В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Это общее правило, и, например, при аренде земельных участков, на которых расположены здания, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, вопросов с отнесением арендной платы к прочим расходам не возникает.
Если же организация берет в аренду земельный участок под застройку, то для целей налогового учета арендная плата за землю относится к прочим расходам не в полной сумме. Расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка. Такое мнение неоднократно высказывал Минфин в письмах от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452, от 04.07.2008 № 03-03-06/1/384, от 29.03.2007 № 03-03-06/1/193, аргументируя свою позицию тем, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, и поэтому арендная плата за участок во время его застройки должна включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств и в дальнейшем списываться уже через амортизацию. Согласились с Минфином и судьи ФАС СЗО (постановления от 24.06.2008 № А56-26195/2007, от 14.01.2008 № А56-4910/2007).
Теперь перейдем к налогу на добавленную стоимость. Если арендодателем земельного участка выступает организация – плательщик НДС, то арендатор в обычном порядке получит счет-фактуру, зарегистрирует ее в книге покупок и при соблюдении всех условий примет НДС к вычету.
Если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то арендаторам нужно иметь в виду следующее. При предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 161 НК РФ). Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Вместе с тем следует учитывать, что на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). Таким образом, арендная плата за право пользования земельным участком, взимаемая уполномоченными на это органами, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость на основании данной нормы НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227). Ранее аналогичное мнение высказывал и Минфин (Письмо от 30.10.2006 № 03-04-15/198[5]): оснований для обложения налогом на добавленную стоимость с 1 января 2006 года арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется. При внесении арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой «без налога» с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж.
Обратите внимание: освобождение от обложения НДС в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется только в отношении арендной платы за пользование земельными участками, взимаемой органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Если организация сдает земельный участок в субаренду, то это будет являться операцией по предоставлению платных услуг третьим лицам, которая облагается НДС в общеустановленном порядке, так как в данном случае организация не является уполномоченным органом.
Расходы на приобретение права на заключение договора аренды
Право на заключение договора аренды земельного участка, как правило, приобретается в результате торгов (конкурсов, аукционов). Расходы на приобретение такого права принимаются для целей налогообложения (п. 2 ст. 264.1 НК РФ) при условии заключения договора аренды.
В отличие от расходов на приобретение земельных участков в собственность, данные расходы признаются при аренде земельных участков, находящихся не только в государственной и муниципальной, но и в частной собственности. Кроме того, нет ограничения по дате заключения договора, а также признание расходов не ставится в зависимость от вида строительства, которое будет осуществляться (капитальное или жилищное).
Для целей исчисления налога на прибыль порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки изложен в пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ. Он аналогичен порядку учета расходов на их покупку. То есть предлагаются те же два варианта, один из которых следует закрепить в приказе об учетной политике.
Вариант 1. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет. Соответственно, конкретный срок должен быть закреплен в приказе об учетной политике.
Вариант 2. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов. Конкретный размер процентов, который будет применяться при расчете предельных размеров расходов, следует закрепить в приказе об учетной политике. При этом налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.
Что касается налога на добавленную стоимость, то предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ (сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав).