Сборник исторических сведений, архивных документов, воспоминаний и библиографической информации
о Богоявленской церкви с. Чумой.
Игра, 2015
ББК 91.9:86
Ц 44
Сборник издан по благословению правящего архиерея Виктора.
Церковь Богоявления Господня с. Чумой: сб. / МБУК «Игрин. централиз. библ. система», Игрин. центр. район. б-ка им. Кедра Митрея; сост. Н.В. Дубовцева. – Игра, 2015. – 72 c.: фот.
В сборник вошли исторические сведения, архивные документы, воспоминания и библиографическая информация о Богоявленской церкви села Чумой Игринского района.
Эта книга для верующих и неверующих, для всех, кто интересуется историей родного края. Она – реквием о церкви, церковнослужителях и людях, хранивших веру.
Чем отличается деревня (гурт) от села (черкогурта), очевидно, – наличием церкви. Радует глаз и веселит душу каждого проезжающего отреставрированный Вознесенский храм в Чутыре. Поневоле каждый проезжающий по дороге на золотые купола заглядывается!
Вот и радовались души человеческие на красоту церквей: Иоанно-Богословской в Игре, Митрофановской в Зуре, Николаевской в Новых Зятцах, Покровской в Большой Пурге, Иоанно-Предтеченской в Русской Лозе, Богоявленской в Чумое, в честь Св. иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Деменлуде... У каждой своя история, свои служители, свои прихожане.
История села Чумой
Когда зародилось село Чумой сейчас и сказать-то трудно. Около трёх веков назад, пожалуй. В переписи Российской империи 1678 года написано Чумой (Чюмой).
Доктор исторических наук П.Н. Луппов в своей книге «Удмурты в ХV-XVII веках» в главе 3, в документах 62 и 63 «Переселение удмуртов» написал о возникновении деревень вдоль рек Лозы и Иты – притоках реки Чепцы, а в целом в Верхнечепецком регионе. Он анализировал переписные книги 1678 годаи последующих лет. Данные взяты из переписи удмуртов Каринской волости Хлыновского уезда, произведенной писцами Михаилом Воейковым и подъячим Федором Прокофьевым. По ведомостям переселения удмуртов на вновь расчистные починки видно, что в конце XVII века (1679-1700 гг.) образовалось 80 починков, в том числе 16 починков образовались вдоль р.Лозы и 9 по р.Ита. Согласно установленным датам, в эти годы образовались починки Уйвай, Медла в Дебесском районе; Лозо-Люк, Шадбегово, Сетпиево, Ильяпиево, Меньил, Чумой, Чутырь и другие деревни в Игринском районе.
В 1832 году поч. Чумой входил в состав прихода Вознесенской церкви с.Чутырь Сарапульского уезда.
В 1850 году поч. Чумой входил в состав Покровской церкви с.Б. Пурга Глазовского уезда.
Господи, прости нас грешных.
Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших
И предавших забвению святыни предков наших.
Прости нас, озлобленных, жестоких и не помнящих родства.
И да оживут церкви и храмы Твои,
И да восстановится связь времен,
И наполнятся светом и любовью души людей,
И да возгорится свеча всей русской земли.
Святитель Петр, митрополит Московский, всея Руси чудотворец. (XIV век).
Богоявленская церковь села Чумой
Сарапульского уезда
Приход с. Чумой открыт по указу Святого Синода от 24 февраля 1889 года № 651. Вего состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Большая Пурга, Сосновка, Чутырь: село Чумой, починки Верх Чумой, Мужбер, Зоновский, Мясниковский, Пьяностепский, Репинский, Таранки, Нижние Шорни, Средние Шорни, Узырмон, Кабаново и Кожой.
Чумойский приход входил в состав 6 благочиннического округа Сарапульского уезда Вятской губернии.
Деревянная церковь с одним престолом перевезена из села Сосновка и построена в1893 году на средства прихожан, освящена 9 марта 1894 года во имя Богоявления Господня. Так написано в рукописной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии.
