Регулирование в собственном смысле этого слова – это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование заключается в целенаправленном правовом воздействии на определенные сферы общественных отношений.
Различают два вида правового регулирования:
Общее (нормативное) правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов в пределах своей компетенции, направленная на упорядочение общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве. Во времени и по кругу лиц). По сути это и есть правотворческая деятельность;
Индивидуально-правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов, заключающаяся в упорядочении на основе действующего законодательства общественных отношений путем конкретизации масштаба поведения их персональных участников и установления требуемых для этого фактов).
Право выполняет общесоциальные и собственно специально-юридические задачи. С учетом этого в общей теории права стало почти общепринятым выделять две группы функций: 1) специально-юридические и 2) социальные.
Специально-юридические функции.Свое воздействие на отношения, поведение и деятельность людей право оказывает:
во-первых, посредством предоставления участникам регулируемых отношений прав и возложением на них обязанностей. Это правовое воздействие выражается в регулятивной функции права;
во-вторых, путем охраны регулируемых им отношений, закрепления в санкциях норм права ответственности за противоправное поведение. Тем самым право выполняет и охранительную функцию;
в-третьих, путем воздействия на психику (сознание, волю) отдельного человека, социальной общности и формирования на этой основе образа права, восприимчивости к нему. Это идейно-мотивационная функция права. Вне и помимо идейно-мотивационного влияния, не возможно ни регулятивное, ни охранительное действие права.
Регулятивная, охранительная и идейно-мотивационная функции — это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.
Регулятивная функция права — это направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении на субъектов права юридических обязанностей. Содержанием регулятивной функции охватываются:
а) закрепление посредствам норм права праводееспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц (это регулятивно-статическая функция права);
б) определение (предусмотрение) юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям (это регулятивно-динамическая функция).
То направление действия права, которое связано с закреплением статуса юридических, физических лиц, граждан, должностных лиц, органов государства принято именовать регулятивно-статической функцией права. Та часть регулятивных правовых средств, которая обслуживает деятельность субъектов права (гражданский, торговый оборот, осуществление сделок и договоров, юрисдикционную и правоприменительную деятельность государственных органов охватывается содержанием регулятивно-дина-мической функции.
Охранительная функция права — направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудитель-ного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализации мер защиты и юридической ответственности. Если регулятивная функция указывает участникам регулятивных отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы их юридические возможности (средства), то охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты государством под охрану и какие неблагоприятные последствия следуют в случае посягательства на них. Регулятивная функция реализуется в правомерной деятельности; для осуществления охранительной функции характерна специфическая форма — охранительные отношения и правоохранительная деятельность органов государства и иных специально уполномоченных законом субъектов.
Деление функций права на регулятивную и охранительную в определенной мере условно, поскольку обе функции реализуют основное социальное назначение права — упорядочивать общественные отношения, обеспечивать их стабильность, устойчивость. Поэтому через охранительную функцию право регулирует поведение субъектов, а через регулятивную — охраняет и защищает социальные ценности.
Функция восприятия права. Специфика действия права заключается в том, что без «проникающего» влияния на волю и сознание своих адресатов оно не может достичь поставленных целей. Для того чтобы его нормы воплотились в правомерном поведении, они должны быть воспринятыми, пропущенными через сознание их адресатов. Таким образом формируется определенное отношение к праву, побуждающее действовать в соответствии с его требованиями. Если исходить из того, что «кроме любого немедленного эффекта, законы дают и более отделенный результат, большинством игнорируемый, — изменение самой личности человека, желательное или нет»(См.: Спенсер Г. Грехи законодателей // Социальные исследования. 1992. № 2. С. 134), что, оказывая психологическое и воспитательное воздействие, право способно изменить личность человека (См.: Сорокин А.П. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль, 1919. С. 115), то правомерно вести речь о таком направлении действия права, которое выражается в идейно-мотивационной или цивилизующей функции. Идеологическая (воспитательная или цивилизую-щая) функция — это идейно-мотивационное воздействие права на сознание (психику ) и поведение его адресатов, имеющее целью побудить их действовать правомерно, сформировать у них позитивное восприятие права.
