Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНЯТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ



 

В научной литературе существуют различные подходы к изучению Я-концепции. Многие аспекты Я-концепции личности являются объектами междисциплинарных направлений. Следует отметить, что ни в зарубежной, ни в отечественной научной литературе не существует единого определения Я-концепции личности. Основной проблемой в изучении Я-концепции является рассогласованность в понимании её содержательных и структурно-компонентных характеристик, а также соотношение Я-концепции с такими понятиями как самосознание, самость, самоотношение, самооценка, образ Я т.п.

Понятие «Я-концепция» в западной традиции определяется как многоаспектный феномен – как набор образов, схем (H. Markus, M. Rosenberg, W.H. Fitts и др.). В отечественной же традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Столин, Т. Шибутани и др.). Я-концепция в отечественной социальной психологии исследуется в социальных взаимоотношениях: изучаются представления о себе в рамках социального окружения; представления о себе на основе идентичности с определённой социальной группой; на основе социальной желательности (Д. Мид, Ч. Кули, Т. Шибутани, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.). Как продукт самосознания Я-концепция рассматривается в работах В.В. Столина, А.А. Бодалёва, Е.Н. Васиной. В последние годы всё отчётливо заявляет о себе интегративная тенденция в исследованиях Я-концепции (В.С. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко и др.) как системного интегрального психического образования личности.

Я-концепция в рамках различных зарубежных социально-психологических теорий определяется как:

- глобальное, личностное Я, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я-как-объект (содержание этого опыта в отношении к духовному, материальному, социальному и физическому Я) (У. Джемс);

- продукт социального взаимодействия, в результате которого индивидом усваиваются ценности, установки и роли (Ч. Кули);

- интегральное Я или то, как человек спонтанно воспринимает, осознает и принимает те представления, которые существуют у других людей относительно его (Д. Мид);

- совокупность представлений о себе, сопряженных с их оценкой; совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Бернс);

- интегральное образование личности; осознанный и согласованный паттерн восприятий, возникающий на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной средой жизнедеятельности человека (К. Роджерс);

- структурно-компонентное образование личности (Р. Бернс, В. Фиттс, М. Розенберг);

- творческое, позитивное, обладающее стремлением к росту и совершенствованию свойство человеческой природы, назначение которого состоит в формировании зрелости жизни человека, расширении границ Я и приобретении возможности смотреть на себя «со стороны» (Г. Олпорт);

- совокупность всех представлений индивида о себе (М. Розенберг);

- система независимых и как бы вложенных друг в друга субъективных семантических пространств: аффективного (включающего оси: оценка, сила, активность) и денотативного (включающего оси: моральность, идеализм-реализм, зрелость) (О. Тзенг);

- результат наблюдения и анализа человеком собственных действий, мотивов и аттитюдов, стоящих за поведением, в результате которого он приходит к всё более ясному пониманию самого себя; синоним самовосприятия (Д. Бем).

Я-концепция в рамках отечественных социально-психологических теорий рассматривается как:

- неповторимость, уникальность «нейроструктурных основ индивидуального Я человека»; субъективное отражение объективной действительности и внутренний мир личности, в котором складываются комплексы ценностей, определённые организации концептов и образов, притязаний и самооценки (Б.Г. Ананьев);

- устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает самого себя; это система действий, направленных на самого себя и опосредованных системой устойчивых представлений человека о сам себе (Т. Шибутани);

- продукт самосознания (В.В. Столин, А.А. Бодалёв, Е.Н. Васина);

- динамическая система представлений индивида о самом себе, системообразующим фактором которой выступает чувство самоидентичности (И.С. Кон);

- Я-концепция как синоним самосознания; результат социализации и социально-психологической адаптации личности к типичным результатам её жизнедеятельности (А.А. Налчаджян);

- отражение взаимоотношения, взаимовлияния между отдельными психическими явлениями и между психикой с другими системами, которые обеспечивают наилучшее, позитивное становление личности (Б.Ф. Ломов);

- интегральное (целостное) образование личности (В.С. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко, Е.С. Шильштейн, Л.Я. Дорфман).

Становление и развитие Я-концепции личности осуществляется в ходе социализации под воздействием следующих факторов:

- внутренних – процесс развития системы представлений человека о себе определяется его психологическими и нейрофизиологическими особенностями как индивида;

- внешних – процесс развития системы представлений человека о себе задается целенаправленным влиянием обучения и воспитания, общения и деятельности;

- возрастным периодом возникновения Я-концепции считается юношеский возраст.

Проанализировав точки зрения разных исследователей, можно констатировать, что Я-концепция выполняет следующие основные функции:

- фильтрация и интерпретация опыта в соответствии с его содержанием (Р. Бернс, М.Л. Раусте Фон Врихт);

- достижение и поддержание внутренней согласованности личности, реализуемой за счёт защитных механизмов и адаптивных стратегий (Р. Бернс, А.А. Налчаджян, И.И. Чеснокова, Н.И. Шевандрин);

- функция активности самосознания и Я-концепции как внутреннего условия развития и самосовершенствования личности (В.С. Мерлин, И.И. Чеснокова);

- регулирующая и детерминирующая роль Я-концепции в регуляции поведения и жизнедеятельности субъекта (И.С. Кон, А.А. Налчаджян, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, Е.А. Климов), в мотивировании и целеобразовании (А.А. Налчаджян, В.В. Столин).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.