До настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия «право». Современные исследователи сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать: естественно-исторический характер его происхождения; его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей; наличие реальных гарантий по возможности реализаций положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества. Для более глубокого понимания сущности и особенности права, его роли в жизни общества необходимо рассмотреть общую характеристику теорий права.
В теоретических подходах к праву и государству можно выделить два взаимосвязанных блока: один объясняет происхождение права (см. гл. 2), второй ориентируется на уже развитое, устоявшееся, зрелое состояние как государства, так и права, т.е. на раскрытие сущности государства и права. Есть достаточно много теорий, объясняющих сущность государства и права. Среди них можно выделить нормативистскую, социологическую, либертарную и этическую теории, а также теорию солидаризма.
Нормативизм. Сторонники нормативистского направления (Г. Кельзен) утверждали, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривали как совокупность норм, содержащих правила должного поведения.
Нормативисты ограничивают задачи юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительными и материальными условиями жизни и интересами индивидов. Положительное значение нормативистского учения заключается в провозглашении идеи законности, признании нормативного характера права. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности, и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм в отказе от исследований сущностных проблем права.
Социологическая школа права.Это одно из основных направлений правоведения XX в. Социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого» права, т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Основатель социологического направления юриспруденции Е. Эрлих в своем труде «Социология права» изложил основные идеи этого направления. В России социологическую школу представляли С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд (1870—1964).
Социологическая теория доказывает, что право является уравновешен-ной силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.
Теория солидаризма Л. Дюги.Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, разработанная французским юристом Леоном Дюги (1859—1928). Этот сторонник социологической юриспруденции считал, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательному для всех нормативному порядку, вытекающему из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни; она выступает источником человеческого благополучия и стоит выше государства.
Солидарность у Дюги бывает двух родов: 1) по сходству; 2) из-за разделения труда. Относительно первой необходимо прежде всего указать следующее: большинству людей очевидно, что жизнь в обществе отдаляет смерть и уменьшает возможные страдания человека, а эти страдания — объективный факт, с существованием которого никто спорить не станет. Что же касается солидарности второго рода, то существование общества во все времена человеческой истории, жизнь человека в социуме, а не изолированно — это тоже внушительный научный факт, влияющий на людское сознание и волю.
Дюги отмечает, что было бы неправильным подходить к социальной жизни только с физической или биологической точки зрения: факт сознания неотъемлем от социальной жизни, и последняя не может изучаться без признания этого факта. Воля к жизни, чувство самосохранения диктуют нам, что в обществе мы находим приют и защиту, и ведут к развитию чувства солидарности. Это, однако, не означает, что следует принять теорию общественного договора: люди никогда не жили раздельно, а потому и не могли «потом договориться». Солидарность и общество — явления естественные, хотя в понятие «естественного» и следует включить такие «факты», как индивидуальное сознание, человеческая воля, солидарность.
Солидарность по сходству есть солидарность сознательная: люди знают, что она у них имеется — и как соображение выгоды, и как подсознательное чувство. Такого рода солидарность вначале возникла в небольшой группе и только постепенно сформировалась в общечеловеческую солидарность.
В основе солидарности из-за разделения труда лежит неравенство людей: люди имеют разные потребности и разные способности, и эти различия увеличиваются с ходом человеческой истории. Правильно понятая идея равенства — это не идея полной одинаковости людей, а идея их равноценности, связанности, взаимозависимости. Разделение труда есть признак высокой степени развития высокодифференцированных индивидуумов и вместе с тем высокой степени развития общества. Чем больше люди специализируются, тем меньше они могут прожить изолированно, вне общества: степень социальной интеграции есть функция степени индивидуализации.
Право и государство имеют служебное, функциональное значение; они должны быть внешним проявлением солидарности, соответствовать ей. Дюги говорит в этом смысле об объективном праве и придает ему прагматический, целеустремленный характер. Государство обязано не только защищать личность, но и способствовать ее развитию; оно должно иметь право интервенции в жизнь общества, но в то же время на него должны быть наложены и обязанности, которых оно до тех пор не имело. При всем этом должна соблюдаться формула: социальное и индивидуальное развитие идут рука об руку и друг без друга невозможны.
В своих многочисленных трудах Дюги показывает, как на основании принципов объективного права следует приступать к законодательству, которое обеспечило бы прогресс человека и общества, содействовало солидаризации людей и наказывало за нарушение солидарности. Объективное право стоит выше законодательных палат. Закон делается таковым, только если он соответствует принципам солидаризма, в противном случае это только узаконенное бесправие. Имущественные права отдельных лиц подлежат защите, поскольку это соответствует их социальной функции.