Цивилизующее значение права состоит и в том, что оно, кроме этой конкретной задачи — склонить адресата действовать в согласии с его требованиями, выполняет еще и более сложную миссию — выступает ретранслятором накопленных человечеством ценностей в структуру личности.
Таким же образом происходит и передача так называемых надрацио-нальных ценностей. Американский ученый Гарольд Дж. Берман выделил четыре пути, по которым право направляет и передает надрациональные ценности: а) ритуал, т.е. церемониальный процесс, символизирующий объективность права; б) традицию, т.е. язык и обычай, заимствованные из прошлого, которые свидетельствуют о его преемственности; в) авторитет — опора на письменные и устные источники, которые считаются убедительными и символизируют обязательную силу права; г) универсальность — претензия на воплощение истинных понятий, которые символизируют связь права со всеобъемлющей истиной (см.: Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Пер. с англ. Д. Шабельникова и М. Тименчина. М.: Ад Маргинем, 1999. С. 111).
Социальные функции.В отечественной литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому среди социальных функций выделяют экономическую, политическую и воспитательную (Т.Н. Радько). Не возражая принципиально против такого подразделения социальных функций, надо обратить внимание на то, что в данном случае все же речь идет не столько о функциях права, сколько о сферах его действия. Очевидно, что есть какие-то особенности правового регулирования применительно к данным сферам (специфичность методов, способов регулирования, своеобразие правовых режимов и др.). Однако такие особенности не относятся собственно к содержанию функций права.
С учетом общесоциального назначения права, которое заключается в придании общественным отношениям качеств стабильности, системности, устойчивости и организованности, выделяют такие социальные функции, как: культурно-историческая, воспитательная, социального контроля, информационно-ориентирующая. (См.: Синюков В.Н. Функции права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 133). Несколько иной взгляд на проблему функций права просматривается в трудах современных немецких правоведов. Рассматривая действие права с позиции функционального подхода, немецкий ученый Рютерс Берд выделяет следующие функции права: доминирование; формальный порядок; консервация (функция материального порядка); соотношение и гарантирование; разрешение споров; восстановление; интеграция; функция закрепления и воспитания. (См.: Berd R. Rechtstheorie. Munchen: Verlag C/H. Beck, 1999. Buchreithe «Grundrisse des Rechts». S. 112).
По мнению Р. Циппелиуса, право выполняет следующие функции: 1) обеспечение мира, снятие взрывной силы конфликта, регулирование монополии государства на принуждение и обязанности государства защищать граждан, предоставляя им возможность в установленных случаях решать конфликты на основе права (особая роль отводится процессуальному праву, предупреждению конфликтов и нарушений права); 2) обеспечение свободы путем защиты от необоснованного вмешательства государства и других лиц; 3) предоставление средств проведения активной социальной, хозяйственной и культурной политики для обеспечения социального выравнивания и социальной безопасности (См.: Zippelius R. Allgemeine Staatslehre. Politikwissenschaft. 13. Aufi. Munchen: C.H.: Beck, 1999. S. 53).
Думается, что к неюридическим функциямможно отнести: 1) аксиологическую, или культурологическую, означающую, что право как явление мировой и национальной культуры аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества; 2) информативно-познавательную, указывающую на информационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля, свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую, или воспитательную, указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей.
С учетом сущностно-содержательных свойств права, его назначения к указанным функциям вполне обоснованно можно отнести функцию согласования интересов, отражающую тот факт, что право воспринимается как способ фиксации состояния уравновешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н.М. Коркунова, СИ. Муромцева и впоследствии теоретически обоснованная западноевропейскими и американскими юристами (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновешивания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике. Признание за правом функции согласования различных интересов позволяет сделать следующий вывод: право (нормы права) постольку способно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упорядочение, согласование, поскольку оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Иными словами, право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща функция согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно, как справедливо заметил проф. С.С. Алексеев, везде и всегда призвано оставаться правом — системой, обеспечивающей решение жизненных ситуаций.( См.: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современной эпохи. М., 2000. С. 101).
