Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технологии корпоративных информационных систем



Современные предприятия являются сложными динамическими системами и эффективность автоматизации здесь зависит от того, насколько широко она охватывает комплексы производимых расчетов. Поэтому в последнее время наметилась тенденция к построению корпоративных информационных систем, представляющих собой взаимосвязанные функциональные компоненты и обеспечивающие поддержку повседневной деятельности предприятия или компании в целом. В числе систем данного вида можно назвать: SAP R / 3 (наиболее популярная на западе и в нашей стране система ), системы на базе Microsoft Business Solution – (Axapta, Navision), системы «Галактика», «Парус».

В качестве примера назовем возможности одного из модулей, например, модуля - «Финансовый анализ» двух корпоративных информационных систем «Галактика» и «Флагман». Функциональные возможности данного модуля системы «Галактика» позволяют решать все задачи, связанные с анализом движения финансовых ресурсов: импорт, классификация, построение иерархии входной финансовой отчетности, консолидация и обработка финансовой отчетности; создание соответствующей выходной документации. Для более удобной работы с неоднородной входной информацией, которая может не совпадать со стандартными формами «Баланс», «Отчет о прибылях и убытках» и т.д., в системе фирмы Галактика предусмотрена возможность формирования независимых описаний комплектов документов, содержащих исходную информацию. При загрузке документа возможна настройка правил проверки соответствия различных показателей и выдаче диагностических сообщений.

Система предназначена для автоматизации крупных корпораций, в ней осуществляется консолидация финансовой отчетности центров ответственности, филиалов, подразделений в итоговую отчетность предприятия. При консолидации возможно приведение отчетности к единому стандарту(GAAP,IAS,HGB и т.д.), что очень важно для транснациональных корпораций. Возможность свободного изменения порядка расчета выходных показателей в рассматриваемом модуле системы «Галактика» позволяет не привязываться к одной конкретной методике, а создавать новые собственные методики финансового анализа. Однако, наиболее известные методики все же формализованы и открыты для изменения.

В подсистеме «Финансовый анализ» корпоративной информационной системы «Флагман» реализована оригинальная методика, опирающаяся на фундаментальные понятия Системы Национальных Счетов (СНС). Система позволяет оценивать экономические активы, выпуск продукции, добавленную стоимость, располагаемый доход, капиталообразование, кредитование, финансовые ресурсы предприятия, достаточность собственного капитала и точки финансово-экономического равновесия. Возможно извлечение информации по каждому структурному подразделению.

Информационные технологии корпоративных информационных систем несколько отличаются от традиционных технологий и предполагают:

-изменение масштаба, формы организации и средств управления базами данных (в частности, создание хранилищ и витрин данных);

-использование компьютерной сети Интранет;

-изменения характера обработки данных.

С ростом размера и удаленности подразделений корпорации, а так же с учетом ограниченности пропускной способности каналов связи при построении корпоративных информационных систем с середины 90-х годов стали использовать технологии, которые стали называться Intranet. Intranet – это совокупность ЛВС, удовлетворяющих протоколу TCP/ IP, которые имеют общее адресное пространство, где у каждого компьютера имеется свой уникальный IP – адрес. Такую технологию можно рассматривать как внутреннее информационное пространство организации, реализуемое либо в локальной сети, либо в компьютерной сети, охватывающей несколько территорий и включающей в себя десятки и сотни тысяч компьютеров и обладающее всеми возможностями Internet.

Intranet ориентирован, как правило, на применение в рамках одного предприятия и отличается высокой безопасностью и скоростью работы. Используется для решения задач по автоматизации документооборота, информационному сопровождению бизнес-процессов, поиска и совместного доступа к данным и документам организации и имеет шлюзы для подключения в Internet. Пользователь работает с данными в привычном интерфейсе, пользуясь средствами Microsoft Office для доступа к сетевым данным.

Технологии данного вида предполагают два способа обработки данных. Первый основан на системе OLTP (On-line transaction processing) - системе транзакционного типа, обеспечивающей обработку данных по жестко заданным алгоритмам и перевод базы данных из одного целостного состояния в другое. Второй способ основан на системе OLAP (ON-Line Analytical Processin) - системе аналитического (исследовательского) типа, целью которой является выявление закономерностей и тенденций развития экономических процессов для принятия управленческих решений.

