Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формационный и цивилизационный подходы к рассмотрению истории



Теорию формационного подхода к рассмотрению истории разработали К Маркс и Ф Энгельс Согласно их концепции общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых имеет есть специфические социально-экономические, классово-политические, национальные и другие признаки Сущностью формаций является характер экономических отношений независимо от форм собственностисті:

- первобытное общество - общинная собственность;

- рабовладельческое - полная собственность рабовладельца на средства производства и раба;

- феодализм - полная собственность феодала на средства производства и неполная - на рабочего;

- капитализм - собственность капиталистов на средства производства и отсутствие ее на наемного работника;

- социализм - общественная собственность на средства производства в лице государства

Цивилизацию характеризуют прежде всего как культурно-историческую систему Ее признаками являются техническая оснащенность общественного производства, тип культуры, роль человеческого фактора и культуры и общественно-политических х институтов в развитии социальных процессов и др. Определяющее влияние на них остается за экономикой, но только в конечном результатті.

Согласно этих признаков определяют качественно различные типы цивилизаций, через которые проходил человечество в своем развитии:

- космогенных, охватывающий древнее обществе и эпоху Средневековья;

- индустриальная, или техногенная, что соответствующие капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям;

- информационная, или антропогенная, формирующийся в настоящее время

Как видим, для формационного подхода характерна социально-экономическая причинность развития общества

Для цивилизационного подхода характерно более широкое видение: акцентируется внимание на тех факторах (культура, свобода личности, техника и т.п.), связанные с деятельностью субъекта исторического процесса в, его свободы, интеллектуальной деятельности, роли в обществе тощ.

Следует подчеркнуть, что цивилизационный подход к рассмотрению истории не подменяет и не отменяет формационный подход Цивилизационный подход включает в себя формационный как составляющую социальной причинности определенных е этапов исторического процесса Отметим, что оба подхода имеют элемент эффективности в исследовании и объяснении развития общества Это два ракурса, что имеют право на существование и не отрицают друг одногого.

Процесс становления цивилизации нового типа, которая получила название информационно-технологической или постиндустриального общества, начался с середины 50-х годов XX века Использование информационной технологии ее существенно меняет техническую основу материального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни Происходят кардинальные изменения в социальной структуре, где значительная часть ро рабочем силы превращается в средний класс Возникает потребность в постоянном повышении духовной культуры личности и общества Интеллектуальный потенциал общества становится решающим условием его успешно го функционирования и развития Основное внимание общества сосредоточивается на научно-информационных ресурсах, уровню социально-политического сознания, ее манипулировании, нравственных критериях, духовно-культур них ориентациях Итак, внимание перемещается из внешних условий жизнедеятельности человека на ее саму, ее духовная жизнь Поэтому этап информационной цивилизации называют еще антропогеннымиогенним.

Высказывают мнение, что антропогенная (информационная) цивилизация является предпосылкой или даже условием построения общества социальной справедливости, ориентированной на человека Утверждают, что альтернативы этому обществу человечество в будущем не Только в условиях общества социальной справедливости человечество может выжить и достичь устойчивого развитияку.

Сегодня общество находится в кризисном состоянии Возникновение глобальных проблем (экологические, демографические, угроза ядерной войны и т. др.), утрата духовных идеалов значительным количеством граждан, переход к прагматического и утилитарного способа существования людей и т.д. - характерные черты нашего времени Преодоление кризисного состояния может быть реализован только на пути перехода к новому, более эффективного и менее ви ратного способа существования обществства.

О общество социальной справедливости мечтало человечество на протяжении всей истории своего существования Достаточно вспомнить мысли Демокрита относительно \"демократического общества\", представление Платона о \"идеальную дер ржавую \", религиозные искания в Средневековье, утопическую страну мыслителей Нового времени и, наконец, социалистический и коммунистический идеал марксизмичний ідеал марксизму.

Разнообразие условий существования в каждом регионе Земли объясняет необходимость теоретического обоснования форм, методов применения универсального принципа социальной справедливости, который исключает \"уравниловка ку \"и требует обеспечения соответствия между вкладом отдельного человека или социальной группы в жизни общества и признанием и справедливым вознаграждением за этот вклад со стороны обществуспільства.

 

22Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Философское учение сенсуализма.

Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира , включая человека и жизнь общества.

Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание (абстрактное мышление).

Каждая из этих ступеней имеет свои формы:




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.