Расовая теория.В противовес позиции сознательного характера социальной жизни (Л. Дюги) авторы расовой теории сущности государства в значительно болышей мере учитывают роль биологических факторов. Одним из основателей расовой антропологической школы в социологии был французский социолог и писатель Ж. А. де Гобино (1816—1882). Согласно его теории «высшие» расы призваны господствовать в мире, «низшим» расам по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших».
В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. В 1930-е гг. она стала теоретической основой построения расового государства в Германии, в Южно-Африканской Республике. Гитлер говорил: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой».
Современные концепции сущности государства.В середине XX в. возникают новые теории сущности государства.
Теории элит. Элитарные теории были сформулированы в работах таких итальянских мыслителей, как Г. Моска (1858-1941), В. Парето (1848-1923), а также немецкого социолога Р. Михельса (1878—1936). Согласно их взглядам государством управляет элита (от франц. elite — лучшее, отборное) — верхушка общества, поскольку народные массы к этому не способны. Элита формируется по различным признакам: происхождению, образованию, опыту, способностям и т.д. В государстве одновременно существу-
ет несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ конкретизирует их деятельность, используя избирательное право. (Подробнее об этом см.: Рахшмир, П. Вильфредо Парето: История — кладбище элит / П. Рахшмир // Политическая мысль. — 2000. — № 4; Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. — М., 2002 и др.).
Технократическая теория. Характерная черта всех видов технократии (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство) — ориентация на управление социальными процессами на основе технических и других узкоспециальных критериев, приуменьшение ценностно-этического измерения социальной жизни. Сторонниками этой теории были Т. Веблен (1857-1929), Г. Саймон (р. 1916), Д. Белл (р. 1919) и др. Согласно их взглядам общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности, носителями которой являются техники, инженеры и ученые (технократы). (Подробнее см.: Eisner, H.J. The technocrats: prophets of automation / H. J. Eisner. — N. Y, 1967; Васильчук, Ю. А. Технократическая теория / Ю. А. Васильчук // Официальный сайт «Культура в Вологодской области». Библиотека: http:yyww.cultmfo.rU/fulltext/l/001/008/l 10/414.htm).
Плюралистическая теория демократии. Ее приверженцами были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Согласно данной теории общество представляет собой совокупность групп людей, образуемых по различным основаниям: возрасту, профессии, месту жительства, кругу интересов; следовательно, каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику.
(Подробнее см.: История политических и правовых учений : учебник / под ред. В. С. Нересянца. — М., 1998; Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство. Последствия исторических сдвигов, связанных с изменением пространства / Р. Даль // Сайт Радиоскан: http://www.irs. ru/~alshev/dahl.htm).
Теория всеобщего благоденствия. Основы этой теории были сформулированы Д. Кейнсом в 1930-х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др. Согласно данной теории государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушения; государство становится надклассовым, выражает интересы всех слоев общества и обеспечивает всеобщее благоденствие.
(Подробнее см.: Конинг, X. Заметки о XX веке / X. Конинг // Иностранная литература. — 1999. — № 2; Завадский, С. Государство благоденствия / пер. с польск. — М., 1966; Травин, Д. Джон Мейнард Кейнс Апостол в мире занятости и денег // Дело. — 2002. — 4 нояб. http://www, idelo.ru/253/26.html).
Теория правового государства. Наиболее значительными ее представителями были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Согласно данной теории вся деятельность правового государства должна осуществляться в правовых целях и на основе права.
Теория конвергенции. Согласно данной теории определяющей особенностью общественного развития признавалась тенденция к сближению двух социально-политических систем — капиталистической и социалистичес-кой, сглаживанию экономических, политических и идеологических различий между ними, их последующему синтезу в некое «смешанное общество». Она прогнозировала дальнейшее развитие государства в результате обмена между этими системами, причем предполагалось, что каждая из них заимствует лучшее, а это приводит к сближению государств по их сущности, формам деятельности и т.п. Появившись в 1950—1960 гг., эта теория получила свое развитие в работах Дж. Гэлбрейта, Р. Арона, П. А. Сорокина и др.
В современной российской теории права получило развитие понимание сущности права как меры свободы {либертарная теория(Подробнее об этом см.: Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. — М., 2002; Он же. Основные концепции права и государства в современной России // Основные концепции права и государства в современной России (По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право. — 2003. — № 5) либо справедливости {этическая концепция (Подробнее об этом см.: Лившиц, Р. 3. Теория права: учебник / Р. 3. Лившиц. - М., 2001), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права. Таким образом, право и закон здесь четко разведены.
