Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ на скорость реакции.
1.1. Взаимодействие хлороводородной кислоты с различными металлами.
В две пробирки налить по 1 мл раствора хлороводородной кислоты. В одну из них опустить кусочек гранулированного олова, в другую такой же по размерам кусочек цинка. Сравнить интенсивность выделения пузырьков газа.
Задания:
1. Составить уравнения реакций взаимодействия хлороводородной кислоты с оловом и цинком
1.2.Взаимодействие цинка с различными кислотами. Взять три пробирки и налить по 1 мл раствора кислот одинаковой концентрации: в первую - уксусной, во вторую - хлороводородной, в третью - серной. Во все пробирки внести по одинаковому кусочку гранулированного цинка. Отметить различную интенсивность выделения водорода.
Задания:
1.Составить уравнения реакций цинка с уксусной, хлороводородной и серной кислотами.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Сделать вывод о влиянии природы реагирующих веществ на скорость реакции.
Опыт 2. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.
2.1. Провести в начале качественный опыт. Для этого в пробирку налить 1 мл раствора тиосульфата натрия и добавить 1-3 капли раствора c серной кислоты. Отметить появление через некоторое время опалесценции и дальнейшее помутнение раствора от образования свободной серы. Время, проходящее от сливания раствора до заметного помутнения, зависит от скорости реакции.
2.2. В три пронумерованные пробирки налить из пипетки раствора тиосульфата натрия: в первую - 1 мл, во вторую - 2 мл, в третье - 3 мл. К содержимому пробирки прилить из пипетки 2 мл воды, ко второй – 1 мл. Таким образом, условная концентрация будет: в пробирке № 1 – С; в пробирке № 2 - 2С; в пробирке № 3 - ЗС.
В пробирку № 1 с раствором тиосульфата натрия добавить 1 каплю раствора серной кислоты, встряхнуть ее для перемешивания содержимого и включить секундомер. Отметить время от сливания растворов до заметного появления опалесценции.
Опыт повторить с пробирками № 2 и №3, добавляя также по 1 капле раствора серной кислоты и определяя время протекания реакции.
Задания:
1. Результаты опыта занести в таблицу.
№ пробирки
содержимое пробирки
раствор
Н2 SО4 ,
капли
время протекания реакции,
с
условная скорость реакции
υ = 1/τ
раствор
Na2SO3,
мл
Н2О, мл
условная концентрация,
С
2.Построить график зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ, где на оси абсцисс отложить условную концентрацию раствора тиосульфата натрия, на оси ординат – условную скорость реакции.
3. Проанализировать график и сделать вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.
Опыт 3. Зависимость скорости реакции от температуры.
Взаимодействие щавелевой кислоты с перманганатом калия в кислой среде при различных температурах.
В три пробирки налить по 1 мл раствора перманганата калия ипо 2 мл раствора серной кислоты. Замерить температуру воздуха влаборатории. К содержимому одной из пробирок добавит 1 микрошпатель кристаллической щавелевой кислоты, встряхнуть ее для перемешивания содержимого и включить секундомер. Отметить время обесцвечивания раствора.
Вторую пробирку с раствором перманганата калия и серной кислоты нагреть на водяной бане до температуры на 10 градусов выше комнатной. Внести в нее 1 микрошпатель щавелевой кислоты, встряхнуть и включить секундомер. Зафиксировать время обесцвечивания раствора.
Аналогично повторить опыт и с третьей пробиркой, нагрев ее на водяной бане до температуры на 20 градусов выше комнатной.
Задания:
1. Результаты наблюдений занести в таблицу.
№ пробирки
температура опыта, оС
время течения реакции ,с
условная скорость
реакции
υ = 1/τ
2. Составить уравнение реакции взаимодействия перманганата калия со щавелевой кислотой в сернокислой среде, расставить коэффициенты методом электронно-ионного баланса
3.Построить график зависимости скорости реакции от температуры, где на оси абсцисс отложить температуру, а на оси ординат - условные значения скорости реакции.
4.Проанализировать график и сделать вывод о зависимости скорости реакции от температуры.