Но ведь жизненные ситуации и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых является объектом правового регулирования. И именно в этом, на наш взгляд, наиболее отчетливо проявляется ценность права в регулировании общественных отношений в государственно-организованном обществе.
Ценность права.В общесоциологическом смысле понятие ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального" субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Таким образом, ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что право признает (утверждает) и защищает (обеспечивает) абсолютные ценности — свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок). Современное право характеризуется:
• инструментальной ценностью. Право вносит рациональные начала в общественную жизнь, учреждает и охраняет общий масштаб и единые правила поведения, воплощающие высшие моральные ценности и идеалы, и тем самым оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права: наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления;
• общесоциальной ценностью.Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Оно способно быть также выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что на латинском право (jus) и справедливость (justitia) однокоренные слова. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;
• самоценностью {собственной ценостью).Право уникально специфически юридической формой (Благодаря дисциплинирующему фактору формы «невозможно в праве утверждать что угодно» (Сандевуар П. Юридические процедуры во французским праве. М., 1994. С. 7), особой, присущей только ему регулятивной самобытностью. С помощью специфиче-ских юридических средств, механизмов стимулирования поведения и деятельности, в том числе юридической ответственности и иных принудительных мер право гарантирует возможность нормальной (соответствующей правовым стандартам) деятельности индивидов и организаций, препятствует незаконным вмешательствам в сферу их правомерной деятельности;
• Собственная ценность права выражена в его технико-юридической оснащенности. Необычный и основной секрет силы права коренится в искусственно созданных правовых понятиях и категориях, юридических конструкциях и всем тем, что выражает право «вовне», воплощает его в юридических структурах (С.С. Алексеев) и образует саму «правовую материю», именуемую у древних римлян телом, плотью, веществом права (corpus juris) (См.: Алексеев С.С. Тайна права: Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001. С. 13-15;
•гуманистической (личностной) ценностью.Полезность, значимость права означает, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей...» является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от необдуманных экономических реформ, волюнтаристских политических
решений.
Личностная ценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Как воплощение формальной свободы, как форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за это беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри данных пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе. (См.: Ильин И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 97). В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Образно выражаясь, посредством права достигается такое состояние общества, когда «и волки сыты, и овцы целы». Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становится действительно ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.
Таким образом, право, его институты и нормы учат человека считаться с существованием других людей и с их интересами. С позиции права «каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществлять свои интересы» (См.: Там же);
• способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. В такой ситуации право играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система; свободная четвертая власть — СМИ; правовое государство. Поскольку Республика Беларусь находится на пути к правовому государству, к созданию институтов гражданского общества, то и право действует избирательно.
В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение.Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнацио-нального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого
государства, так и в рамках всего мирового сообщества.
Кратко резюмируя все вышеизложенное, отметим главное:
Право — одно из самых сложных общественных явлений. Его действие распространяется на все сферы жизни общества. Оно закрепляет отношения собственности; выступает регулятором распределения труда и его продуктов; регламентирует организацию и деятельность государственного механизма; определяет меры и формы борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру их реализации; активно воздействует на межличностные отношения; существует в специфичной форме выражения — законодательстве и т.д.