Либертарное правопонимание начинается с утверждения, что право и государство суть необходимые формы всеобщей свободы: правовые нормы — это нормативно выраженная свобода, а государство — властная организация субъектов права, обеспечивающая правовую свободу. Смысл
государственно-правового регулирования отношений между людьми — установить такие нормы и обеспечить такой порядок отношений, при которых достигается всеобщая свобода (свобода для всех индивидов, которые признаются субъектами права и государства в определенном обществе в определенную историческую эпоху). Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции.
Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных и глубокой древности, и Средневековью, и молодому капитализму VII—XIX вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам XX в. Воплощение идеалов свободы и справедливости — цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин — свое поведение.
Интегративное правопонимание. Право как нормативно признанный интерес (современная социогуманитарная концепция права)
Достоинства нормативного подхода (формальная определенность, нормативность) следует признать основным упущением «широкого» правопонимания. Грани между дозволенным и закрещенным, с точки зрения данного подхода, весьма неопределенны, критерии оценки поведения в известной мере зыбки. Опасность одностороннего подхода к праву — узконормативного или широкого — сейчас очевидна. Очевидно, что каких бы взглядов на право ученые-юристы не придерживались, все выступают против такой односторонности.
Одна из тенденций современного развития правоведения — углубление представления о праве как едином целом. Задача заключается в том, чтобы восстановить на более широкой теоретической основе расчлененное анализом единство всех сторон права с помощью синтеза (интеграции) представить его как целое, показав суть и взаимодействие отмеченных сторон, место и юру каждой из них. Этой задаче отвечает интегративный подход, способ теоретического познания и практического освоения социально-правовой действительности, позволяющий «собрать» воедино, объединить на общей основе все компоненты права — идеи, нормы и отношения (действия), отобразив тем самым естественно-правовую природу права, его нормативно-сть, обязательностъ и деятельностный характер. С позиции интегративного подхода в праве все в одинаковой мере важно. С этой точки зрения •аво есть правовая идея, воплощенная в норме (законе) и фактических правомерных действиях — правовом порядке. В таком аспекте право предстает системой общественного порядка, реальной силой общества, противостоящей произволу и беспорядку.
Интегративный подход позволяет точнее подойти к оценке объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого «фактического права», не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами.
Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнительность правоотношений средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требует необходимых ресурсов, наличия специальных структур, способных принять право и при необходимости принуждать к его исполнению.
В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше типов правопонимания выступает как бы противовесом иному. Тем самым становится возможным исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право. Вместе с тем интегративный подход не разводит по разным полюсам — естественно-правовой, нормативный и социологический подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства, предостерегает от крайностей. Стержнем интегративного правопонимания, его системообразующим началом является идея действия (действующего) права. (См.: Гойман В.И. Действие права: Методологический анализ. М., 1992).
Таким образом, интегративный подход представляет собой методологи-ческую платформу для сближения различных концепций права, позволяет максимально учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы права, определении источников, механизмов и закономер-ностей его действия в обществе.
Понятие права как нормативно согласованного интереса. Со-циогуманитарная концепция права.Отмеченное свидетельствует о научной и практической значимости обоснования концепции права, в которой органично бы сочетались ранее указанные подходы, и вместе с тем она могла быть полезной практике. Представляется, что одной из таких моделей может служить концепция права как нормативно выраженного (признанного) согласованного интереса. Понимание права как нормативно признанных согласованных интересов основывается на генетической связи права и интересов. На неотъемлемую связь права и интересов впервые в юридической литературе обратил внимание выдающийся ученый-правовед XIX в. Рудольф Иеринг. Эта идея получила развитие в ряде его работ: «Интерес и право», «Цель в праве», «Борьба за право». Идея взаимосвязи права и интересов была воплощена ученым в целостную и стройную (хотя и не бесспорную в ряде мест) научную теорию. Основываясь на том, что, право состоит из двух моментов «субстанционального», лежащего в его практической цели, т.е. пользе или выгоде, доставляемой правом, и «формального», который есть средство по отношению к указанной цели и который выражается в защите права, иске, Иеринг определяет право как «юридически обеспеченное пользование», «юридически защищенный интерес». (См.: Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль, 1880. С. 83).
Теория взаимосвязи права и интереса, разработанная Иерингом, в дальнейшем получила свое развитие в трудах российских правоведов Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, в работах представителей западной социологии права — Е. Эрлиха, Р. Паунда, Ф. Жени и др.
