работанных специальными организациями (фирмами), специализи­рующимися на каком-либо виде торговых или иных операций. В деловом и коммерческом обороте формуляры иногда заменяют нормы действующего законодательства.

Объективное право — это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидуальной воли, распространяющееся на все подпадающие под них случаи и на всех субъектов.

Субъективное право — это принадлежащее индивиду в конкрет­ной ситуации (в конкретном случае) мера его возможного поведе­ния.

Частное право — это совокупность отраслей права, которые вы­ражают и защищают частные интересы отдельных лиц (граждан­ское, предпринимательское, семейное, патентное, трудовое право).

Публичное право — это совокупность отраслей права, поддержи­вающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное право).

Принципы и аксиомы права. Вся природа права направлена на упорядочение и гармониза­цию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, по­ощряя, а в необходимых случаях, и наказывая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фундаменте права.

Принципы права это основные исходные положения права, юри­дически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юри­дических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются пра­вовыми принципами (это, в частности, принципы законности, равен­ства, вины, справедливости и гуманизма уголовного права (ст. 3УК РБ); принципы равенства перед законом и презумпции неви­новности административной ответственности (ст. 1.4—1.5 КоАП РБ); либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании пра­вовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права — принципы правосознания (например идеи неотвратимости и индивидуализа-ции уголовной ответственности).

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от то­го, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:

общие {общеправовые) принципы лежат в основе всех право­вых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.;

отраслевые (или специальные правовые) принципы харак­терны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собст­венно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи эко­номии мер уголовной репрессии, личной ответственности за соде­янное, так как принцип личной ответственности характерен имен­но для уголовного права, в рамках отношений которого наказания носят строго личный характер. В то время как в административном и гражданском праве к ответственности могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;

межотраслевые принципы, являющиеся основой для не­скольких родственных отраслей права (например состязательность и равенство сторон характерны для процессуальных отраслей права);

• принципы отдельных институтов права (например принци­пы назначения наказания, заключения договора и др.).

Наиболее важное значение в этом ряду имеют общеправовые принципы. Они проявляются во всей сфере права, распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых ими отношений. Данные общие принципы являются содержатель­ным наполнением межотраслевых, отраслевых и институционных принципов, растворяются в них и составляют их основу.

Общеправовые принципы это основные начала, которые опреде­ляют наиболее существенные принципы права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных от­ношений.

Принцип социальной свободы заключается в том, что представляет субъектам максимальную свободу в выборе форм трудовой деятель­ности, профессии, возможности пользоваться различными соци­альными услугами государства и частных лиц, свободно распоря­жаться своими трудовыми доходами.

Принцип демократизма выражается в нормах права, регулирую­щих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяет правовое положение личности, характер ее от­ношений с государством.

Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их со­циальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами человека и их общест­венным признанием.

Принцип гуманизма проявляется в закреплении правом отноше­ний между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности.

«Тому, кто отрицает гуманизм, остается лишь утверждать бес­человечность» (Xaйдеггep M.)

Принцип равноправия (правового равенства) граждан перед зако­ном и судом — все граждане, независимо от национальной, поло­вой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общественно-политические права и обя­занности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

Принцип взаимных обязанностей государства и личности, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответст­венность.

Принцип законности требует строгого соблюдения конституции и других законов всеми должностными лицами государственных и общественных органов и организаций, гражданами.

«Принципы права ... не только отражают господствующие в дан­ной стране и мировом сообществе взгляды и представления, но к формируют определенные требования, адресованные разным субъ ектам правовых отношений — как законодателям и правопримени­телям, так и гражданам» (В.Н. Кудрявцев, AM. Трусов)

Правовые принципы выполняют как внешние, так и внутренние функции. Внешнее проявление состоит в том, что принципы права воздействуют на систему юридических норм, обеспечивая ее непро­тиворечивость и согласованность; что все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания правовых принципов и полностью соответствовать им, что обеспечивает единство и макси­мальную эффективность законодательства. Внутренняя направлен­ность правовых принципов заключается в их непосредственном регу­лирующем воздействии на общественные отношения, на правопри­менение и восполнение пробелов в законодательстве.

