122. К благороднейшим занятиям человеческого духа с полным правом причисляют изящные искусства, особенно искусство религиозное и его вершину, то есть искусство священное. По природе своей оно обращено к бесконечной Божественной красоте, которая должна тем или иным образом найти своё выражение в человеческих произведениях искусства, и они тем более посвящаются Богу, равно как и Его восхвалению и прославлению, что у них единственное [Стр. 48]
предназначение: в высшей степени содействовать благочестивому обращению человеческих душ к Богу.
Поэтому благочестивая Матерь Церковь всегда была подругой изящных искусств и постоянно прибегала к их благородным услугам — прежде всего с той целью, чтобы предметы, имеющие отношение к богослужению, были воистину достойными, благолепными и прекрасными, знамениями и символами вышнего, и сама воспитывала художников. Более того: Церковь всегда считала себя вправе быть как бы судьёй изящных искусств, выбирая из произведений художников те, которые отвечают вере, благочестию и благоговейно хранимым законам, а также могут быть пригодны к использованию в священнодействиях.
С особым усердием Церковь заботилась о том, чтобы священная утварь достойно и благообразно служила благолепию богопочитания, принимая при этом те изменения в материале, в форме и в украшениях, которые возникли со временем благодаря развитию техники.
Поэтому Отцам было угодно постановить по этому вопросу следующее.
123. Церковь никогда не считала какой-либо художественный стиль своим собственным, но признавала художественные стили всякой эпохи согласно характеру и положению различных народов и требованиям различных обрядов, создавая на протяжении веков сокровищницу искусства, которую надлежит хранить со всяческой заботой. Современное искусство, а также искусство всех народов и стран, должно обладать в Церкви свободой выражения, если оно с должным благоговением и должной честью служит священным храмам и священным обрядам, чтобы благодаря этому оно могло присоединить свой голос к тому дивному песнопению славы, которым величайшие мужи воспели католическую веру за прошедшие века.
124. Пусть Ординарии, поддерживающие подлинно священное искусство и поощряющие его, стремятся скорее к благородной красоте, а не к одной только пышности. Это же относится к священным облачениям и украшениям.
Пусть Епископы позаботятся о том, чтобы во храмы Божии и в другие священные места не допускались те художественные произведения, которые противоречат христианской вере, нравам и благочестию и оскорбляют истинно религиозное чувство — будь то извращённой формой, будь то недостатком мастерства, посредственностью или явным подражанием. [Стр. 49]
При строительстве же священных храмов нужно тщательно заботиться о том, чтобы они были пригодны для совершения литургических действ с активным участием верных.
125. Обычай выставлять в церквах священные изображения для почитания верных должен оставаться нерушимым. Однако выставлять их следует в ограниченном количестве и в подобающем порядке, дабы не вызывать в христианском народе чрезмерного удивления и не поощрять не вполне верную набожность.
126. При оценке художественных произведений местным Ординариям следует выслушивать диоцезную Комиссию по священному искусству, а при необходимости — и других глубоких знатоков, равно как и Комиссии, о которых говорится в стт. 44, 45, 46.
Пусть Ординарии тщательно заботятся о том, чтобы священная утварь или драгоценные произведения искусства, украшающие дом Божий, не продавались и не терялись.
127. Пусть Епископы — либо лично, либо через посредство пригодных к этому священников, знающих толк в искусстве и любящих его — проявляют заботу о художниках, чтобы вселить в них дух священного искусства и священной Литургии.
Кроме того, рекомендуется основывать школы или академии священного искусства для подготовки художников в тех странах, где это представится уместным.
А все художники, которые, руководствуясь своим талантом, стремятся служить славе Божией в святой Церкви, пусть всегда помнят о том, что речь здесь идёт о святом подражании Богу Творцу и о произведениях, предназначенных для католического богопочитания, для назидания, благочестия и религиозного наставления верных.
128. Каноны и церковные уставы, имеющие отношение ко внешним предметам, используемым в священном богопочитании — прежде всего в том, что касается достойного и надлежащего возведения священных храмов, формы и порядка сооружения престолов, благолепия, расположения и надёжного устройства дарохранительницы, удобства и достоинства крещальной купели, а также подобающего количества священных изображений, росписи и украшений — следует пересмотреть как можно скорее вместе с литургическими книгами согласно ст. 25. То, что представляется не вполне отвечающим устроению литургии, следует исправить или упразднить, а то, что ему соответствует, надлежит сохранить или ввести. [Стр. 50]
В этой области — особенно в том, что касается материала и формы церковной утвари и облачений — территориальным собраниям Епископов предоставляется право осуществлять преобразования применительно к местным потребностям и обычаям согласно ст. 22 настоящей Конституции.
129. Пусть клирики, получая философское и богословское образование, изучают также историю священного искусства и процесс его развития, равно как и здравые начала, которые должны лежать в основе произведений священного искусства, чтобы уметь ценить и хранить священные памятники Церкви и подавать уместные советы художникам в создании их произведений.
130. Подобает, чтобы право пользоваться знаками епископского достоинства сохранялось за теми церковнослужителями, которые облечены епископским саном или обладают какой-либо особой юрисдикцией. [50]