Критическая масса состава mс, т, определяется по мощности электровоза из условия движения поезда по расчетному подъему с установившейся расчетной скоростью движения по формуле
mс = , (4.1)
где Fkp – расчетная сила тяги электровоза, Н;
g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2;
mэ – масса электровоза, т;
wо" – удельное основное сопротивление движению электровоза при езде
под током, Н/кН;
iр – расчетный подъем, ‰;
wо" – удельное основное сопротивление движению состава, Н/кН.
Примечания:
1 Величины w0'и w0" будем определять для расчетной скорости электровоза Vр= 43,5 км/ч.
2 В соответствии с ПТР, полученную в результате расчета массу состава округлим с точностью до 50 т.
Величину wо' рассчитывают по формуле
wо' = 1,9 + 0,01 ∙ V + 0,0003 ∙ V2, (4.2)
где V – скорость движения, км/ч.
Для состава, сформированного из четырехосных и восьмиосных вагонов, величину wо" рассчитывают по формуле:
wо" = a4 ∙ wо4" + a8 ∙ wо8", (4.3)
где a4 – доля четырехосных вагонов (по массе) в составе;
a8 – доля восьмиосных вагонов (по массе) в составе;
wо4" – удельное основное сопротивление движению четырехосных
вагонов, Н/кН;
wо8" – удельное основное сопротивление движению восьмиосных
вагонов, Н/кН.
Удельное основное сопротивление движению груженых четырехосных и восьмиосных вагонов определяют по формулам:
wо4" = 0,7 + , (4.4)
wо8" = 0,7 + , (4.5)
где mo4, mo8 – масса, приходящаяся на ось четырехосного и восьмиосного
вагона, соответственно, т.
Примечание – Согласно ПТР, полученные удельные силы необходимо записывать с двумя знаками после запятой.
Определим по формуле (4.2) удельное основное сопротивление движению электровоза при езде под током w0', Н/кН:
w0'=1,9 + 0,01 · 43,5+ 0,0003 · 43,52 =2,90 Н/кН.
Определим по формуле (4.4) удельное основное сопротивление движению четырехосных вагонов, w04", Н/кН:
w04"= 0,7 + Н/кН.
Определим по формуле (4.5) удельное основное сопротивление движению восьмиосных вагонов, w08", Н/кН:
w08"= 0,7 + Н/кН.
Определим по формуле (4.3) удельное основное сопротивление движению состава, w0", Н/кН:
w0"= 0,52 · 1,46 + 0,48 · 1,54 = 1,49 Н/кН.
Определим по формуле (4.1) критическую массу состава mc, т:
mс= т.
Согласно ПТР массу состава округляем до 50 т.
mс = 5200 т.
4.2 Проверка массы состава по условию трогания поезда с места
Масса состава при трогании с места mтр , т, определяется по формуле
mтр = – mэ, (4.6)
где Fктр – сила тяги при трогании с места, Н;
wтр – основное удельное сопротивление движению при трогании с места,
Н/кН;
iтр – уклон участка пути, на котором происходит трогание поезда с
места, ‰.
Согласно ПТР для проверки массы состава по троганию с места выбрана
станция А, расположенная на уклоне +1‰.
Удельное основное сопротивление движению при трогании поезда с места для вагонов на роликовых подшипниках определяется по формуле
wтрi = , (4.7)
где moi – масса, приходящаяся на ось вагона i-того типа, т.
Для состава из четырехосных и восьмиосных вагонов wтр определяют по выражению
wтр = α4 ∙ wтр4 + α8 ∙ wтр8. (4.8)
Масса состава, полученная по условиям трогания с места должна быть больше расчетной массы состава
mтр > mс. (4.9)
Определяем по формуле (4.7) удельное основное сопротивление движению при трогании поезда с места wтр4 для четырехосных вагонов:
wтр4 = = 1,22 Н/кН.
Определяем по формуле (4.7) удельное основное сопротивление движению при трогании поезда с места wтр8 для восьмиосных вагонов:
wтр8 = = 1,34 Н/кН.
Определяем по формуле (4.8) основное удельное сопротивление движению при трогании с места wтр, для состава из четырехосных и восьмиосных вагонов:
wтр = 0,52 ∙ 1,22 + 0,48 ∙ 1,34 = 1,27 Н/кН.
Определяем по формуле (4.6) массу состава при трогании с места mтр, т:
mтр = т.
Масса состава, полученная по условиям трогания с места больше расчетной массы состава:
21000 т > 5200 т.
Так как для проверки массы состава на трогание с места была выбрана станция Б, расположенная на наиболее трудном элементе, делаем вывод, что трогание с места и разгон поезда обеспечены на всех раздельных пунктах участка.
4.3 Проверка массы состава по размещению на станционных путях
Мощные электровозы, развивающие большие силы тяги, могут водить поезда значительной массы и длины. Однако поезд должен устанавливаться в пределах приемо-отправочных путей на станциях участка обращения. В противном случае он займет стрелки, чем усложнит работу раздельного пункта и сделает невозможным обгон, а также скрещение поездов на однопутных участках. Поэтому длину поезда, масса которого определена по условиям движения по наиболее трудному подъему и трогания с места, проверяют на возможность установки по длине приемо-отправочных путей.
Длина поезда ln, м, определяется по формуле
ln = lс + lэ ∙ nэ + 10, (4.10)
где lс – длина состава, м;
lэ – длина электровоза, м, lэ = 33 м;
nэ – число электровозов, nэ = 1;
10 – допуск на установку поезда, м.
Длина состава находится по выражению
lс = n4 ∙ l4 + n8 ∙ l8, (4.11)
где n4 , n8 – количество четырехосных и восьмиосных вагонов в составе,
соответственно;
l4 , l8 – длина четырехосных и восьмиосных вагонов, соответственно, м.
Принимаем длину восьмиосного вагона – 20 м, а четырехосного – 15 м.
Количество вагонов определяется по выражению
ni = αi ∙ mc / mi, (4.12)
где αi – доля вагонов i-типа (по массе);
mi – масса одного вагона i-типа (по массе), т.
Далее необходимо сделать проверку полученной массы состава по размещению ее на станционных путях, используя выражение
ln £ lпол, (4.13)
где lпол – полезная длина приемо-отправочных путей, lпол = 1250 м. [2]
Определяем по выражению (4.12) количество четырехосных вагонов:
n4 = 0,52 ∙ 5800/15,8 ∙ 4 = 43 вагона.
Определяем по выражению (4.12) количество восьмиосных вагонов:
n8 = 0,48 ∙ 5200/13,8 ∙ 8 = 23 вагона.
Определяем по выражению (4.11) длину состава lс, м:
lс = 43 ∙ 15 + 23 ∙ 20 = 1105 м.
Определяем по формуле (4.10) длину поезда lп, м
lп = 1105 + 33 ∙ 1 + 10 = 1148 м.
По выражению (4.13) делаем проверку полученной массы состава по размещению ее на станционных путях:
1148м < 1250м
Условие выполняется
Вывод: длина поезда оказалась меньше длины приемо-отправочных путей, следовательно, поезд разместится в пределах приемо-отправочных путей станции.