Вместе с тем, необходимо заметить, что правовые принципы ис­торически изменчивы. На их содержание значительное влияние оказывает современное состояние самого права, его социальная ценность, особенности правопонимания, роль и место права среди иных регуляторов отношений в данном социуме, задачи и цели, стоящие перед государством на том или ином этапе развития. По­этому наряду с правовыми принципами, немаловажное значение в реализации правовых требований имеют существующие правовые аксиомы — положения, многократно проверенные на практике и поэтому принимаемые без особых доказательств, в силу своей оче­видности и истинности. Это фундаментальные принципы человече­ского сосуществования, а также важнейшие установки правосозна­ния, единственно делающие право возможным. Многие из них бы­ли разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть дс наших времен не потеряли своей актуальности.

К числу таких непреложных, проверенных вековой практикой положений относятся такие правила, как: субъективному праву все­гда соответствует юридическая обязанность; последствия деяния не могут быть определены иначе, как по закону, действующему вс время его совершения; право реализуется только в нормативных актах, правоотношениях и правосознании; не запрещенное норма­ми права и не противоречащее его принципам — разрешено; никто не может быть судьей в своем деле; пусть будет выслушана другая сторона; личная выгода отступает перед общественной; никто не обязан себя обвинять; решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле; люди рождаются свободными и равными в своих правах; нельзя осуждать дважды за одно и то же преступле-

ние; гнев не оправдывает преступления; если обвинение не доказа­но — обвиняемый оправдан; щадящий виновного, наказывает не­виновного; все, что не запрещено законом — разрешено; закон, устанавливающий ответственность или ужесточающий уже законо­дательно закрепленную, не имеет обратной силы и др. И.А. Ильин к таким аксиомам добавлял также закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания.

Социальная роль и функции права.Функции права это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных ин­тересов: личной свободы и общего блага» (Соловьев B.C.)

Регулятивная функция — это непосредственное воздействие права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества действия, то есть это установление позитивных правил поведения.

Регулятивная функция воздействует на общественные отноше­ния двумя способами:

• статическим способом, закрепляя эти отношения в норма­тивно-правовых актах: экономический, политический, государст­венный строй, права и обязанности, свободы граждан;

• динамичным способом, который заключается в предостав­лении необходимых и полезных личности и обществу отношений Обязанностей.

В рамках осуществления регулятивной функции право посред­ством норм права определяет праводееспособность граждан; закре­пляет и изменяет правовой статус физических лиц; определяет ком­петенцию юридических лиц, полномочия должностных лиц и орга­низаций; определяет юридические факты, устанавливает конкрет­ные правовые связи между субъектами права (регулятивные право­отношения); предписывает оптимальный тип правового регулиро­вания (общедозволительный или разрешительный) применительно к конкретным общественным отношениям и др.

Охранительная функция права — это правовое воздействие, на­правленное на охрану положительных и вытеснение вредных для человека и общества отношений, на предупреждение и пресечение правонарушений, на восстановление нарушенных прав посредством применения мер государственного принуждения. Проявляется в охранительных правоотношениях и в правоохра­нительной деятельности государственных и уполномоченных на то негосударственных органов (установление запретов, введение и применение санкций).

Воспитательная функция проявляется во всем действии права, ь его существовании, она побуждает людей действовать правомерно, формирует у граждан позитивное восприятие права.

Правовые функции осуществляются методами убеждения и принуждения.

Убеждение — это административно-правовой (управленческий) метод, который проявляется в использовании различных разъясни­тельных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.

Принуждение — это административно-правовой метод, который заключается в применении субъектами исполнительной власти ус­тановленных правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями субъектов права.

Социальная ценность права состоит в способности права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, про­грессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом, а • также выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность права проявляется в том, что:

• право, как незаменимое средство государственного управле­ния, упорядочивает существующие общественные отношения;

• выражая общую волю участников общественных отноше­ний, право способствует развитию наиболее желаемых для общества и индивида отношений;

• право является универсальным и оптимальным средством обеспечения безопасности и личной свободы людей;

• право противостоит произволу, несвободе, бесконтрольно­сти отдельных индивидов и групп;

• право выражает идеи справедливости;

• право выступает мощным фактором развития общества;

• в современных условия право приобретает всеохватывающее значение, так как позволяет разрешать напряженности и конфлик­ты в международных и национальных отношениях и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.