В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).
Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так ‑«весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде(принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».
Структура философии(якобы традиционная сегодня):
- онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего - бытия);
- гносеология (теория познания);
- эпистемология (методология научных исследований);
- философская антропология (человековедение);
- аксиология (учение о ценностях);
- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);
- социальная философия (учение об обществе и культуре).
РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ: статью «Что такое философия».
ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 3 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Предмет философии и ее социокультурные функции».
КОММЕНТАРИЙ: Казалось бы, авторы твердо убеждены: никому доподлинно неизвестно, чем должна заниматься философия. Но нет таких убеждений, которые бы наши авторы не могли дополнить другими, логически исключающими ранее сказанное. И вот некое (неуловимое и изменчивое) «нечто» объявляется ими «предметом философии», определяемым столь туманно и поверхностно, чтобы показалось, будто бы все философы только этот предмет и обсуждают.
Как, мол, иначе: о чем же еще мог бы говорить и писать человек-философ, как ни о себе любимом или обо всем остальном (то есть мире)?! Кажись, ничего не выпало – вот Вам и философия, концентрат всего и вся!
Получилось, конечно, смешно, авторская «философия» осталась без явного предмета, предпочитая болтать обо всем и ни о чем конкретно. Но именно это и радует наших авторов, старательно избегающих малейших конфликтов. Им ли спорить во имя истины, отстаивая более конкретное, а, значит, и более спорное определение предмета философии? Зачем?! – Модная политкорректность намного дороже! К тому же, из 1000 встречных белорусов, как минимум, 999 охотно согласятся с тем, что философы треплются обо всем и ни о чем конкретно. Следовательно, Барковская и Хомич – настоящие философы согласно всенародно одобряемым стандартам. И они говорят примерно следующее: «Не дурите себе голову излишней конкретикой. Пользуйтесьобтекаемыми формулировками, дабы не нарваться на конкретные возражения и последующее выяснение отношений».
Материализм и идеализм как направление в философии.
Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)
Формы материализма:
1. материализм древних (Фалес, Демократ) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)
2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.
3. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс). Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
Разновидности Идеализма:
1. Объективный - не зависящий от человеческого сознания. Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.
2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.