Второй шаг – составление собственной картотеки. Да, именно картотеки, потому что записывать и хранить библиографическую информацию удобней всего на карточках. (Вы можете раздобыть настоящие библиографические карточки, как в библиотеке, можете купить в канцелярском магазине бумагу для заметок и использовать ее вместо карточек, а можете нарезать карточки самостоятельно из имеющихся дома запасов бумаги или тонкого картона.) Картотеку легко пополнять, просто вставляя в нее новую карточку – ведь в процессе работы Вам будут встречаться ссылки на все новые и новые работы по Вашей теме. Конечно, полезно иметь электронный вариант картотеки. Но и от «бумажных носителей» ни в коем случае не отказывайтесь: не всегда удобно носить с собой компьютер (даже если это «notebook»), а картотеку или ее часть можно иметь под рукой в любое время и в любом месте.
Примечания: 1. Выписывая сведения о необходимой Вам работе, старайтесь, чтобы они были максимально полными и точными. Если Вы переписываете информацию с каталожной карточки в библиотеке, то спишите все данные о книге, которые там содержатся, включая шифр и инвентарный номер: тогда, оформляя требование на книгу, вы избавите себя от необходимости повторно заглядывать в каталог.
2. Если Вам необходимо сделать библиографическое описание книги, то записывайте данные об авторе и названии книги так, как они значатся на титульном листе, а не на обложке. В современных изданиях на оборотной стороне титульного листа обычно дается подробное и соответствующее ГОСТу описание книги – воспользуйтесь им. И еще одна «хитрость»: на самой последней странице книги, прямо перед обложкой, тоже, как правило, дается библиографическое описание книги, а также полностью имя, отчество и фамилия автора: это особенно полезно, если фамилия несклоняемая, а Вы еще не успели выяснить, мужчина или женщина скрываются за фамилией Лотман, Фрейденберг и т.п.
Приложение: образцы оформления карточек для Вашей картотеки.
1. Карточка, описывающая книгу:
Топоров, В.Н.
Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В.Н.Топоров. – СПб: «Искусство – СПб», 2003. – 616 с.
«Мифопоэтическое пространство» Петербурга; город как текст; отражение «Петербургского текста» в творчестве Блока, Ахматовой, Белого, Ремизова.
1. Карточка, описывающая статью из журнала:
Бахтин, М.
Проблема текста: опыт философского анализа /М.Бахтин//Вопросы литературы. - 1976. - №11. - С.122-151.
Публикация, вступительная заметка и примечания В.Кожинова.
Заметки М.М.Бахтина о природе слова.
2. Карточка, описывающая статью из коллективного сборника научных статей:
Казарина, Т.В.
Концепция «магического слова» в творчестве русских футуристов /Т.В. Казарина//Памяти профессора В.П.Скобелева: проблемы поэтики и истории русской литературы XIX-XX веков: международный сборник научных статей [ Под ред. С.А.Голубкова, Н.Т.Рымаря ]– Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - С.209-226.
Об эстетических поисках русских футуристов.
3. Карточка, описывающая статью, из сборника статей одного автора:
Берковский, Н.Я
Заметки о драматургах //Н.Я. Берковский Мир, создаваемый литературой. - М.: Советский писатель, 1989. - С.122-145.
Статья 1929 г.: Лавренев, Олеша, Киршон, Маяковский.
4. Карточка, описывающая автореферат диссертации:
Бирюкова, Е.Е.
Поэтика хронотопического парадокса в русской прозе 1920-1930-х годов (П.Романов и С.Кржижановский): Автореф. дис. …канд. филол. наук/Е.Е. Бирюкова. - Самара, 2006. - 20 с.
5. Карточка, описывающая диссертацию:
Бирюкова, Е.Е.
Поэтика хронотопического парадокса в русской прозе 1920-1930-х годов (П.Романов и С.Кржижановский): Дис. …канд. филол. наук/Е.Е. Бирюкова. - Самара, 2006. - 227 с.
Проблема парадокса и его реализации в хронотопе.
NB!
· Обратите внимание на правила оформления библиографических описаний:их необходимо соблюдать всегда!
· Не забывайте указывать общее количество страниц книги или монографии – это необходимо для оформления библиографического списка.
· Непременно указывайте номера страниц, на которых расположена статья в сборнике или журнале.
· Не поленитесь записать на карточке краткую аннотацию или хотя бы основное направление работы: в дальнейшем легче будет ориентироваться, что и в какой очередности читать.