В первое десятилетие советской власти повсеместно доминировала концепция отмирания права как таксового при социализме. При этом наряду с представителями социологического направления, стоящими на позициях «целесообразного нормотворчества», на нежизненность позитивного права (законодательства) и даже его вредность в новых условиях указывали и приверженцы психологической школы права. Например, М.А. Рейснер в 1925 г. отмечал: «Если право не «опиум» народа, то во всяком случае довольно опасное снадобье». Он считал, что в период слома буржуазной государственной машины и его орудия — буржуазного права, оно потеряет все свои формальные основы и преобразится в «интуитивное право», на базе которого будет строиться вся система новых общественных отношений. В будущем, полагал он, право наполнится содержанием, отвечающим особенностям правосознания отдельных классов, что уже сейчас выражается в имеющихся его источниках. Пролетарское правосознание выражено в КЗоТе, крестьянское — в Земельном, буржуазное — в Гражданском (Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М. — Л., 1925.).
Однако это мнение сразу же подверглось критике со стороны представителей социологического направления. Так, П.И. Стучка подчеркивал, что в условиях социалистического хозяйствования и плановой экономики необходимо наметить лишь общие цели, в рамках которых правовое регулирование приобретает «чисто технический характер». Происходит перерастание права в систему технических средств управления складывающимися общественными отношениями. «Мы имеем законы-приказы... мы создали законы-директивы, законы-лозунги, мы форму закона применяли в эпоху нэпа по-буржуазному. Но перед нашими глазами происходит не только деление законов на правовые и технические, но и превращение самого права в технику». Предполагалось, что «в такой ситуации технические нормы, очищенные от субъективистских и идеологических элементов, должны стать высшей ступенью развития правовой формы, а ее собственно правовые элементы должны исчезнуть» (Стучка П.И. Право-закон-техника // Советское государство и право. 1930. № 1.).
Однако время показало незаменимость правовых форм регулирования общественных отношений. Поэтому в 1938 г. А. Я. Вышинским было предложено определение права, действующее вплоть до начала 1990 годов: «Право — это совокупность правил общежития, выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивается силой государства». В 1948 г. окончательно сформировалось определение: «Право (закон) есть форма, в которой выражается воля господствующего класса». Таким образом, право полностью стало отождествляться с совокупностью законов и только.
В настоящее время право уже не может рассматриваться простой совокупностью законов. Более того, право вообще нельзя отождествлять с законом. Оно вмещает в себя и выражает интересы людей, их понятия о справедливости и морали, о добре и зле, о должном и сущем и др. Сейчас в состоянии конструктивного противоборства находятся два подхода к праву: этатический (право является порождением государства и его универсальным инструментом) и либеральный (право рассматривается как самоценность, которая возвышается над государством). Именно из этих посыл0к и исходят существующие определения права.
■ Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствие с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют государственные институты, поддерживается социальная ста-•" бильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.
Право есть совокупность выраженных в законе общеобязательных норм (принципов и предписаний), выражающих общую волю различных групп людей, приоритет и ценность человеческой личности и выступающие мерой (регулятором) свободы и ответственности в обществе.
Право как явление общественной жизни отличается от иных регуляторов человеческих отношений, таких, как религия, политика, экономика, этика и др.
При этом основными признаками права являются следующие:
• право — это система общеобязательных норм поведения. Всеобщность, формальная определенность и системность права как и содержание, структура, форма выражения, характер отличают право от иных социальных норм (морали, религии и т.д.);
• право есть воля общества. По определению право основано на учете интересов всех слоев общества, их согласии и общей воле;
• право есть масштаб свободы и поведения человека. Оно отражает меру доступности, реальности прав и свобод личности, меру допустимых ее правоограничений;
• право не тождественно закону. Законодательство (позитивное право) выступает одной из форм выражения права. Закон, не отвечающий природе права, его принципам, ценностям человеческой личности, признается недействительным и, следовательно, правом не является;
• право — это социальные нормы, обеспеченные государственным принуждением. Государство — это сила, которая всегда стоит за правом, обеспечивает его требования и охраняет от нарушений.
Видовое многообразие права. Следует помнить, что имеется несколько ипостасей права, и оно, будучи единым по своей сути и содержанию, тем не менее, выражается в различных формах. Поэтому принято различать право естественное, позитивное и формулярное; право субъективное и объективное, частное и публичное право.
