На каждом из уровней научного познания применяются свои методы Так, на эмпирическом уровне используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование На теорети ичному уровне - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, идеализация, исторический и логический методы тощщо.
Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, их свойств и связей в естественных условиях или в условиях эксперимента с целью познания исследуемого объекта
Основные функции наблюдения такие:
- фиксация и регистрация фактов;
- предварительная классификация фактов, уже зафиксированных на основе определенных принципов, сформулированных на основе существующих теорий;
- сравнение зафиксированных фактов
С усложнением научного познания все больший вес приобретают цель, план, теоретические установки, осмысление результатов Вследствие этого возрастает роль теоретического мышления в наблюдении
Особенно сложным является наблюдение в общественных науках, где его результаты в значительной степени зависят от мировоззренчески-методологических установок наблюдателя, его отношение к объекту
Метод наблюдения является ограниченным методом, так как с его помощью можно лишь зафиксировать определенные свойства и связи объекта, но невозможно раскрыть их сущность, природу, тенденции развития Всестороннее с наблюдения объекта является основой для эксперименту.
Эксперимент - это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них с помощью создания новых условий, соответствующих целям исследования, или путем изменения прохождения процесса в определенном направлении
В отличие от простого наблюдения, которое не предусматривает активного воздействия на объект, эксперимент - это активное вторжение исследователя в природные явления, в ход изучаемых Эксперимент - это так кий вид практики, в котором практическое действие органично сочетается с теоретической работой мыслии.
Значение эксперимента заключается не только в том, что с его помощью наука объясняет явления материального мира, но и в том, что наука, опираясь на эксперимент, непосредственно овладевает теми или иными дос исследуемых явлениями Поэтому эксперимент служит одним из главных средств связи науки с производством Ведь он дает возможность осуществить проверку правильности научных выводов и открытий, новых законом и рностей Эксперимент служит средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленном производстве, необходимым этапом практического испытания новых научно-технических открытиитів.
Эксперимент широко применяется не только в естественных науках, но и в социальной практике, где он играет важную роль в познании и управлении общественными процессами
Эксперимент имеет свои специфические особенности по сравнению с другими методами:
- эксперимент позволяет исследовать объекты в так называемом чистом виде;
- эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях, что способствует более глубокому проникновению в их сущность;
- важным преимуществом эксперимента является его повторяемость, благодаря чему в научном познании этот метод приобретает особое значение и ценность
Описание - это указание признаков предмета или явления как существенных, так и несущественных Описание, как правило, применяется в отношении единичных, индивидуальных объектов для более полного ознакомления с ними Его методом й является дать наиболее полные сведения о объкт.
Измерение - это определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов с помощью измерения определяется ся отношение одной количественной характеристики объекта к другому, однородной с ней, принятой за единицу измерения Основными функциями метода измерения является, во-первых, фиксация количественных характеристиках к объекта, во-вторых, классификация и сравнение результатов измеренийня.
Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), которая по своим свойствам определенной степени воспроизводит свойства исследуемого объекта
Моделирование используется тогда, когда непосредственное изучение объектов по некоторым причинам невозможно, затруднено или нецелесообразно Различают два основных вида моделирования: физическое и математическое На современном на этапе развития научного познания особенно большая роль отводится компьютерному моделированию Компьютер, который функционирует по специальной программе, способен моделировать самые реальные процессы: колебания рыночных цен, орбиты космических кораблей, демографические процессы, другие количественные параметры развития природы, общества, отдельной человекини.
Методы теоретического уровня познания
Анализ - это расчленение предмета на его составляющие (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения
Синтез - это объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое
Анализ и синтез диалектически противоречивые и взаимообусловлены методы познания Познание предмета в его конкретной целостности предполагает предварительное расчленения его на составляющие и рассмотрение каждой из них Это е задачу выполняет анализ Он дает возможность выделить существенное, то, что составляет основу связи всех сторон изучаемого объекта есть, диалектический анализ является средством проникновения в сущность вещей Но играя важную роль в познании, анализ не дает знания конкретного, знание объекта как единства многообразного, единства различных определений Эту задачу выполняет синтез Следовательно, анализ и синтез органично взаимодействия емоповьязани и взаимообуславливают друг друга на каждом этапе процесса теоретического познанияізнання.
Абстрагирование - это метод отвлечения от некоторых свойств и отношений объекта и, одновременно, сосредоточение основного внимания на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования Абстрагирование с способствует проникновению познания в сущность явлений, движения познания от явления к сущности Понятно, что абстрагирование расчленяет, огрубляет, схематизирует целостную подвижную действительность Однако именно это и позволяет более глубоко изучить отдельные стороны предмета \"в чистом виде\" А значит, и проникнуть в их сущность їхню сутність.
