Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глобальные проблемы современности и будущее человечества



Сегодня перед человечеством стоят острые жизненные проблемы, без решения которых в глобальных масштабах невозможно дальнейшее социальный прогресс Более того, пренебрежение ими, по мнению многих мыслителей мож же вызвать даже гибель современной цивилизации Философы, политики и экономисты сходятся в одном: человечество находится на пороге глобального кризиса Любые кризиса в экономике и политике в любые и стране является проявлением общего кризиса существования человечества, которая охватывает важнейшие аспекты жизнедеятельности людей: природу, мировую экономику, политические отношения, культуру и особенно же человекину.

Рассмотрим основные глобальные проблемы современности

1 Предотвращение мировой термоядерной катастрофы Мировое сообщество в лице Генеральной Ассамблеи ООН квалифицировало свое время подготовку и решения термоядерной войны как крайняя преступление перед д человечеством Был принят ряд деклараций, мораторий на ядерные испытания, запрет на распространение ядерного оружия частности, подписаны соглашения о сокращении стратегических ядерных арсеналов, условия которых пока молча, ядерные державы придерживаются, но ни одна этих соглашений не ратифицировала, то есть они не получили статус законов Великие державы обладают огромными ядерными запасами Кроме того, наблюдается ется \"расползания\" атомных технологий Некоторые страны Востока стремятся завладеть ядерным оружием или производить ее А это может привести к ее локального применения, с неотвратимостью вызовет мировую термоядерную пожаровтермоядерну пожежу.

Атомные технологии используются не только при изготовлении ядерного оружия Серьезной опасностью является угроза технологических случайностей на атомных электростанциях Свежей есть память о Чернобыльской катас строфу Сейчас в мире действуют сотни АЭС, их | количество увеличивается Но известно, что любая техника когда-нибудь ломаетсяться.

2 Преодоление экологического кризиса Надвигается экологическая катастрофа, порождаемая неконтролируемым вторжением человека в биосферу, загрязнением окружающей среды

Выше говорилось о экологическую проблему, ее источники, последствия, пути решения Надо еще раз подчеркнуть, что эта проблема, проблема отношения \"человек - природа\", все еще недооценивается человеком По своей с значимости, опасностью она должна быть насущнейшей и стоять выше повседневных экономических забот, политической суеты и теоретических дискуссииних дискусій.

Проблема экологии должна стать приоритетной относительно политики, экономики, предметом первоочередного внимания идеологии, культуры, всей системы воспитания Ведь очевидно, что идея оптимизации отношения человечества к на авколишнього среды еще не осознана в полной мере политиками и особенно массами Поверхностное знание проблемы, а отсюда - безответственное отношение к природе, постепенно и неотвратимо в еде к экологической катастрофе Мы, например, могли слышать о недостатке воды в определенных регионах нашей планеты Это было где-то далеко и непосредственно нас не касалось Но прошло одно - два десятилетия и с п роблема питьевой воды столкнулось уже ряд городов Украины, где вода подается только несколько часов в сутки Сложное положение с загрязнением воздуха, истощением почв Негативные явления наблюдаются ре идок общего потепления Деятельность человека приводит к исчезновению многих видов животных и рослиі рослин.

Первоочередной задачей, по нашему мнению, должно стать деятельность государственных, политических органов, образовательных учреждений, средств массовой информации, направленная на осознание всеми слоями населения состояния пр рирода и неотложности мер, направленных на ее сохранение.

3 Демографическая проблема Она не однозначна, имеет две, казалось бы, противоположные, стороны: с одной стороны - перенаселение планеты, с другой - вымирание населения

Первое касается населения Земли в целом Об этом свидетельствуют следующие данные Демографы считают, что Земля может выдержать нагрузку максимального количества населения не более 10 млрд человек Сегодня человечество к постигло бы млрд, а в начале нашей эры народонаселения мира составляло лишь 250 млн Особенно возросли темпы прироста в прошлом XX веке Если в 60-е годы население увеличивалось на 8 тыс в час, у 80-е - 10 тыс. человек, то сегодня прирост достиг 12 тыс. человек в часа годину.

По прогнозам, максимально допустимой цифры - 10 млрд человек - будет достигнут примерно в 30-е годы нашего столетия Есть мнения, что этот уровень достигнут значительно раньше Итак, назрела острая необходимость во принятия глобальных мер по оптимизации демографического процесссу.

Другим аспектом демографической проблемы является вымирание населения в некоторых регионах \"Демографический взрыв\", о котором говорилось выше, наблюдается в малоразвитых странах В экономически развитых странах Евро опи происходит процесс прямо противоположный Уменьшается рождаемость, что приводит к невозможности обеспечения простой смены поколенийміни поколінь.

