Если человек зашел в Мечеть в то время, когда муаззин призывал на молитву, что ему будет лучше сделать?
37. Ответ:
Ему лучше отвечать на призыв муаззина, после Азана воззвать соответствующим Ду’а, после этого совершить молитву приветствия (тахийатуль-масджид). Единственное, что сделали исключением некоторые ученые, это если человек зашел в Мечеть в пятницу, а муаззин дает второй Азан, то ему надлежит сразу молиться молитву приветствия во время Азана, для того чтобы успеть послушать Пятничную Проповедь (Хутбу). Причиной этого исключения они сделали то, что слушание Пятничной Проповеди является обязательным, а ответ муаззину не является обязательным, а соблюдение обязательного важней, чем соблюдение необязательного.(40)
Шейх Ибн Усеймин
Дозволено ли без необходимости выходить из Мечети после Азана?
38. Вопрос:
Какого суждение относительно выхода из Мечети после Азана?
38. Ответ:
(Однажды) Абу Хурайра увидел человека, который вышел из Мечети после Азана, и сказал: «Что касается этого человека, то он ослушался Абу Касыма(41), да благословит его Аллах и приветствует!» (Муслим) Ослушание в основе является запретным, Аллах сказал: «А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение».(Сонмы, 36) Поэтому сказали ученые: поистине, не дозволено людям выходить из Мечети после Азана, кроме как по необходимости, как, например, если ему нужно выйти для того, чтобы взять омовение и вернуться. Если есть опасение, что он по причине своего выхода из Мечети (по делам) пропустит коллективную молитву, то не дозволено ему выходить из нее, кроме как если ему нужно сходить в уборную для исправления большой или малой нужды, в таком случае ему нужно выйти, даже если он пропустит коллективную молитву, в соответствии со словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Нет молитвы(42) (у голодного) в присутствии (рядом с ним) еды, и нет у того, кто хочет справить нужду» (Муслим).(43)
Шейх Ибн Усеймин
Разговор после Икамата до начала молитвы
39. Вопрос:
Каково суждение относительно разговора после Икамата до начала молитвы о вещах вне молитвы, как выравнивание рядов и пр., или же если этот разговор о мирских, житейских делах?
39. Ответ:
Если разговор после Икамата и до начала молитвы был связан с молитвой, как, например, выравнивание рядов и т.п. – это дозволено. Если же он не был связан с молитвой, то лучше оставить это, потому что молитва очень важна и к ней следует готовиться.(44)
Шейх Ибн Баз
Что следует произносить тому, кто слышит Икамат?
40. Вопрос:
Каково суждение о том, кто, слыша Икамат, говорит: «О Аллах, установи ее и продли столько, сколько существуют небеса и земли!»?
40. Ответ:
Узаконено, чтобы слышащий Икамат повторял то, что слышит. Если читающий Икамат сказал: «Къад къамати-с-салят», то слышащий повторяет за ним это: «Къад къамати-с-салят». Потому, что Икамат – это второй Азан, а от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) достоверно известно, что он сказал: «Если вы услышите муаззина, то говорите то же, что говорит и он» (Аль-Бухари, Муслим). Некоторые ученые сказали, что услышавшему Икамат следует сказать: «Да установит ее Аллах и да продлит!», основываясь на переданном от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он говорил эти слова, когда слышал призывающего на молитву. Однако это Хадис слабый. Поэтому правильное мнение состоит в том, чтобы повторять сказанное муаззином.(45)
Постоянный Комитет больших ученых
Принимается ли молитва в Мечети, в которой есть могила?
41. Вопрос:
В конце Мечети есть могила, отделенная стеной. Можно ли молиться в этой Мечети? И принимается ли молитва, совершенная в ней?
41. Ответ:
Нельзя совершать молитву в Мечети, в которой есть могила, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) порицал то, чтобы брали могилы Мечетями,(46)смысл этого в том, что бы не молились рядом с ними. Нет разницы построена Мечеть в могиле или наоборот. Это если могила была смежной с Мечетью, или же Мечеть была построена из-за нее. Если же могила находится отдельно от Мечети, через дорогу или коридор, то нет проблем.(47)