«Село Чумой – Богоявленская церковь, построена в 1893 году; расстоянием от Вятки в 320 верст, от уездного города в 120 верстах, от благочинного в 60 верстах; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усадебной 3 десятины 1200 саженей, пахотной 23 десятины; братский денежный доход: св.525р., руги собрано на причт до 40 пудов ржи, 60п. ячменя и 100п. овса; прихожан: правосл. рус. 822 м.п., 803 ж.п., крещ. вотяков 567 м.п., 539 ж.п.; приход состоит из 14 селений, расстоянием 2-6 верст.Село расположено на возвышенном месте и окружено мелким лесом. Пред селом пруд. В приходе две школы, из коих одна в селе смешанная церковно-приходская с 80 учениками при двух учителях, другая в деревне Нижние Шорни в 3 верстах, смешанная же земская с 45 учениками при одном учителе. Главное занятие прихожан земледелие. Медицинский пункт в селе Сосновке в 18 вер., Б. Пурге в 12 вер., Чутыре в 12 вер. Приход входит в состав трех волостей: Чутырской, Сосновской и Б.Пургинской. От ж.д. в 65 вер.; пароходная пристань в 90 вер. Село стоит на проселочной дороге». (Вятская епархия: Историко-географическое и статистическое описание. - Вятка, 1912. - с. 480-481).
В селе самое почетное центральное место отвели под церковь. Контуры церкви и ее высокой колокольни красиво вписались в панораму поселения. Построена она была на высокой площадке и виднелась за несколько километров.
Строительство церкви было большим событием, деньги на ее постройку собирали со всей округи, поднимали здание силами населения окрестных деревень.
Первыми церковнослужителями были священник Аркадий Никольский и псаломщик Николай Васнецов.
После завершения строительства церковь с прилегающей территорией была обнесена изгородью, здесь хоронили священнослужителей. Теперь уже изгородей нет. Могилы, захороненных здесь священнослужителей, еле заметны. Местное население уже не знает их имён, не осталось живых свидетелей. Но имя одного священника, похороненного здесь, старожилам хорошо знакомо. Это Гусев Иннокентий Александрович.
В ЦГА УР нашла «Дело о прошении священника Андрея Голубева о захоронении двухлетней дочери в церковной ограде». Значит, в могилке, которая находилась чуть поодаль от остальных, под березкой, похоронена малолетняя дочь священника Андрея Голубева, который служил в нашей церкви с 1900 года по февраль 1903 года.
Рядом с церковью в воскресные и престольные праздники шумел-гудел большой базар. Торговали овощами, продуктами животноводства: молоком, мясом, шерстью. На базар съезжались и заезжие торговцы и народ из окрестных деревень.
В 1892 году открыта церковноприходская школа, в 1894 году – церковноприходское попечительство. В школе первоначально обучались лишь дети священно- и церковнослужителей. Учебный день начинался с пения молитв. Основными предметами был Закон Божий, арифметика, чистописание, грамматика.
Закон божий преподавал священник Аркадий Константинович Никольский, закончивший курс наук в Уфимской Духовной семинарии. Он же - заведующий законоучитель церковно-приходской школы. Учителем был псаломщик Васнецов Николай Федорович, получивший образование в Сарапульском уездном училище. Клюкин Петр Петрович выполнял обязанности помощника учителя. (Эти данные взяты из первой переписи Российской империи 1895 года).
Затем начали обучать небольшое количество крестьянских детей. Для учебы не хватало книг и тетрадей. Школа финансировалась из церковного бюджета и на средства крестьян, чьи дети обучались в школе. Ежегодно школу оканчивали более 10 человек. Образование шло по определенному стандарту, который был разработан Святейшим Синодом. Контроль над школами осуществлялся через Вятскую консисторию. Церковно-приходская школа должна была ежегодно предоставлять отчеты в консисторию со следующими данными: количество учащихся; перечень предметов, которые преподавались в школе; итоги успеваемости учащихся.