Катастрофическое состояние наблюдается в странах бывшего СССР частности, в Украине население за последние годы уменьшилось на 4 млн человек Сегодня смертность вдвое превышает рождаемость, происходит ма АСУ выезд из Украины за границу Демографы прогнозируют, что при таких темпах население Украины до 30-х лет будет насчитывать всего 15-20 млн На этом фоне так называемый геноцид 1932-1933 pp будет выглядеть детская забавабавою.

4 Угроза здоровью людей, человеческой телесности Медики, биологи, генетики бьют тревогу относительно угрозы разрушения человечества как вида, деформации ее телесности На телесность ведется осознанный или н неосознанный фронтальное наступление Страшное слово \"СПИД\" все чаще встречается в жизни человечества Распространяется наркомания Преступная пропаганда курения, употребления алкоголя, их реклама заполонила почти е все полосы газет, экраны телевизоров И это при понимании их вредности, понимании того, что все это приводит лишь к негативным последствиям, к физическому и духовному вырождению человека Кто в этом зац икавленийьому зацікавлений?

Значительную опасность, тем непредвиденные последствия могут иметь деятельность генной инженерии, клонирования человека, эксперименты над генетическим кодом Возможность появления мутантов, искажение эволюционного Прист осування человека - вот незначительный перечень проблем, которые являются насущными уже сегодняні.

Сюда следует добавить негативное влияние на человека, на его здоровье окружающей среды, в частности, загрязненного воздуха, широкого применения химии в быту, питании Кроме того, нестабильность в эконом мощи, политике вызывает стрессовые состояния, разрушает нервную систему, что приводит нередко к физическому вырождению человеки.

Разумеется, названные проблемы не исчерпывают всего многообразия вопросов, вынуждено решать человечество Некоторые из них, например, кризис человеческой духовности, моральное вырождение и т.д., освещаются в других пар раграфах Достаточно названных проблем, чтобы понять чрезвычайную важность положительного их решения для сохранения и дальнейшего развития человека на планете Земля Настоящее поставило перед человеком надзвича йно важные и сложные вопросы: как восстановить равновесие между обществом и природой, в частности биосферой, как гармонизировать экологические, технологические и социальные процессы, как снять социальное напряжение и отсюда и - угрозу термоядерной войны, а следовательно, гибель человеческой цивилизации Эти и другие вопросы требуют решения на уровне планетарного интеллекта Отсюда - необходимость взаимопонимания, единения, а не конфро нтации всех позитивных сил для успешного решения глобальных проблем, стоящих перед человечествоством.

 

38. Проблемы развития общества Необходимость и свобода

Общество, как и природа, развивается закономерно Законы общественной жизни, подобно законам природы, существуют и действуют независимо от сознания и воли человека Люди не могут создавать или уничтожать ты их Они могут только открывать, узнавать их и использовать в процессе общественной практикиики.

Вместе с тем, закономерности общественной жизни не тождественны закономерностям природы В природе законы действуют стихийно, в обществе - прокладывают себе дорогу через сознательную деятельность человека, которая ставит п перед собой определенную цель с тем, чтобы ее реализовать Это вовсе не означает, что законы теряют свою объективность Они действуют так же неодолимо, неизбежно, как и в природе Это - историческая необходимость Но с Аконе общества, их действие проявляется как тенденция, обусловленная взаимодействием объективных условий и субъективного факторактора.

Во объективным фактором понимают такие условия, которые не зависят от воли и сознания людей и определяют направления и границы их деятельности Это прежде всего природные условия региона, достигнутый уровень развития о одуктивних сил, исторически назревшие потребности общественного развития и ин.

Субъективным фактором является деятельность народных масс, государства, классов, политических партий, общественных движений, отдельных лиц - их сознание, воля, уровень понимания объективных потребностей развития общества тощ щ.

Люди в своей деятельности вынуждены учитывать объективные условия Только их учета в конкретных исторических обстоятельствах позволяет решать проблемы общественной жизни и развития Вместе с тем, наличие об бьективних условий недостаточно для победы нового, превращения возможности в действительность Движущей силой исторического процесса всегда выступают прогрессивные, революционные элементы субъективного фактора свою a руктивных-творческой деятельностью они дают простор для действия объективных законов развития Однако наряду с ними есть и такие элементы, которые препятствуют социальному прогрессу - фашизм, расизм, неонацизм и ита ін.

Действие объективных условий и субъективных факторов общественного развития следует рассматривать нераздельно, в их диалектическом единстве Абсолютизация роли сознания, воли людей или социальных институтов, игнорува Ання объективных условий и законов ведет к волюнтаризма и авантюризма Фетишизация объективных законов и условий при игнорировании роли субъективного фактора порождает фатализм, преклонение перед стихийностьютю.

Соотношение исторической закономерности и сознательной деятельности людей надо рассматривать в диалектической взаимосвязи, который раскрывается в категориях необходимости и свободы

Историческая необходимость - это то, что закономерно вытекает из действия объективных законов развития общества Она влияет на действия, поступки людей, которые, в дальнейшем, обратно влияют (как положительно, так и не егативно) на эту необходимость, открывая пути для расширения своей свободи.