К данному типу относятся технологии:

- планирования потребности в материалах (MRP1 – Material Requirements Planning). Компьютерные варианты таких систем появились в начале 1960 годов. В системах данного класса отслеживается потребность в готовой продукции и формируется программа потребности в комплектующих изделиях, сырье, материалах, деталях и сборочных единицах;

-планирования потребности в производственных мощностях (CRP- Capacity Requirements Planning ) были разработаны для решения задач об их загрузке с учетом ресурсных ограничений производства (для изготовления продукции необходимы станки, оборудование и другие производственные мощности);

-планирования ресурсов производства (MRPII – Manufacturing Resourse Planning). Это системы совместного планирования материальных и финансовых ресурсов предприятия, позволяют сократить расходы и время на изготовление продукции и ненужной продукции в том числе, организовать своевременную доставку продукции на рынок, сократить административные затраты;

-планирования ресурсов предприятия (ERP – Enterprise Resourse Planning ). Это – финансово – ориентированные информационные системы для определения и планирования ресурсов предприятия, необходимых для получения, изготовления, отгрузки и учета заказов потребителей. Это - набор интегрированных приложений, позволяющих- создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес – операций предприятия.

Другими системами подобного класса являются системы :

- оптимизации управления ресурсами предприятия (ERPII)

-планирования производства на мировом уровне (WCM).

-управления эффективностью бизнеса (BMP)

-стандартов управления, направленные на улучшение бизнес - процессов ( BPI)

-сбалансированных показателей эффективности (BSC).

Особенности функционирования некоторых из названных технологий будут более подробно рассмотрены в части 5 настоящей работы - «Банковские информационные системы».

 

Технологии баз данных

Понятие и модели описания баз данных

Известны различные определения баз данных. Разные авторы называют их:

- автоматизированными хранилищами оперативно обновляемой информации;

-множеством взаимосвязанных элементарных групп данных, которые могут обрабатываться одной или несколькими прикладными системами;

-совокупностью таблиц, связанных определенными отношениями;

-специальным образом организованным хранением информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающем удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.

Однако цель базы данных определяется однозначно: база данных должна содержать необходимую информацию и предоставлять ее по требованию, обеспечивать независимость существования информационного массива от обслуживающих его прикладных программ .

Базы данных созданы по всем направлениям человеческой деятельности: финансовой, экономической, научно – технической, электронной документации, кредитной, статистической и другим, делятся на коммерческие и общественные.

Банк данных (БнД) – это автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. Главными составляющими банка данных являются база данных и программный продукт, называемый системой управления базой данных.

Между физической базой данных и пользователями системы располагается уровень программного обеспечения, представляемый диспетчером базы данных или системой управления базой данных (СУБД). Основная функция СУБД – предоставление возможности пользователю баз данных работать с ней, не вникая в детали на уровне аппаратного обеспечения.

Система баз данных – это компьютеризированная система хранения записей. Саму же базу данных можно рассматривать как подобие электронной картотеки, то есть хранилище для некоторого набора записываемых в компьютер файлов данных.

Различают системы:

-однопользовательские (single – user – system) – это системы, в которых в одно и тоже время к базе данных может получить доступ не более одного пользователя;

-многопользовательские (multi – user – system) – это системы, в которых к базе данных могут получить доступ сразу несколько пользователей.

На практике используются три основных модели описания баз данных.

Иерархическая модель данных имеет иерархическую структуру, то есть каждый из элементов связан только с одним вышестоящим элементом, но в то же время на него могут ссылаться один или несколько нижестоящих элементов. В терминологии иерархической модели используются более конкретные понятия, чем элемент данных и правила связывания, -это «элемент» (узел), «уровень» и «связь». Узел чаще всего представляет собой набор атрибутов описывающих некоторый объект, хотя, в принципе, это может быть любой набор данных, имеющих какой-то ключевой атрибут. Иерархическая модель схематически изображается в виде графа, где каждый узел является вершиной. Эта модель представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующих перевернутое дерево (граф). Иерархическое дерево имеет единственную вершину, не подчиненную никакой другой вершине и находящуюся на самом верхнем (первом) уровне. Число вершин первого уровня определяет количество деревьев в базе данных.

Сетевая модель данных.Эта модель использует ту же терминологию, что и иерархическая модель «узел», «уровень» и «связь». Различие между ними заключается в том, что в последней каждый элемент данных может быть связан с любым другим элементом.

Реляционная модель баз данных

Почти все базы данных, созданные с конца 70-х годов, основаны на реляционном подходе. Более того, подавляющее большинство научных исследований в области баз данных в течение последних лет проводилось в этом направлении. Реляционный подход представляет собой основную тенденцию сегодняшнего рынка, и реляционная модель баз данных является единственной наиболее существенной разработкой в истории развития баз данных.

Первые реляционные продукты начали появляться в конце 1970-х – начале 1980-х годов. В 1998г. существовало более 250 коммерческих реляционных продуктов. Среди них:

-DB2 корпорации IBM;

-Rdb/VMS корпорации Digital Equipment;

-ORACLE корпорации Oracle;

-INGRES компании Ingres Division of the Ask Goup Ins;

-SYBASE компании SYBASE Ins. и многие другие.