Обобщение - это метод научного познания, который фиксирует общие признаки и свойства определенной группы объектов, осуществляет переход от единичного до особого и общего, от менее общего к более загальног.
В процессе познания нередко приходится, опираясь на уже существующие знания, делать выводы, которые являются новым знанием о неизвестном Это осуществляется с помощью таких методов, как индукция и дедукция
Индукция - это такой метод научного познания, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем Это способ рассуждения, посредством которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения ущення или гипотезы В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с неею.
Дедукция - это метод познания, когда на основе общего принципа логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводится новое истинное знание об отдельном С помощью этого метода отдельное познается на основе знания общих закономерностейй.
Идеализация - это способ логического моделирования благодаря которому создаются идеализированные объекты Идеализация направлена ??на процессы мыслимой построения возможных объектов Результаты идеализации - не произвольные В предельном случае они соответствуют отдельным реальным свойствам объектов или допускают интерпретацию их, исходя из данных эмпирического уровня научного познания Идеализация связана с \"мысленным экспериментом \", в результате которого из гипотетического минимума некоторых признаков поведения объектов открываются или обобщаются законы их функционирования Границы эффективности идеализации определяются практикоються практикою.
Исторический и логический методы органично сочетаются Исторический метод предполагает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями Это определенный способ в воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретноститі.
Логический метод - это способ, с помощью которого мышление воспроизводит реальный исторический процесс в его теоретической форме, в системе понятий
Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий развития тех или иных явлений Задачей логического исследования является раскрытие роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развития цело ого.
38. Проблемы развития общества Необходимость и свобода
Общество, как и природа, развивается закономерно Законы общественной жизни, подобно законам природы, существуют и действуют независимо от сознания и воли человека Люди не могут создавать или уничтожать ты их Они могут только открывать, узнавать их и использовать в процессе общественной практикиики.
Вместе с тем, закономерности общественной жизни не тождественны закономерностям природы В природе законы действуют стихийно, в обществе - прокладывают себе дорогу через сознательную деятельность человека, которая ставит п перед собой определенную цель с тем, чтобы ее реализовать Это вовсе не означает, что законы теряют свою объективность Они действуют так же неодолимо, неизбежно, как и в природе Это - историческая необходимость Но с Аконе общества, их действие проявляется как тенденция, обусловленная взаимодействием объективных условий и субъективного факторактора.
Во объективным фактором понимают такие условия, которые не зависят от воли и сознания людей и определяют направления и границы их деятельности Это прежде всего природные условия региона, достигнутый уровень развития о одуктивних сил, исторически назревшие потребности общественного развития и ин.
Субъективным фактором является деятельность народных масс, государства, классов, политических партий, общественных движений, отдельных лиц - их сознание, воля, уровень понимания объективных потребностей развития общества тощ щ.
Люди в своей деятельности вынуждены учитывать объективные условия Только их учета в конкретных исторических обстоятельствах позволяет решать проблемы общественной жизни и развития Вместе с тем, наличие об бьективних условий недостаточно для победы нового, превращения возможности в действительность Движущей силой исторического процесса всегда выступают прогрессивные, революционные элементы субъективного фактора свою a руктивных-творческой деятельностью они дают простор для действия объективных законов развития Однако наряду с ними есть и такие элементы, которые препятствуют социальному прогрессу - фашизм, расизм, неонацизм и ита ін.
Действие объективных условий и субъективных факторов общественного развития следует рассматривать нераздельно, в их диалектическом единстве Абсолютизация роли сознания, воли людей или социальных институтов, игнорува Ання объективных условий и законов ведет к волюнтаризма и авантюризма Фетишизация объективных законов и условий при игнорировании роли субъективного фактора порождает фатализм, преклонение перед стихийностьютю.
Соотношение исторической закономерности и сознательной деятельности людей надо рассматривать в диалектической взаимосвязи, который раскрывается в категориях необходимости и свободы
Историческая необходимость - это то, что закономерно вытекает из действия объективных законов развития общества Она влияет на действия, поступки людей, которые, в дальнейшем, обратно влияют (как положительно, так и не егативно) на эту необходимость, открывая пути для расширения своей свободи.
Свобода является продуктом исторического развития человечества Действия объективных законов человек избежать не может Свобода не означает противопоставления субъекта этим законам или \"освобождения\" от них Такой путь к свободе является является иллюзорным Реальная свобода достигается путем познания и использования необходимости Свобода человека, как подчеркивал ФЕнгельс, заключается не в воображаемой независимости от законов природы и общества, а в пи знании их и умении использовать в своей деятельностисвоїй діяльності.
