Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ



 

I. По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на:

 

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Примером однородных нормативно-правовых актов является Трудовой Кодекс РФ

Примером комплексного нормативно-правового акта выступает Федеральный закон «Об образовании».

II. По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяются:

 

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти и должностных лиц (подзаконные нормативные акты).

3. Правовые акты органов судебной власти (постановления).

 

 

III. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на иностранных граждан).

 

IV. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:

 

I. Законы II. Подзаконные акты
Конституция РФ Указы Президента РФ
Федеральные конституционные законы Постановления палат Федерального собрания
Федеральные законы Постановления Правительства РФ
Законы субъектов РФ Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  Нормативные акты Центрального Банка РФ
  Нормативно-правовые акты субъектов РФ
  Правовые акты органов местного самоуправления

 

I. Законы

1) Конституция РФ (12 декабря 1993 г.)

Обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории России (ст. 15 Конституции)

2) Федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ).

3) Федеральный закон.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ).

4) Законы субъектов РФ.

Принимается по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции), а также по вопросам ведения самого субъекта РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, включая право на издание законов.

Порядок принятия таких законов урегулирован в уставе субъекта РФ, или в его Конституции.

 

II. Подзаконные акты

Уточняют общие предписания законов. Эти акты не могут противоречить законам.

1) Указы Президента РФ обладают самостоятельностью в правовой сфере, они могут регулировать отношения, которые не урегулированы законом.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2) Постановления Государственной Думы и Совета Федерации. Носят рекомендательный характер и выражают мнение депутатов по определенным вопросам общественной жизни.

3) Постановления Правительства РФ могут издаваться в тех случаях, когда регулируемые ими отношения урегулированы законом или указом Президента РФ. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

4) Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» только федеральные министерства по общему правилу могут издавать нормативно-правовые акты.

5) Нормативно-правовые акты субъектов РФ (например, постановления Губернатора Челябинской области), они не могут противоречить Федеральным законам и законам субъектов РФ.

6) Правовые акты органов местного самоуправления. Издаются по вопросам ведения муниципальных образований (например, решение городской думы Челябинска, постановление главы администрации муниципального образования).

 

4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА С СУДЕБНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ И ОБЫЧАЕМ.

 

Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое является образцом, эталоном для других судов при разрешении всех дел, аналогичных рассмотренному.

Судебный прецедент является основным источником права в Англии и США, других странах англо-саксонской правовой семьи. Специфика прецедента в этих странах состоит в том, что решения вышестоящих судов обязательны для нижестоящих, а сами высшие суды связаны своими прежними решениями. Закон носит вспомогательный регулятивный характер.

В XX-м веке акты парламентов в Англии и США стали напрямую заменять судебные прецеденты, в этом случае прецедент утрачивает юридическую силу.

Обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, в результате многократного повторения определенных общественных отношений и вошедшие в привычку людей.

Обычаи доминируют как регуляторы в традиционных обществах, где господствует первобытная экономика или аграрный способ производства (Африка, часть южной Америки, некоторые страны Юго-Восточной Азии).

 

Развитие обычаев в современном мире происходит по трем направлениям:

 

1) Большая часть обычаев заменяется государственным законодательством и становится нормами права.

2) Часть обычаев действует в чистом виде.

3) Складывается новый вид обычаев в политической и социальной сфере, которые правом не фиксируются (назначение главы правительства в Англии).

Некоторые государства сталкиваются с проблемой живучести обычая, даже если закон его запрещает под страхом уголовного наказания (кровная месть).

 

 

5. ЗАКОННОСТЬ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ

 

 

Под законностью определяется режим общественной жизни, когда строжайше и неукоснительно всеми субъектами права соблюдаются все нормы права, действующие в государстве.

Законность нормативно-правовых актов - это соответствие нижестоящих нормативно-правовых актов вышестоящим по юридической силе.

Субъектами, которые обеспечивают законность нормативно-правовых актов, являются:

1) Конституционный суд РФ (он проверяет соответствуют ли Конституции РФ нормы законов, полностью или в части).

2) Суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Они в каждом деле проверяют, соответствует ли подзаконный правовой акт законам.

3) Централизованная система прокуратуры во главе с Генеральным прокурором.

Прокуратура надзирает за законностью, то есть проверяет соответствует ли законам и подзаконным актам индивидуальные правовые акты (постановления по административным делам, приказы, инструкции).

4) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, он обязан следить за ее осуществлением (особенно главы 2-ой, где указаны права и свободы граждан).

Он имеет право отменить незаконный акт Правительства России, а также приостановить незаконный акт высшего должностного лица субъекта России.

 

 

6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта.

Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется:

1. указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2014 года).

2. днем опубликования нормативно-правового акта.

3. по истечении определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта.

 

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется:

1. путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.

2. по истечении срока его действия, указанного в самом акте.

По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта.

Имеется два исключения:

1. если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.

2. обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт.

Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории этих субъектов РФ.

По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие акты - распространяют свое действие на всех граждан.

Специальные акты– на определенную категорию граждан (пенсионеров, студентов и др.).

 

Тема 3. СИСТЕМА ПРАВА

 

1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА.

2. КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ.

3. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

4. ПРАВО МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ

5. Право международное и право национальное.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.