Информационные технологии в юридической деятельности
(гр.621- очная форма обучения )
Перечень вопросов к экзамену
Понятие ИТ. Виды и особенности ИТ
Составляющие и уровни ИТ
Технологии управления документационным обеспечением
Технологии защиты информации
Технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
Технологии баз данных
Интеллектуальные ИТ
Юристами является широкий круг людей и перед ними стоят разные задачи. Это и нотариус, и судья, а поэтому всем им одно и то же программное обеспечение не подойдет. Нужно учитывать особенности работы разных групп юристов. Определенным категориям юристов нужно узко специализированное программное обеспечение, которое не подойдет другим.
Среди существующих программ для юристов выделяют:
1. Правовые базы данных.
2.Юридические словари.
3. Программы – сборники договоров.
4. Экспертные юридические системы.
5.Программныесредстваобработки документов(текстовые редакторы, программы проверки правописания, компьютерные переводчики текстов, системы сканирования и распознавания текстов и изображений.).
6. Компьютерные средства связи(системы приема и передачи текстов по модемам, компьютерные сети, электронная почта).
7. Консультационныесистемы.
В целом используемые программы можно отнести к двум группам:
а) для автоматизации технической работы юриста,
б) для автоматизации непосредственно правовой работы.
Однако большинство юристов не используют возможность компьютеров в полной мере. В основном он используется как пишущая машинка с возможностью сохранения созданных файлов и как инструмент для работы с правовыми базами данных. (Консультант Плюс, Гарант и др.). Относительно небольшой процент юристов пользуются в своей работе Интернетом.
Нормативные документы
1.Концепция правовой информатизации в России– утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года.
2. Закон РФ « О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». От 23 сентября 1992 года
3. Постановление Верховного Совета РФ о порядке введения в действие Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»ю От 23 сентября 1992 года.
Понятие ИТ, виды и особенности ИТ
Понятие «информационная технология» базируется на двух основополагающих понятиях – «информация» и «технология». Одни авторы под автоматизированной информационной технологией понимают системно – организованную для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации. Другие рассматривают информационную технологию как совокупность методов, производственных процессов и алгоритмов программно – технических средств, объединенных в технологическую цепочку, реализация которых обеспечивает сбор, хранение, обработку и вывод информации. Часто информационной технологией называют процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.
Информационной технологией называют так же совокупность регламентированных операций по преобразованию информации, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии, а специалистов, работающих в этой области, называют IT-специалистами.
Основная цель информационной технологии – обеспечение эффективного использования информационных ресурсов, главная отличительная особенность - целевая направленность на оптимизацию информационных процессов, выходным результатом которых является информация, общий критерий эффективности - экономия времени, необходимого для реализации информационного процесса.
Базовые информационные технологии строятся на основе базовых технологических процессов (извлечение и передача информации, ее обработка, хранение, представление и использование), реализуются в определенных областях применения (в производстве, научных исследованиях, образовании др.). Такие технологии ориентированы на решение определенного класса задач, задают модели, методы и средства решения, представляются совокупностью информационных процессов, процедур и операций.
В их числе выделяют – мультимедиа – технологии, геоинформационные технологии, технологии защиты информации, CASE – технологии (позволяющие осуществлять автоматизированное проектирование информационных технологий), телекоммуникационные технологии. Специфика предметной области находит отражение в специализированных информационных технологиях –организационного управления, , реализуемых в экономике, образовании, медицине и др., технологиях автоматизированного управления.
Глобальная информационная технология включает в себя модели, методы и средства формирования и использования информационных ресурсов в обществе в целом.
Классификация ИТ :
- по способу реализации – традиционные и новые информационные технологии;
-по степени охвата задач управления – технологии электронной обработки данных, автоматизации функций управления, поддержки принятия решений, электронного офиса, электронной почты, экспертной поддержки;
-по классу реализуемых технологических операций – технологии работы с текстовыми редакторами, табличными процессорами, СУБД, графическими объектами, мультимедиа технологии, технологии гипертекстовых систем;
-по типу пользовательского интерфейса – пакетные, диалоговые, сетевые информационные технологии;
-по способу контроля сети – локальные, многоуровневые, распределенные;
-по обслуживаемым предметным областям – технологии бухгалтерского учета, банковской деятельности, налоговой и страховой деятельности и другие.
В числе особенностей новых современных ИТ назовем следующие:
-основу таких технологий составляет распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение и развитые коммуникации;
-предполагается высокий уровень дружественного пользователю интерфейса;
-обеспечивается широкое использование пакетов прикладных программ обычного и проблемного назначения;
-реализуется доступ пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ;
-предполагается активное участие в информационном процессе пользователей - непрофессионалов в области программирования;
-обеспечивается изменение содержания информации (информационная технология может либо приспосабливаться к существующей организационной структуре управления, либо обеспечивает развитие коммуникаций, разработку новых организационных взаимосвязей, ранее нецелесообразных).
Новые информационные технологии «вынуждают» предприятия изменять свою структуру, область деятельности, коммуникации, ресурсы, стиль управления и значительно улучшить основные показатели деятельности. Они охватывают все сферы инфраструктуры экономики, в том числе: производственные промышленные предприятия, сети банков и кредитно-финансовых учреждений; сети оптовой и розничной торговли; логистические структуры, включающие складское и транспортное хозяйство; страховые компании, налоговую и аудиторские службы и другие.
Различают аппаратный и пользовательский интерфейсы. Первый обеспечивает согласование между отдельными узлами и блоками ЭВМ, реализуется с помощью переходных аппаратно- логических устройств. Стандарты на аппаратные интерфейсы называют протоколами. Интерфейсы могут быть последовательными (асинхронными) - в этом случае данные передаются последовательно, производительность таких интерфейсов измеряется битами в секунду (бит/с, Кбит/с, Мбит/с). Интерфейсы могут быть параллельными - данные передаются одновременно группами битов, производительность их более высока. Количество бит, участвующих в одной посылке, определяется разрядностью интерфейса.
Пользовательским интерфейсомназывают методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами. Наиболее современный тип интерфейса пользователя, основанный на комбинации монитора и мыши, называется графическим. Средствами обеспечения пользовательского интерфейса называется класс программ системного уровня, отвечающих за взаимодействие с пользователем, от которого зависит производительность труда на рабочем месте. В числе видов интерфейса пользователя назовем:
1. Интерфейс командной строки - реализуют неграфические операционные системы (семейство операционных систем под названием MS-Dos). Основным устройством управления является клавиатура, управляющие команды входят в поле командной строки, исполнение команды начинается после нажатия клавиши Enter. 2. Графический интерфейс предполагает использование в качестве устройств управления различных элементов (экранные кнопки, значки, переключатели, строки меню, окна, панели инструментов, раскрывающиеся списки). Это – так называемые пассивные элементы управления, а основным активным экранным элементом управления является указатель мыши.
3. Программно – аппаратный интерфейс – это средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения.