Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебники и учебные пособия. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н



Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. В двух томах. М.: Academa, 2003.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие для педагогических вузов. В 2-х томах / Под ред. Л.П.Кременцова. – 2-е изд. М.: Академия, 2003.

Современная русская литература (1990-е гг.-начало XXI в.) : Учеб. пособие для вузов / Под ред. С.И. Тимина и др. — СПб ; М. : Филол.фак.СПбГУ : Академия, 2005.

Буслакова Т.П. Современная русская литература: тенденции последнего десятилетия : учебное пособие для вузов / Т.П. Буслакова .— М. : Высшая школа, 2008 .

Кларк К. Советский роман: история как ритуал. – Екатеринбург, 2002

Липовецкий М.Н. Русский литературный постмодернизм. – Екатеринбург, 1997.

Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Гилея, 2000.

Научно-критическая литература

Саморукова И. Гендерные тренды современной российской культуры: тургеневские женщины носят прада!. - Гендер для чайников – М.: Звенья, 2009.

Саморукова И. В. Быт и бытие: репрезентация повседневности в советской литературе 70-х годов: от Ю. Трифонова к В. Маканину (Критика и семиотика. - Вып. 8. - Новосибирск, 2005. - С. 232-238.

Казарина Т.В. Современная отечественная проза. Учебное пособие. - Самара, СаГА, 2004. – 228 с.

http://www.phil63.ru/files/1v%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0 %B8%D0%BD%D0%B0.pdf

Казарина Т.В. Три эпохи русского литературного авангарда. Монография. – Самара: СамГУ, 2005. – 620 с.

Казарина Т.В. Эстетическая концепция «московского романтического концептуализма. – Вестник СамГУ, 2006, № 1(4).

Казарина Т.В. Эстетизм Саши Соколова как нравственная позиция // www.ssu.samara.ru/campus/RIO/Lit3wave/index1.htm .

Житарь А. В.Розанов и А.Синявский. К вопросу о преемственности стиля. Вестник Самгу. Гуманитарная серия. 2009 / 7 (73)

http://vestnik-samgu.samsu.ru/articles/155/73_33.pdf

Семеницкая О.В. Из наблюдений над поэтикой пьесы «Паночка» Н.Садур. – Вестник СамГУ, 2003, № 3 (20).

Поздняков К.С. «Кулинарный код» в романе «Голубое сало» Владимира Сорокина. – Вестник СамГУ, 2002, № 1 (23).

NB! Настоящий список носит исключительно рекомендательный характер. Студенты самостоятельно осуществляют поиск научно-критической литературы, необходимой для подготовки к практическим занятиям и конспектируют найденные работы.


Приложение 3.

Рекомендации по подготовке и оформлению рефератов и презентаций

1. Объем реферата10 – 15 страниц компьютерного набора в соответствии с правилами оформления работ такого рода. Правила подготовки и оформления рефератов содержатся в учебно-методическом пособии «Написание и оформление письменных работ по литературоведению», которые имеются на кафедре русской и зарубежной литературы в виде брошюр (см. Приложение 3: выдержка из этого пособия). Там же содержатся рекомендации по составлению и оформлению конспектов и читательских дневников. При выставлении баллов за реферат, за конспекты и читательские дневники учитывается как содержание, так и оформление.

2. Презентациядолжна быть выполнена в формате Power Point и содержать не менее 20 слайдов с текстом и изображениями. Каждый слайд с текстом должен содержать такой объем текста, чтобы он умещался полностью в данном слайде (без переноса на следующий) и был удобен для чтения (размер шрифта, интервал, цвет фона). Первый слайд должен содержать точное название темы, фамилию, имя студента, подготовившего презентацию. Последний слайд должен содержать перечень источников. При выставлении баллов за презентацию учитывается содержание, репрезентативность изобразительного материала, качество оформления.


 

Приложение 4.

Конспект

«Конспект. Краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-либо». Так определяется понятие «Конспект» в «Словаре русского языка». Там же дано понятие «Конспективно», что означает «кратко, сжато, в общих чертах», и другие производные от этого слова [1]. Уже из определения ясно, что конспект нужен для того, чтобы зафиксировать содержание читаемой книги. Вы, вероятно, думаете, что конспектировать следует только те книги, которых нет у Вас дома? Это серьезная ошибка. Конспектирование – это не просто переписывание необходимой Вам в дальнейшем информации (хотя это тоже важно). Не следует думать, что конспекты изжили себя и что с развитием прогресса ими можно пренебречь. Хорошего, с умом сделанного конспекта не заменят ни сканер, ни ксерокс, ни карандаш или маркер, с помощью которых Вы подчеркнете те или иные строчки. Конспектирование есть процесс освоения научной литературы. Делая выписки, Вы тем самым систематизируете материал, отбираете то, что Вам необходимо в соответствии с Вашими целями. Хорошо сделанный конспект не только поможет Вам успешно сдать зачет или экзамен, но и не раз в дальнейшем послужит в ходе учебной и научной работы. Для этого необходимо приучить себя выполнять некоторые правила, которые поначалу покажутся Вам, может быть, излишне формальными. Но это только поначалу.