Несколько позже исследования велись в направлении так называемых «постреляционных» систем, некоторые из них основаны на совместимых снизу вверх расширениях оригинального реляционного подхода, другие представляют собой попытки создать что-то совершенно отличное. Такими системами являются СУБД: дедуктивные экспертные, расширяемые, объектно-ориентированные, семантические, универсальные. К категории объектно-ориентированных можно отнести системы: GemStone корпорации Servio, Object Store корпорации Object Design, Open ODB корпорации Hewlett Packard.

Технологии обработки в базах данных

За всю историю развития баз данных было разработано множество способов хранения, структуризации и обработки информации. Организация обработки данных зависит от способа распределения (централизованного, распределения данных на основе расчленения, метода дублирования и смешанного).

Централизованный метод (метод извлечения данных вручную) является самым простым для реализации методом. На одном сервере (все операции с базой данных обеспечиваются этим сервером) находится единственная копия базы данных, доступ к данным выполняется с помощью удаленного запроса или удаленной транзакции. База данных располагается на одном компьютере, и если для него установлена поддержка сети, то множество пользователей с клиентских компьютеров могут одновременно обращаться к информации, хранящейся в центральной базе данных. В локальных сетях чаще всего используется именно такой способ обработки данных. Системы централизованных баз данных с сетевым доступом имеют различные архитектуры:

Достоинства способа – легкая поддержка базы данных в актуальном состоянии. Недостаток способа – размер базы ограничен размером внешней памяти, имеют место затраты на стоимость связи и временную задержку, ограничения на параллельную обработку.

При распределении данных на основе расчленения база данных размещается на нескольких серверах, существование копий отдельных частей не допустимо. Этот способ обработки требует использования нескольких серверов, на которых может храниться пересекающаяся или даже дублирующаяся информация. Для работы с такой базой данных используется система управления распределенными базами данных (СУРБД).

Файл-сервер. Эта архитектура предполагает использование выделенного компьютера в качестве сервера файлов. На этом сервере хранятся файлы базы данных, которые по запросу пользователей копируются на их локальные компьютеры. Там и проводится вся основная обработка данных. После того как пользователи выполнят необходимые изменения данных, они копируют файлы обратно на файл-сервер, где другие пользователи, в свою очередь, могут снова их использовать. Кроме того, каждый пользователь может создавать на локальном компьютере свои собственные базы данных, используемые им монопольно. При использовании архитектуры «файл-сервер» производительность системы резко падает с ростом числа пользователей.

Клиент-сервер. При использовании этой архитектуры выделенный компьютер используется не только в качестве хранилища файлов, но и выполняет основной объем действий по обработке информации. Пользователь (клиент) с рабочей станции отправляет список операций обработки данных (запрос), которые необходимо выполнить, центральному компьютеру (серверу). Сервер выполняет необходимые вычисления и выборку данных и отправляет готовый результат клиенту.

Приложения клиента выполняют всю работу по взаимодействию с пользователем, включая отображение информации и предоставление возможности работы с приложением через графический интерфейс пользователя. После того как из сервера выбраны строки данных, приложение может создавать их копии для локального хранения и последующего манипулирования с данными.

Система клиент/сервер – это не только база данных, которая находится в одном месте (ПК), но и доступна с нескольких рабочих станций. Такая система не может быть создана из таблиц, например Microsoft Access, так как здесь нет того интеллектуального языка, который мог бы обрабатывать базу данных независимо от приложения. Логика, контролирующая данные, подчиняется указаниям приложения клиенткой стороны.

Для описания запросов часто используется структурированный язык запросов — SQL (Structured Query Language), специально разработанный для этих целей. Для соединения клиентов и сервера требуется сетевое программное обеспечение. В системах клиент/сервер приложение, работающее на сервере, отвечает за создание и поддержку объектов баз данных в виде таблиц и индексов. Сервер поддерживает целостность ссылок и безопасность, а также обеспечивает возможность восстановления данных в случае широкого спектра отказов.

Достоинства способа – увеличивается объем базы данных, большинство запросов удовлетворяется локальными базами, снижается стоимость реализации запросов, увеличивается надежность и доступность системы.

При использовании метода дублирования в каждом сервере сети размещается полная база данных, что обеспечивает более надежный способ хранения данных. Запросы выполняются локально, что обеспечивает быстрый доступ к данным. В качестве недостатков метода следует назвать повышенные требования к объему внешней памяти, усложнение процессов корректировки баз.

В методе смешанного распределения объединены два способа – дублирование и расчленение.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.