Естественное право — это обусловленные природой человека и его социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, культурные ценности, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов норм позитивного права.
Позитивное право (законодательство) — это право, действующее в настоящий момент и выраженное в законодательстве, то есть в нормах, установленных или признанных (санкционированных) государственной властью.
Формулярное право — это особый вид права,, основанный на условиях типовых договоров и контрактов (формуляров), заранее разработанных специальными организациями (фирмами), специализирующимися на каком-либо виде торговых или иных операций. В деловом и коммерческом обороте формуляры иногда заменяют нормы действующего законодательства.
Объективное право — это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидуальной воли, распространяющееся на все подпадающие под них случаи и на всех субъектов.
Субъективное право — это принадлежащее индивиду в конкретной ситуации (в конкретном случае) мера его возможного поведения.
Частное право — это совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц (гражданское, предпринимательское, семейное, патентное, трудовое право).
Публичное право — это совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное право).
Принципы и аксиомы права. Вся природа права направлена на упорядочение и гармонизацию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, поощряя, а в необходимых случаях, и наказывая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фундаменте права.
Принципы права — это основные исходные положения права, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются правовыми принципами (это, в частности, принципы законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма уголовного права (ст. 3УК РБ); принципы равенства перед законом и презумпции невиновности административной ответственности (ст. 1.4—1.5 КоАП РБ); либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании правовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права — принципы правосознания (например идеи неотвратимости и индивидуализа-ции уголовной ответственности).
Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:
• общие {общеправовые) принципы лежат в основе всех правовых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.;
• отраслевые (или специальные правовые) принципы характерны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собственно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи экономии мер уголовной репрессии, личной ответственности за содеянное, так как принцип личной ответственности характерен именно для уголовного права, в рамках отношений которого наказания носят строго личный характер. В то время как в административном и гражданском праве к ответственности могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;
• межотраслевые принципы, являющиеся основой для нескольких родственных отраслей права (например состязательность и равенство сторон характерны для процессуальных отраслей права);
• принципы отдельных институтов права (например принципы назначения наказания, заключения договора и др.).
Наиболее важное значение в этом ряду имеют общеправовые принципы. Они проявляются во всей сфере права, распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых ими отношений. Данные общие принципы являются содержательным наполнением межотраслевых, отраслевых и институционных принципов, растворяются в них и составляют их основу.
Общеправовые принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные принципы права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.
Принцип социальной свободы заключается в том, что представляет субъектам максимальную свободу в выборе форм трудовой деятельности, профессии, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами.
Принцип демократизма выражается в нормах права, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяет правовое положение личности, характер ее отношений с государством.
Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами человека и их общественным признанием.
Принцип гуманизма проявляется в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности.
«Тому, кто отрицает гуманизм, остается лишь утверждать бесчеловечность» (Xaйдеггep M.)
Принцип равноправия (правового равенства) граждан перед законом и судом — все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общественно-политические права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.
Принцип взаимных обязанностей государства и личности, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность.
Принцип законности требует строгого соблюдения конституции и других законов всеми должностными лицами государственных и общественных органов и организаций, гражданами.
«Принципы права ... не только отражают господствующие в данной стране и мировом сообществе взгляды и представления, но к формируют определенные требования, адресованные разным субъ ектам правовых отношений — как законодателям и правоприменителям, так и гражданам» (В.Н. Кудрявцев, AM. Трусов)
Правовые принципы выполняют как внешние, так и внутренние функции. Внешнее проявление состоит в том, что принципы права воздействуют на систему юридических норм, обеспечивая ее непротиворечивость и согласованность; что все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания правовых принципов и полностью соответствовать им, что обеспечивает единство и максимальную эффективность законодательства. Внутренняя направленность правовых принципов заключается в их непосредственном регулирующем воздействии на общественные отношения, на правоприменение и восполнение пробелов в законодательстве.