Правило первое. Конспект одной статьи или книги должен писаться в одной тетради. Если не в тетради, а на листах, то не забудьте их скрепить и тоже храните вместе. Вообще для конспектов по одному предмету или по одной теме (например, по теме Вашего реферата или по теме курсовой работы) лучше иметь одну тетрадь или папку. Когда конспектов наберется много, не пожалейте 15 минут и составьте оглавление к Вашей тетради или папке. Если придется сдавать конспекты на проверку преподавателю, он будет Вам очень благодарен за такую заботу. А уж как Вы сами поблагодарите себя, когда легко найдете нужную цитату!

Правило второе. Прежде чем делать выписки, тщательно зафиксируйте точное библиографическое описание (см. соответствующий раздел настоящего пособия) той книги или статьи, с которой Вам предстоит работать. А потом, в процессе чтения и конспектирования, не забывайте указывать страницы. Эту свою предусмотрительность Вы очень оцените, когда обнаружите, что можете привести цитату и оформить библиографический список, не заглядывая лишний раз в уже прочитанные книги и даже, может быть, сэкономив немало времени на посещении библиотеки.

Правило третье. Конспектируя, не пытайтесь переписать все дословно. Нередко гораздо целесообразнее кратко и сжато, в реферативной (см. реферат) форме изложить содержание прочитанного текста своими словами. А авторскую цитату, если она нужна Вам не в полном объеме, можно сократить. Важно только, чтобы Вы потом, перечитывая конспект, не перепутали, где слова автора, а где Ваши собственные. Традиционные кавычки – самый удобный способ для их разделения. Можно для верности сделать еще какие-нибудь пометки, которые Вы придумаете сами. Кстати, не забывайте, во-первых, отмечать многоточием пропуски, которые Вы делаете в цитатах (чтобы отличить их от авторских многоточий, используют вот такой знак: <…>), во-вторых, помечайте каким-либо образом все виды авторских выделений в тексте (курсив, жирный шрифт, подчеркивание), чтобы потом, при использовании цитаты указать на это и отделить авторские знаки от своих собственных. И еще: если Вы переписываете фрагмент авторского текста дословно, Будьте внимательны к орфографии и пунктуации – они должны соответствовать первоисточнику.

Правило четвертое. Приучите себя оставлять поля и нумеровать страницы в любом тексте, который Вы оформляете. Во-первых, это будет свидетельствовать о Вашей профессиональной культуре. Во-вторых, это удобно и полезно. В конспектах поля нужны для последующей работы с конспектами: на них будут размещаться Ваши пометки, вопросы, там же можно и дописать что-то, что Вы поначалу пропустили, а потом сочли необходимым все-таки выписать. Кстати, учтите полезный совет: если Вы пользуетесь тетрадью в клеточку, пишите через строчку, берегите глаза, а заодно оставьте себе место для поправок и дописок. И еще кстати: не увлекайтесь сокращением слов и не пренебрегайте необходимостью писать разборчиво. Согласитесь, обидно будет после стольких трудов не понять собственную запись.

Примечания: 1. Все написанное касается конспектирования научной и критической литературы. Но многое из этого актуально и для оформления конспектов лекций. Принципиальная разница состоит в том, что лекции Вы воспринимаете на слух и не сможете вернуться к какой-либо фразе, если что-то пропустили. Поэтому на лекции важнее не дословная запись (она почти невозможна, если только Вы не владеете стенографией), а умение уловить и точно и кратко зафиксироватьосновную мысль лектора, важный факт, логику рассуждений.

