В предшествующие эпохи развития человечества право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия). Ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, работники интеллектуального труда, фермеры; расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Сегодня право — это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.
Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего оно служит важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества. В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами. Объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом регламентировались количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д. В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции: оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.
Закон устанавливает равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав потребителей. Он также устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред, за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.). Наконец, без закона немыслима бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).
Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы закрепляют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства.
Без развернутой системы права невозможны установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Не менее важна роль права и в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.
Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, ответственность граждан перед обществом и государством; решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам; искоренить такое уродливое явление, как преступность и иные формы нарушения общественного порядка.
Наконец, не менее значительна роль права как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка.
Объективной закономерностью современного мира является возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это с усложнением социальных отношений, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о человеке, его благополучии и безопасности, в том числе экологической, обеспечении и охране его прав и свобод.
Теоретические аспекты сущности права.Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Гносеологический (познаватель-ный) аспект заключается в философской проблеме познания сущего. Дает ли нам эмпирический подход к явлению, процессу, вещи, в данном случае праву, достаточное знание изучаемого объекта? Или этот подход необходимо дополнить логическим знанием, формулирующим понятия, категории, объясняющим причины тех или иных явлений? Со времен Платона ответ
сводится к признанию приоритета логического, понятийного знания. Действительно, достаточно ли, например, знания текста той или иной статьи законодательного акта или необходимо выявить правовую норму, которая выражена в этой статье, понимать ее социальное назначение, социальные и даже исторические причины появления? Ответ очевиден: только логический подход позволит практически правильно, справедливо, а в необходимых случаях и гуманно применить эту норму, например суду вынести обоснованный, справедливый приговор или решение.
Другой аспект проблемы сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий, определяющий компонент. Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент. В знаменитой формуле из «Манифеста Коммунистической партии» авторы, обращаясь к классовым противникам, утверждают: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же, как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Классово-волевое понимание буржуазного права, высказанное в этой формуле, затем распространилось и на понимание вообще сущности права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующе-го класса (отчего этот подход и обозначался как материалистический), выражались через волю господствующего класса в виде законов. Эта теория, которая подверглась справедливой критике уже в дореволюционной юридической литературе, в частности известным правоведом Л. И. Петражицким, на практике в 1930—1950-е гг. легла в основу чудовищного произвола, геноцида, террора, других негативных явлений, характерных для правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение полагали, что они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее в свое веление и закрепляя его в законах об упрощенном уголовном судопроизводстве (1934—1937), закрепощении под страхом уголовной ответственности работников на предприятиях, крестьян в колхозах (1940-е гг.) и т.п.
Есть и третий аспект сущности права, который разводит право и закон и понимает право то как справедливость, то как разумное распределение интересов, особое психологическое переживание, психологическое отношение, саму упорядоченность общественных отношений, конкретные судебные решения споров, сознательно творимое устройство общественной жизни, то, наконец, как нечто стихийное, развивающееся независимо от воли и общественного сознания регулятивное явление.
Следует подчеркнуть, что, размышляя о сущности права, надо иметь в виду ее динамические свойства, учитывать, что право — это динамическая, развивающаяся система, свойства которой подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества. Динамизм права приводит к его большому социально-регулятивному многообразию и многовариантности, изменению его роли и места в различных обществах и соответственно к различным подходам к познанию и определению его сущности.