В частности, С.А. Муромцев рассматривал право как часть социальной реальности, как систему определенных общественных отношений, отличающихся спецификой защиты. (См.: Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 32-41, 47-48, 56). Если учесть, что интерес есть выражение общественных отношений, то здесь отчетливо просматривается связь интересов и права. Специфика права, с точки зрения данного мыслителя, усматривается в особенностях деятельности общества, которое способно защитить своих членов от посягательства на их интересы извне, т.е. в сфере взаимодействия обособленных общественных организмов.
Профессор С.-Петербургского университета Н.М. Коркунов исходил из того, что содержание общественной жизни составляет многообразие различных сталкивающихся между собой личных и общественных интересов в областях политической, экономической, религиозной и др. Для обеспечения возможности совместного сосуществования интересов, необходимо, как считал Н.М. Коркунов, чтобы эти интересы были разграничены. Из чего вытекает необходимость права, задача которого заключается в том, чтобы обеспечить должный порядок в сталкивающихся между собой интересах. В понимании Коркунова, «назначение права и заключается именно в разграничении сталкивающихся между собой интересов». Он считал, что «превращение интереса в право совершается именно посредством огра-
ничения другого, ему противоречащего интереса, установлением соответст-вующей обязанности. Право есть не всякая охрана интереса, хотя бы отдельно взятого, а только охрана одного интереса в отношении к другому». Основываясь на этой посылке, Коркунов делает вывод: право, представляя собой «разграниченный интерес», выражается в то же время как «должный порядок общественных отношений». (См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1907. С. 39, 57; Сборник статей. 1877-1897. СПб., 1898. С. 75).
Известный специалист в области уголовного права, профессор С.-Петербургского университета И.Е. Таганцев (1843—1923), анализируя природу права, его норм, в связи с осмыслением природы преступления, отмечал, что жизненным проявлением нормы может быть лишь то, что вызывает ее возникновение, дает ей содержание, служит ей оправданием, — это интерес жизни, интерес человеческого общежития. (См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 32.
Несомненно, значительный вклад в развитие проблемы взаимосвязи права и интереса внес основатель школы свободного права австрийский юрист Е. Эрлих. В фундаментальном труде «Основание социологии права» он обосновывает идею о том, что существует спонтанный, независимый от формально действующего права, социальный порядок, который образуется путем взаимного согласования индивидуальных или коллективных воль и интересов.
На идее взаимосвязи права и интересов основывалась концепция права Р. Паунда — одного из наиболее ярких представителей социологической юриспруденции XX в. Паунд исходил из того, что практической целью права является социальный контроль, примирение и гармонизация сталкивающихся и перекрещивающихся человеческих желаний и требований, человеческих интересов. Интерес определяется Паундом как требование, или желание, которое человеческое существо индивидуально, через группу или ассоциацию стремится удовлетворить и с которым поэтому социальный порядок должен считаться. Правовая система не создает интересы, она охраняет их. При этом право охраняет не все интересы, а лишь те из них, которые оно признает, и в том объеме, которым оно их ограничило (налицо, как видим, влияние позиции Н.М. Коркунова). Право, с точки зрения Паунда, есть средство для сбалансирования интересов различных социальных групп.
Идея взаимосвязи права и интересов обосновывается в трудах французского ученого Ф. Жени. Процедура выработки права, считает Жени, начинается с воспроизведения права интересов в идеях. Задачей этого этапа является обнаружение потребностей, которые право должно удовлетворить, уравновесив интересы на основе «узкого контакта с фактами». Лишь учитывая «сталкивающиеся интересы», можно «обеспечить необходимый порядок для развития общественной жизни». Такая защита осуществляется на основе принципов «объективного справедливого», цементирующих все юридическое здание («объективность» этих принципов обусловлена тем, что они выводятся из «природы вещей»). Суть «объективного справедливого» — в идее порядка, равновесия. По утверждению Жени, право «обретает свое содержание, свойственное и специфичное для него только в понятии справедливого — в этом первичном понятии, предельном и элементарном, вводящем не только элементарные предписания, запрещающие наносить ущерб кому бы то ни было или воздавать каждому должное (по заслугам), но и предполагаю-щем более глубокую мысль о необходимости установления равновесия между конфликтующими интересами с целью укрепления порядка, обеспечивающего поддержку и прогресс человеческого общества». (Цит. по: Бержелъ Ж.Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко: Пер. с фр. М., 2000. С. 59).