Свобода является продуктом исторического развития человечества Действия объективных законов человек избежать не может Свобода не означает противопоставления субъекта этим законам или \"освобождения\" от них Такой путь к свободе является является иллюзорным Реальная свобода достигается путем познания и использования необходимости Свобода человека, как подчеркивал ФЕнгельс, заключается не в воображаемой независимости от законов природы и общества, а в пи знании их и умении использовать в своей деятельностисвоїй діяльності.

Овладение естественной необходимостью реализуется в развитии производительных сил их прогресс можно интерпретировать как постепенный процесс освобождения человечества от покорения стихийным силам природы, т.е. расширят ения свободы общества по отношению к природе Отношение к природе всегда опосредованное определенной формой общественных отношений, законам общественного развития Свобода общества определяется степенью ов олодиння этими законами, их пребывания под сознательным контролем, преодоление господства социальной стихии По мере развития общества, его производительных сил и производственных отношений свобода расширяет свои границы, господство человека над природными и общественными процессами усиливаетсяться.

В живой и неживой природе отсутствуют примеры абсолютной свободы, свободы от всего, от любой зависимости Еще сложнее и многограннее есть социальный смысл понятия свободы Анализируя его, необхо идно подходить всегда конкретно-исторически Человек как часть природы и общества всеми своими действиями вплетается в разнообразные отношения с природой и обществом, государством и нацией, классом и партией ю, трудовым коллективом и семьей Поэтому при определении свободы личности естественно возникают вопросы: свобода от чего и от кого, а также свобода для чего и для кого? ому?

Абсолютная свобода невозможна не только потому, что человек включен в всеобщие связи с природой и обществом, а еще и потому, что всегда ограниченными являются ее собственные возможности Природные и социальные условия завж жди ограничивали и будут ограничивать свободу личности Но возможности последней постоянно расширяются Человек не может быть полностью независимой от внешних природных и общественных условий Это означает, что она за вжды имеет лишь относительную свободу При этом, разумеется, уровень его свободы зависит от степени свободы общества, в котором он жил живе.

Для понимания свободы важное значение имеет познание необходимости Одной из особенностей взаимосвязи свободы и необходимости является то, что необходимость выступает основным элементом свободы, ее объективным с содержанием Характеристика свободы как познанной необходимости составляет сущность ее гносеологического аспекта Однако свободу нельзя сводить только к необходимости достижения свободы связано не только с познанием ям действительности, но и с активной практической деятельностью человека Историческая необходимость, в отличие от необходимости в природе, реализуется в деятельности людей Необходимость ограничивает свободу деятельности и вместе с тем утверждает йжує її.

Существование необходимости в реальном мире создает условия для сознательной деятельности человека, для выбора Человек в процессе и в результате своей деятельности познает необходимость не только природы, но и людськог го общества В результате познания необходимости в материальном мире лицо направляет свою деятельность в соответствие с ней в процессе практической деятельности наше познание необходимости может корректировать ся, дополняться, уточняться и т.д. За счет этого происходит расширение нашей свободы, которая необходима нам для развития Чем полнее мы познаем природные и общественные явления, собственную природу, потребности идеалы и проч, тем эффективнее используем свои силы, тем более широкой свободы приобретаемуваємо.

На пути развития человечества прослеживаются более или менее четкие исторические этапы роста свободы Как уже говорилось, для их обозначения КМаркса ввел понятие \"общественно-экономическая формация\", показав, что изменение а одной из них на другую - более совершенную является последовательным и закономерным историческим процессом роста свободы человечества, где в исторической перспективе будущее человечества - реальный гуманизм (т.е. коммунизм) - завершится утверждением действительной свободы человечествбоди людства.

При характеристике исторического процесса обретения свободы человечеством наряду с категорией \"формация\" широко используются такие категории, как \"эпоха\" и \"цивилизация\" Если \"формация\" фиксирует и характеризует п определенный исторический тип отдельного общества, то «эпоха» - другой отрезок всемирной истории, контролируя при этом ведущую (для того времени) тенденцию общественного развития Эта тенденция может ограничиваться я одной формацией или даже ее определенной частью, а может охватывать мех формационные периоды развития человеческого общества (эпоха первобытного общества, эпоха феодализма, эпоха первоначального накопления я капитала, эпоха монополистического капитализма, эпоха перехода от капитализма к социализму и т.д.) По культурного феномена различают, например, эпоху Возрождения, эпоху Просвещения и такое илад.

Цивилизационный подход характеризует не просто уровень развития общества, а привлекает внимание и к степени развития его материальной и духовной культуры, это особое состояние организации общественной жизни я, который характеризуется с разных сторон, как ростом материального благосостояния (благополучия), так и неустанным совершенствованием морали и расширением границ человеческой свободы (истины и красоты.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.