2. Очень полезно делать записи при чтении не только научной и критической, но и художественной литературы - своеобразный «читательский дневник». Не пугайтесь такого школярского названия, а лучше в начале семестра, получив список текстов, которые надо освоить к экзамену или зачету, возьмите за правило оставлять на бумаге внятные следы своей читательской деятельности. Что и в каком объеме записывать, решать Вам. В любом случае целесообразно зафиксировать имена персонажей (особенно если их много), основные сюжетные линии, фабульные события. Если же Вы не поленитесь по горячим следам сформулировать свои соображения о сюжетно-композицонной организации произведения, о конфликте (или системе конфликтов), о своеобразии характеров персонажей, о хронотопе и еще о каких-то вещах, необходимых для анализа произведения, то Ваш ответ на экзамене почти наверняка будет отличным. Во всяком случае, Вам не придется произносить сакраментальную фразу из студенческого экзаменационного фольклора: «Я учил, но забыл». (NB! многие преподаватели разрешают пользоваться на экзамене читательскими дневниками. Грех упустить такую возможность. Правда, следует учесть, что чужие дневники, как и чужие конспекты редко приносят пользы. Чаще вредят.)

Приложение 1: образец конспекта научной монографии (фрагмент):

    Fin de siede - ? Посмотреть в словаре! С.8 Откуда цитата? Проверить! С.9 Пайман, Аврил История русского символизма / Аврил Пайман (Avril Pyman). - М.: Республика, 1998. - 415 с. (В Прологе автор рассуждает о том, что есть символизм - вырождение или возрождение? Она пишет о европейском fin de siede и о его русском провозвестнике) «<…> задолго до катаклизмов ХХ века уже давало о себе знать в обществе некоторое гнетущее чувство, росло ощущение тревоги. Дост-й определил это просто: «все подорвано». «Среди множества причин, пожалуй, осн. – кризис веры. Когда речь идет конкретно о России, следует помнить, что крайний восточный бастион Европы пережил эпоху веры, не был затронут Ренессансом, но зато, в лице образов. высш. классов общ-ва, в полн. мере испытал на себе влияние Просвещения, что, впрочем, на первых порах почти никак не сказалось на деят-сти прав. церкви и на народн. массах».

 

Приложение 2: образец «читательского дневника» (выписки из художественного произведения и собственные замечания о нем - фрагмент)

    С.101-103 Горький, М. Несвоевременные мысли : Заметки о революции и культуре / Максим Горький ; Вступ. ст., публ., подгот. текста и коммент. И. Вайнберга. - М. Сов. писатель, 1990. – 394 с. XVI. (О судах и самосудах) «<…>Люди слишком привыкли к тому, что их «сызмала походя бьют», - бьют родители, хозяева, била полиция. И вот теперь этим людям, воспитанным истязаниями, как бы дано право свободно истязать друг друга. Они пользуются своим «правом» с явным сладострастием, с невероятной жестокостью.»
  С.10 С.14 С.21 С.52 ср.: в «Дачниках» история с Сусловым NB! Серия несчастий на протяжении сюжета: · Гибель Бориса Варавки · Гибель человека на подъеме колокола · Ходынка · Падение стены · Студенческая сходка в Манеже · Русско-японская война · 9 января Максим Горький. Жизнь Клима Самгина. (Сорок лет). Повесть. (1925-1936). Собрание сочинений. Т.19. Часть 1 (т.19) О народе. Интеллигенция и народ. Писатели и народ. Эволюция от 1860-70-х гг. к 1880-ым. (Образ Марии Романовны – акушерки: ср. с образом Марьи Львовны из «Дачников») Начало самоопределения Клима в мире. «Настоящий народ» и реальная жизнь народа. Что же такое «настоящий народ» по мнению маленького Клима, его деда и по мнению автора (формы выражения авторской позиции – проследить на субъектном и внесубъектном уровне). Часть 2 (т.20). Авария на строительстве казармы – рухнула стена.

 

Реферат

«Реферат. 1. Краткое, устное или письменное, изложение научной работы, книги и т.п.

2. Доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников». Такое определение реферата содержится все в том же «Словаре русского языка». Кроме того, там даны значения слов, производных от слова «реферат». Среди них очень заманчивое слово «референт», которое толкуется так: «Должностное лицо, являющееся докладчиком, консультантом по определенным вопросам» [2]. Так что навык реферирования может пригодиться Вам не только в студенческие годы, но и в последующей профессиональной деятельности.

Для студента реферат – это: а) один из видов письменных работ в рамках учебного курса (зачетная работа или разновидность контрольной работы для студентов заочного отделения); б) непременная часть курсового или дипломного сочинения – реферативная глава по истории или теории исследуемого вопроса (иногда тема работа и ее характер требуют наличия двух реферативных глав – и по истории, и по теории вопроса). Т.о., реферат – это то, с чего начинается самостоятельная студенческая учебная и научная работа. Однако не следует думать, что реферат – это очень простой вид работы. Написание реферата требует серьезных знаний, умений и навыков, некоторые из которых я попытаюсь сейчас сформулировать.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.