Надо признать, что идея равновесия интересов присутствует и в тех концепциях, где сущность права выводится из справедливости. В этой связи формулируется вывод о том, что справедливость — это «равновесие, достигаемое путем согласования притязаний одних и обязательств других». С иной точки зрения «идея справедливости оказывается идеей высшего порядка, который должен господствовать в мире и обеспечить торжество наиболее достойных интересов». В понимании Джона Роулза, справедливость предполагает равновесие между конфликтующими интересами и т.д.(См.: Там же. С. 60-66).
В работах французского правоведа Р. Салейля проблема взаимосвязи права и интересов выводится из идеи коллективной психологии, разработанной социологом Г. Тардом. При этом Салейль исходит из того, что знание законов коллективной психологии дает возможность понять факторы, которые направляют эволюцию права, юридический прогресс. Это факторы «чисто эгоистического» и «чисто идеального» характера. Элемент «эгоистический» предопределяется материальными интересами членов
коллектива: кто-то меньше обеспечен, чем другие, страдает от этого положения и стремится изменить его. Но правовое регулирование того или иного интереса возможно лишь в процессе организации общности. Идея права выступает тогда в виде конфликта противоположных сил и интересов. Исходя из иных посылок, современные американские правоведы тем не менее приходят к сходному пониманию права. В их представлении право есть способ решения споров или согласования конфликтующих интересов. (Подробный анализ см.: Иванец Г.И. Интерес как первооснова права // Философия права: Межвуз. сб. науч. трудов. Ростов-на-Дону, 2000. С. 27—35; Право как нормативное выражение согласованных интересов // Право и образование. 2001. № 3. С. 74-84; Право как нормативное выражение согласованных интересов: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2001; Иванец Г.И., Червонюк В.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов (социогуманитарная концепция права). М., 2005.
В отечественной юридической литературе проблема взаимосвязи права и интересов в аспекте правопонимания исследовалась в трудах СИ. Аскназия, С.Н. Братуся, Б.В. Шейндлина, Д.А. Керимова, Н.П. Колдаевой, Р.З. Лившица, Г.В. Мальцева, СВ. Полениной, А.И. Экимова, Л.С. Явича и др.
Вообще, попытка осмыслить проблему общего понятия права, исходя из его связей с интересами, находит отражение в трудах ученых-юристов, принадлежали к разным юридическим школам. Можно сказать, что идея интереса как правообразующего фактора объединяла представителей разных школ и направлений. Однако долгое время она не имела развития. Принципиально важна мысль о том, что «право есть выражение общих интересов» (С.Н. Братусь, P.O. Халфина), но концептуального осмысления она не получила. С начала 90-х гг. исследование проблемы приобрело новый импульс в связи с исследованиями проблем законотворчества, действия права.
В пользу того, что определенный интерес может выступать сущностным проявлением права, свидетельствуют разработки понятия субъективного права. Почти все исследователи проблемы субъективного интереса указывают на его связь с определенным интересом. Справедливо утверждается, что конкретное субъективное право представляет собой персонификацию того общегосударствен-ного интереса, который получил отражение во всеобщем или абсолютном праве (А.И. Экимов), что социальная ценность субъективного права с «большей полнотой может быть раскрыта, если рассматривать его в единстве с интересами» (С.С. Алексеев).
К выводу о том, что интерес «претендует» на то, чтобы выражать сущностное в праве, пришли юристы-международники, утверждая, что международное право — это, по существу, нормативное выражение общечеловеческих ценностей и интересов (B.C. Верещетин, Р.А. Мюллерсон, И.И. Лукашук). Сходных позиций с недавних пор стали придерживаться специалисты по экологическому праву.(Интересный взгляд на данную проблему представлен, в частности, в монографии: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Изд-во МГУ, 2003.
Очевидно, что общее понятие права также может быть представлено как нормативное выражение интересов, с той лишь оговоркой, что в праве должны находить выражение не все, а общие, или согласованные интересы. Право в этом смысле есть нормативное выражение (признание) согласован-ных (общих) интересов.
Концепция права как нормативного выражения согласованных интересов позволяет использовать все то ценное, что было накоплено отечественной правовой мыслью в этой области, и в то же время придать современному правопониманию диктуемый временем необходимый прагматизм, социальную направленность, увязать в праве либеральные ценности (учение о свободе и собственности) с его социальной результативностью, истинной социальной ценностью. Право в этом смысле выступает как инструмент обеспечения тех конституционных ценностей, которые отображают многообразные интересы и потребности.
В аспекте отстаиваемого подхода четче просматривается связь права с государством: общесоциальные институты призваны по своему предназначе-нию выявлять, отображать в законе общие интересы и через государственные институты обеспечивать условия для их реализации. Способность государства выступать инструментом защиты такого рода общих (согласованных) интересов является показателем его демократичности и нужности или социальной полезности.