Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Истоки фобий. Этиология.



Причины возникновения фобии сложны и не до конца понятны, но эти расстройства, вероятно, развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью в своём семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной.

В фобической ситуации, страх неконтролируемо растет и усиливается по мере того, как в воображении разрастается опасность. Человек всё более сосредотачивается на дискомфорте, вызванном фобической реакции, и всё менее ориентируется на то, что может его успокоить. Возникает убежденность в том, что сейчас произойдет что-то ужасное – смерть, сердечный приступ, сумасшествие. Это и есть паническое состояние. Оно настолько мучительно, что человек пытается избегать любых ситуации - стимулов, в том числе слов, образов и воспоминании, которые могут инициировать фобическую реакцию. Обычно больной обнаруживает , что та реакция ослабевает или исчезает в присутствии вызывающего доверия близкого человека.

Ученные считают, что истоки фобии – в далеком детстве. Маленький ребёнок (до двух лет) развивается таким образом, что не может еще отделять причины от следствия, а также источник страха – от сопутствующих ощущению угрозы вещей или явлений. Образуется связь, соединяющая пережитый испуг с безобидным предметом, случайно подвернувшимся тогда, когда ребёнок испугался, и сохраняется долгие годы. Впоследствии, взрослый человек никак не может взять в толк, почему какой-то совсем не страшный предмет проводит его в состояние панического ужаса.

Однако ученые расходятся в суждении о том, каким образом человек приобретает фобии. Некоторые рассматривают фобии как условные эмоциональные реакции. Другие считают, что в основе этих эмоциональных реакции лежит биологическая предрасположенность (или готовность) индивида реагировать страхом на определенные стимулы.

Джейкобс и Нэйдел выделяют два условия, создающие почву для формирования страха, который позже может перерасти в фобию. Оба условия – незрелость нервной системы и тяжелый стресс – могут серьёзно нарушить процесс научения. По мнению авторов, научение в период младенчества осуществляется в основном за счет возможностей таксонной системы. Такой способ научения развивает реакцию страха, однако не позволяет усваивать информацию контекстуального характера.

Впервые два года жизни человека гиппокамп – структура, опосредующая процесс контекстуального научения, - еще недостаточно развит, чтобы функционировать в полную силу. Если в этом возрасте ребёнок будет напуган некими естественными сигналами опасности (такими, как высота, одиночество, необычность объекта), то не исключена вероятность ассоциирования страха с теми или иными случайными объектами, сопутствовавшими ситуации испуга, в результате чего эти случайные объекты могу стать условными стимулами страха. Младенец еще не способен к контекстуальному научению, его память не сохраняет информацию контекстуальному или пространственного характера, он не в состоянии зафиксировать, когда, где и при каких обстоятельствах обретена им условная реакция страха. Став взрослым, он не в состоянии будет понять, откуда произошли его неуместные и неадекватные реакции на внешне безобидный объект. Такого рода неконтекстуальные младенческие страхи заявляют о себе, как правило, в периоды тяжелого стресса, когда гиппокамп отказывается исполнять функцию контроля над поведением, отдавая ее на откуп таксонной системе. В этом состоянии, человек вспоминает (или заново приобретает ) инфантильные страхи, он актуализирует младенческие условные связи и переживания, забытые ввиду отсутствия контекстуальной информации о них.

Таким образом, стресс повышает вероятность манифестации инфантильного страха и создает почву для развития фобии.

Эмпирические предпосылки, от которых отталкивались Джейкобс и Нэйдел, рассуждая о природе фобии, были опровергнуты Макнолли. Он утверждал, что не все пациенты, страдающие фобиями не способны вспомнить, при каких обстоятельствах у них возник страх; как правило, это характерно только для пациентов, страдающих боязнью животных, да и то, вероятно потому, что корни фобии уходят в раннее детство.

Макнолли так же утверждал, что приступы агорафобии (боязни открытых пространств), напортив, в обязательном порядке привязаны к контексту ситуации. По его мнению, ситуации, вызывающие агорафобии, всегда имеют общие черты – они воспринимаются человеком как ловушка и вызывают у него чувство беспомощности.

Таким образом, поездка в лифте, деловое собрание, прогулка по улице или посещение театра – ситуации, которые не имеют ничего общего между собой для здорового человека, - для пациента, страдающего агорафобией, психологически равнозначны. И, наконец, Макнолли отмечает, что люди , страдающие фобиями научаются избегать любых столкновении с пугающим объектом, в результате чего, объект сохраняет свою пугающую силу. Таким образом, длительное существование фобии может быть объяснено скорее нехваткой опыта реальных столкновении с пугающим объектом, нежели неспособностью справиться со страхом.

Нет единого общепринятого объяснения этиологии фобий. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличи от других, предшествуют конкретные события. Эти события называют преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины фобии, в зависимости от теоретической ориентации психолога, выносящего своё суждение. Существует основные три модели фобии – психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

· Психоаналитическая модель. З.Фрейд категоризовал фобию, как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха. В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Фобия является выражение вытесненных сексуальных фантазий, обычно Эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.

Клинический психоанализ устанавливает факт причинной связи между процессами в сексуальной жизни и состоянием страха. При некоторых условиях (практика прерванного сексуального акта, сексуальное воздержание и др.) сексуальное возбуждение исчезает, а в место него появляется страх в разнообразных формах. Либидо замещается страхом.

 

Таким образом, психоаналитики говорят, что при невротическом страхе «Я» пациента предпринимает попытку бегства от требований своего сексуального желания, относясь к этому желанию как к опасности. Однако, под влиянием психологических защит (в частности, вытеснения, проекции и смещения) опасность воспринимается не как внутренняя, но как приходящая извне (формируется та или иная фобия).

(Проблемы психоанализа. Фобии. Иван Вард )

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.