Вместе с тем, необходимо заметить, что правовые принципы исторически изменчивы. На их содержание значительное влияние оказывает современное состояние самого права, его социальная ценность, особенности правопонимания, роль и место права среди иных регуляторов отношений в данном социуме, задачи и цели, стоящие перед государством на том или ином этапе развития. Поэтому наряду с правовыми принципами, немаловажное значение в реализации правовых требований имеют существующие правовые аксиомы — положения, многократно проверенные на практике и поэтому принимаемые без особых доказательств, в силу своей очевидности и истинности. Это фундаментальные принципы человеческого сосуществования, а также важнейшие установки правосознания, единственно делающие право возможным. Многие из них были разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть дс наших времен не потеряли своей актуальности.
К числу таких непреложных, проверенных вековой практикой положений относятся такие правила, как: субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность; последствия деяния не могут быть определены иначе, как по закону, действующему вс время его совершения; право реализуется только в нормативных актах, правоотношениях и правосознании; не запрещенное нормами права и не противоречащее его принципам — разрешено; никто не может быть судьей в своем деле; пусть будет выслушана другая сторона; личная выгода отступает перед общественной; никто не обязан себя обвинять; решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле; люди рождаются свободными и равными в своих правах; нельзя осуждать дважды за одно и то же преступле-
ние; гнев не оправдывает преступления; если обвинение не доказано — обвиняемый оправдан; щадящий виновного, наказывает невиновного; все, что не запрещено законом — разрешено; закон, устанавливающий ответственность или ужесточающий уже законодательно закрепленную, не имеет обратной силы и др. И.А. Ильин к таким аксиомам добавлял также закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания.
Социальная роль и функции права.Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.
«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (Соловьев B.C.)
Регулятивная функция — это непосредственное воздействие права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества действия, то есть это установление позитивных правил поведения.
Регулятивная функция воздействует на общественные отношения двумя способами:
• статическим способом, закрепляя эти отношения в нормативно-правовых актах: экономический, политический, государственный строй, права и обязанности, свободы граждан;
• динамичным способом, который заключается в предоставлении необходимых и полезных личности и обществу отношений Обязанностей.
В рамках осуществления регулятивной функции право посредством норм права определяет праводееспособность граждан; закрепляет и изменяет правовой статус физических лиц; определяет компетенцию юридических лиц, полномочия должностных лиц и организаций; определяет юридические факты, устанавливает конкретные правовые связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); предписывает оптимальный тип правового регулирования (общедозволительный или разрешительный) применительно к конкретным общественным отношениям и др.
Охранительная функция права — это правовое воздействие, направленное на охрану положительных и вытеснение вредных для человека и общества отношений, на предупреждение и пресечение правонарушений, на восстановление нарушенных прав посредством применения мер государственного принуждения. Проявляется в охранительных правоотношениях и в правоохранительной деятельности государственных и уполномоченных на то негосударственных органов (установление запретов, введение и применение санкций).
Воспитательная функция проявляется во всем действии права, ь его существовании, она побуждает людей действовать правомерно, формирует у граждан позитивное восприятие права.
Правовые функции осуществляются методами убеждения и принуждения.
Убеждение — это административно-правовой (управленческий) метод, который проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.
Принуждение — это административно-правовой метод, который заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями субъектов права.
Социальная ценность права состоит в способности права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом, а • также выступать силой, противостоящей произволу.
Социальная ценность права проявляется в том, что:
• право, как незаменимое средство государственного управления, упорядочивает существующие общественные отношения;
• выражая общую волю участников общественных отношений, право способствует развитию наиболее желаемых для общества и индивида отношений;
• право является универсальным и оптимальным средством обеспечения безопасности и личной свободы людей;
• право противостоит произволу, несвободе, бесконтрольности отдельных индивидов и групп;
• право выражает идеи справедливости;
• право выступает мощным фактором развития общества;
• в современных условия право приобретает всеохватывающее значение, так как позволяет разрешать напряженности и конфликты в международных и национальных отношениях и др.