1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на практических. В контакте с преподавателем вне рамок расписания – консультации по учебным вопросам и при выполнении творческих и индивидуальных заданий.
2. В виде внеаудиторной самостоятельной работы.
Актуальность данного вида деятельности студентов очевидна, т. к. именно самостоятельная работа поможет сформировать общие компетенции будущих специалистов и выработать способность:
- организовывать собственную деятельность;
- осуществлять поиск информации;
- использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- самостоятельно определять задачи профессионального развития.
При изучении дисциплины «Методика преподавания филологических дисциплин в высшей школе» для овладения и углубления знаний студентов предлагаются следующие виды самостоятельной работы:
– конспектирование текста;
– составление тезауруса;
– ознакомление с нормативными документами;
– создание презентации.
Для закрепления знаний:
– работа с конспектом лекции;
– повторная работа с учебным материалом;
– составление плана ответа;
- работа с периодическими изданиями.
Для систематизации учебного материала:
– подготовка ответов на контрольные вопросы;
– подготовка сообщения, доклада, реферата;
– тестирование;
– составление таблиц;
Для формирования практических и профессиональных умений.
– решение задач и упражнений по образцу;
– решение ситуативных и профессиональных задач;
- выполнение творческих заданий.
- разработка учебных занятий с использованием традиционных и инновационных форм обучения.
Образцы творческих заданий для самостоятельной работы
1. Разработайте фрагмент рабочей программы УМ (учебного модуля) по современному украинскому языку в соответствии с его структурой: а) определите цель (цели) обучения; б) содержание обучения, обеспечивающее формирование одной или нескольких компетенций; в) контрольные задания по усвоению содержания в рамках модульно-рейтинговой системы обучения.
2. Разработайте задания для самостоятельной работы по теме «Системные отношения в лексике» и разработайте критерии оценивания данных заданий.
3. Составьте фрагмент конспекта информационной лекции, проблемной лекции, лекции-беседы по одной из выбранной вами темы в соответствии с рабочей программой данного курса.
4. Разработать практическое занятие (для 1, 2 курса) по одной из лексико-грамматических тем, предложенной рабочей программой.
5. Разработать тематику рефератов по одному из разделов курса современного украинского языка.
6. Подберите фонетические, лексико-фразеологические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические упражнения в соответствии с частнометодическими принципами изучения данных разделов науки о языке.
7. Используя методы формирования учебно-языковых умений, разработайте практическое занятие для (1-2 курса) по одной теме, предложенной программой.
8. Разработать контрольные работы по современному украинскому языку для текущего и итогового контроля для (1-2 курса).
9. Разработать тесты по одной или нескольким темам, предложенным рабочей программой для осуществления контроля за усвоением знаний, формированием умений.
Определить критерии оценивания разработанных тестов и контрольных работ.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Признаки классификации инновационных процессов в образовании.
2. Документы о модернизации Российского образования.
3. Основные критерии внедрения педагогических инноваций в образовательном процессе.
4. Компетенции и качества личности педагога, необходимые для инновационной работы.
5. Основные понятия педагогической инноватики: новшество, инновации, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность.
6. Инновационные модели обучения.
7. Инновационные учебные заведения России.
8. Авторские методики и авторские школы в отечественной образовательной практике.
9. Авторские методики и авторские школы в мировой образовательной практике.
10. Источники появления инноваций в образовании.
11. Инновационные дидактические системы и их роль в развитии общества.
12. Условия и критерии эффективности использования нововведений в образовании.
13. Сущность концепции гуманизации образования.
14. Информатизация образования.
15. Деятельностный подход к обучению.
16. Технологический подход к обучению.
17. Компетентностный подход, его связи с модернизацией образования.
18. Возможности и ограничения к использованию групповых методов в образовательном процессе.
19. Дистанционное образование.
20. Медиаобразование.
21. Ключевые характеристики и педагогические возможности интенсивных технологий.
22. Основные интерактивные методы обучения.
Литература:
а) основная
1. Блинов В. И. Методика преподавания в высшей школе / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. - М.: МГПУ Юрайт, 2013. – 315 с.
б) дополнительная
1. Боков Е. В. К вопросу о разработке современных педагогических технологий / Е. В. Боков // Педагогика. - 2012. - №. 9. - С. 118-124.
2.Гуцу Е.Г. Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации компетентностного подхода / Е. Г. Гуцу // Педагогика. - 2012. - №. 2. - С. 58-63.
3. Ильина Н.Ф. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности / Н.Ф.Ильина // Педагогика. - 2012. - №. 7. - С. 80-87
4. Кучерявий О.Г. Модульно-розвивальненавчання у вищiй школi: аспекипроектування. Монографiя. – К.: Видавничий Дiм «Слово», 2012. – 280 с.
5. Орлов А.А. Проектирование преподавателем собственной инновационной деятельности / А.А. Орлов // Педагогика. - 2011. - №. 8. - С. 85 -96.
6. Цирульников А. М. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению / А. М. Цирульников, А. С. Русаков, М. М. Эпштейн. – М.: Издатель А. М. Кушнир, 2009. – 224 с.