Овладение естественной необходимостью реализуется в развитии производительных сил их прогресс можно интерпретировать как постепенный процесс освобождения человечества от покорения стихийным силам природы, т.е. расширят ения свободы общества по отношению к природе Отношение к природе всегда опосредованное определенной формой общественных отношений, законам общественного развития Свобода общества определяется степенью ов олодиння этими законами, их пребывания под сознательным контролем, преодоление господства социальной стихии По мере развития общества, его производительных сил и производственных отношений свобода расширяет свои границы, господство человека над природными и общественными процессами усиливаетсяться.
В живой и неживой природе отсутствуют примеры абсолютной свободы, свободы от всего, от любой зависимости Еще сложнее и многограннее есть социальный смысл понятия свободы Анализируя его, необхо идно подходить всегда конкретно-исторически Человек как часть природы и общества всеми своими действиями вплетается в разнообразные отношения с природой и обществом, государством и нацией, классом и партией ю, трудовым коллективом и семьей Поэтому при определении свободы личности естественно возникают вопросы: свобода от чего и от кого, а также свобода для чего и для кого? ому?
Абсолютная свобода невозможна не только потому, что человек включен в всеобщие связи с природой и обществом, а еще и потому, что всегда ограниченными являются ее собственные возможности Природные и социальные условия завж жди ограничивали и будут ограничивать свободу личности Но возможности последней постоянно расширяются Человек не может быть полностью независимой от внешних природных и общественных условий Это означает, что она за вжды имеет лишь относительную свободу При этом, разумеется, уровень его свободы зависит от степени свободы общества, в котором он жил живе.
Для понимания свободы важное значение имеет познание необходимости Одной из особенностей взаимосвязи свободы и необходимости является то, что необходимость выступает основным элементом свободы, ее объективным с содержанием Характеристика свободы как познанной необходимости составляет сущность ее гносеологического аспекта Однако свободу нельзя сводить только к необходимости достижения свободы связано не только с познанием ям действительности, но и с активной практической деятельностью человека Историческая необходимость, в отличие от необходимости в природе, реализуется в деятельности людей Необходимость ограничивает свободу деятельности и вместе с тем утверждает йжує її.
Существование необходимости в реальном мире создает условия для сознательной деятельности человека, для выбора Человек в процессе и в результате своей деятельности познает необходимость не только природы, но и людськог го общества В результате познания необходимости в материальном мире лицо направляет свою деятельность в соответствие с ней в процессе практической деятельности наше познание необходимости может корректировать ся, дополняться, уточняться и т.д. За счет этого происходит расширение нашей свободы, которая необходима нам для развития Чем полнее мы познаем природные и общественные явления, собственную природу, потребности идеалы и проч, тем эффективнее используем свои силы, тем более широкой свободы приобретаемуваємо.
На пути развития человечества прослеживаются более или менее четкие исторические этапы роста свободы Как уже говорилось, для их обозначения КМаркса ввел понятие \"общественно-экономическая формация\", показав, что изменение а одной из них на другую - более совершенную является последовательным и закономерным историческим процессом роста свободы человечества, где в исторической перспективе будущее человечества - реальный гуманизм (т.е. коммунизм) - завершится утверждением действительной свободы человечествбоди людства.
При характеристике исторического процесса обретения свободы человечеством наряду с категорией \"формация\" широко используются такие категории, как \"эпоха\" и \"цивилизация\" Если \"формация\" фиксирует и характеризует п определенный исторический тип отдельного общества, то «эпоха» - другой отрезок всемирной истории, контролируя при этом ведущую (для того времени) тенденцию общественного развития Эта тенденция может ограничиваться я одной формацией или даже ее определенной частью, а может охватывать мех формационные периоды развития человеческого общества (эпоха первобытного общества, эпоха феодализма, эпоха первоначального накопления я капитала, эпоха монополистического капитализма, эпоха перехода от капитализма к социализму и т.д.) По культурного феномена различают, например, эпоху Возрождения, эпоху Просвещения и такое илад, епоху Відродження, епоху Просвітництва і таке ін.
Цивилизационный подход характеризует не просто уровень развития общества, а привлекает внимание и к степени развития его материальной и духовной культуры, это особое состояние организации общественной жизни я, который характеризуется с разных сторон, как ростом материального благосостояния (благополучия), так и неустанным совершенствованием морали и расширением границ человеческой свободы (истины и красоты.