1961 год. Богоявленская церковь с.Чумой закончила свое существование. Проходят годы, зарастают, разравниваются холмики-захоронения священнослужителей около храма. Уходят из жизни люди, когда-то посещавшие церковные службы, помнящие те былые времена. И как хорошо, что люди сегодня повернулись лицом в прошлое, и есть среди нас те, которые смогли сохранить частицу прошлого, вопреки запретам со стороны государства. И, наверно, о тех людях мы, молодое поколение, должны знать.
Итак, история иконы Божьей Матери Иверской. Откуда, как и кем была сохранена эта икона, которая когда-то находилась в Богоявленской церкви с. Чумой? С этими вопросами обратились к сестре Нине, служительнице Свято-Никольского храма с.Якшур-Бодья, она посоветовала обратиться к прихожанке данной церкви Елене Аркадьевне Перевозчиковой, которая с большим почтением относится к иконе Божьей Матери Иверской. Елена Аркадьевна поведала нам о том, что эту икону передала в Свято-Никольский храм жительница поселения Лынга Якшур-Бодьинского района Капиталина Николаевна Рылова.
Капиталина Николаевна глубоко верующий человек, ей 82 года, в таком преклонном возрасте продолжает посещать службы в храме. Люди знают ее благочестивость и с почтением относятся к ней. Она рассказала о том, что к ней обратилась женщина, которая сообщила, что во дворе у Говязина Егора Феофановича выбросили икону, икона большая, одной ей не унести. Капиталина Николаевна обратилась за помощью к сыну и на машине привезли домой. Это была икона Божьей Матери Иверской. Есть версия, что эту икону Говязин купил у пономаря Богоявленской церкви Родиона, который после закрытия церкви уехал с семьей на лесоучасток вблизи Лынги. Егор был человек состоятельный и очень верующий. После его смерти дом продали городскому жителю, который эту икону выбросил вместе с другими ненужными вещами старого хозяина, а женщина, зная благочестивость Капиталины Николаевны, сообщила ей об этом. На иконе есть надпись «Чудотворная». Рылова с сыном Сашей икону увезли в Кекоранский храм. Настоятель храма отец Ювеналий сказал, что икона Божьей Матери Иверской в храме есть и посоветовал обратиться к отцу Владимиру, который в то время был настоятелем Свято-Никольского храма с. Якшур-Бодья. Отец Владимир икону принял, икона висела в нижнем храме Андрея Первозванного. На какое-то время икона отправлялась крестным ходом в молебный дом с. Иж-Забегалово, но затем обратно была возвращена. Икона очень старая, лик Божьей Матери и младенца не были видны. Но один случай заставляет поверить в чудесное возрождение иконы. Об этом случае рассказала Елена Аркадьевна Перевозчикова: «У двух женщин потерялись сыновья, поиски не дали никакого результата, известий не было, их не могли найти ни живыми, ни мертвыми. Им посоветовали ходить в церковь и в течение сорока дней читать акафист Божьей Матери Иверской. Они читали и после сорока дней на Благовещение были найдены тела юношей и преданы земле. После этого случая служители церкви заметили, как лик Божьей Матери просветлел, проявился, через некоторое время стал проявляться лик и младенца, но только половина. Другая часть иконы очень сильно повреждена».
Из церковно-исторического терминологического словаря читаем об этой иконе: «Иверская икона Божьей Матери – поруганная неверными в Царьграде, брошена в море и, найденная у берегов Афона, была поставлена в устроенный для нее Иверский монастырь. Список с нее был приобретен патриархом Никоном 1648 году и поставлен в Иверской Часовне. Для нее же Никон построил Иверский Валдайский монастырь в Валдайском уезде Новгородской губернии. В монастыре Никон завел типографию, переведенную позднее в Новый Иерусалим. Прославляется икона 12 февраля, 21 марта, 12 октября, и во вторник Светлой недели».
Такова история одной из множества икон Богоявленской церкви, а что стало с другими иконами, какая судьба постигла их?
Заключение
В своей работе я попыталась понять исторические события, которые происходили в 20 веке, к чему это привело. Я поняла, что самое главное семидесятилетняя борьба с церковью не смогла искоренить веру в сердцах людей. Отрадно видеть то, что люди сегодня как цветок, жаждущий влаги, тянутся к Богу, под его покровительство.
Я очень рада, что смогла собрать воедино тот разрозненный материал о церкви, которая в памяти многих людей остается быть святыней, что я смогла прикоснуться к этой святыне. Возможно, пройдет немного времени и на месте этой старой церкви в дань памяти наших предков воздвигнут новый храм, и холмикам-захоронениям будет воздана честь, обретут они, как и положено христианской могиле, крест.
Хочется выразить огромную благодарность автору книги «История Ижевской и Удмуртской епархии в 20 веке» священнику Малых Александру за его великий труд, который заключен в этой книге.
И пусть слова П. А. Вяземского будут напутственными словами в жизни многих людей, и может, тогда мы немного станем мягче, добрее и терпимее друг другу и не повторим ошибок прошлого:
«...Научи меня молиться, Добрый Ангел, научи! Уст твоих благоуханьем Чувства черствые смягчи!... ...Дай во мне угаснуть шуму Битв житейских и тревог! Да откроется тобою Мне молитвенный чертог! Да в одну сольются думу Смерть, бессмертие и бог!.."