Кроме выполнения своих прямых обязанностей, приходское духовенство должно было преподавать в школе, убеждать родителей-крестьян отпускать детей на учебу. Священники старались часто проверять учащихся по основным предметам, чтобы их знания были прочными.
В 1895 годув церковно-приходской школе обучались 57 мальчиков и 10 девочек.
При церкви была библиотека, в которой по сведениям о библиотеке за 1910 год имелось 33 книги, они делились на:
- богослужебного содержания;
- исторического содержания;
- поучения;
- разного содержания;
- периодические издания.
Осенью 1911годабыла произведена закладка нового каменного храма в с.Чумой, но строительство не было завершено.
После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков церковь продолжала функционировать. Однако, в обрядах и деятельности церкви произошли изменения: был упразднен ряд молитв, например, такие как молитва за царя, но продолжалась работа по метрическим книгам, также школа была передана в ведение государства.
В тяжелейшее для Церкви время гонений и притеснений вера в Бога и упование на Него среди прихожан укреплялись. Один из благочинных в конце 1920 года отмечал: «Прихожане в вере тверды… любовь к Церкви и богослужению не иссякает, напротив, более воспламеняется. Когда по каким-либо причинам церковь оставалась без священника, тогда прихожане настойчиво просили дать им пастыря, ибо «без церкви и священника, - говорили они, - нам нельзя жить». Молитва является для прихожан насущной потребностью, к ней они прибегают весьма, и просят часто служить молебны и панихиды…». (Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. — Ижевск, 2010. — С.40).
Однако атеистическая пропаганда начинала давать свои результаты. Другой благочинный в конце 1920 годаписал: «В церквах в праздничные и воскресные дни бывает много молящихся. Молодые люди, мужчины, относятся к Церкви довольно индифферентно, но есть и среди них люди религиозные… Нравственность пожилого населения тверда. Среди молодежи – нетверда в понятиях о соблюдении супружеской верности, сквернословии…». (Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. — Ижевск, 2010. — С.41).
Острую нужду испытывали в то время приходы и в церковном вине, ладане и лампадном масле. Вследствие этого в начале марта 1921 года епископ Сарапульский и Елабужский Алексий дал указание всем благочинным епархии «летом заготовить в достаточном количестве ягод для приготовления церковного вина; лучше всего выжимать сок из вишен с черникой и варить с медом или с сахаром. А также можно приготовлять вино для церковного употребления из черной смородины или малины тоже с черникой. Можно воспользоваться и другими ягодами, но яблоками и вообще фруктами нельзя; вместо ладана можно употреблять сосновую или пихтовую смолу или ветки кедра; для лампадок можно пользоваться конопляным, льняным и подсолнечным маслом; об употреблении коровьего масла в храмах обсудить на местах и прислать сюда свои заключения по сему (допустимо ли это)». На это указание благочинный 6-го округа Сарапульского уезда священник села Чумой Леонид Никольский ответил, «что причты и церковные старосты сел 6 округа … употребление в храмах для лампад коровьего масла не находят предосудительным и соблазнительным; горит оно хорошо и приобрести его в настоящее время легче, чем растительные масла». Епископ Алексий тогда «в виде исключения» позволил употреблять коровье масло для лампад «согласно псалму 148 ст. 8, 10, где приглашаются к прославлению Господа все твари одушевленные и неодушевленные». (Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. — Ижевск, 2010. — С.41).(ААС, Ф.64,оп.1,д.219, л.3об.).
По данным демографической переписи 1920 года в церкви при с. Чумой числится 7 дворов (6 рус. и 1 удм.), в 1924 году население в этих дворах составляет 32 человека. (Список населенных мест Вотской автономной области. – Ижевск, 1924.)
«Начиная с первой пятилетки, чтобы обосновать закрытие и уничтожение храмов, власти Удмуртии так или иначе выдвигали в официальных документах ту или иную совокупность доводов. Доводы компоновались по-разному и часто повторялись затем по одному и тому же храму. Первый довод: «Отсутствие в штате церкви священнослужителя и поэтому невозможность функционирования здания в качестве храма». Объективная реальность (непрерывный террор) обусловила то, что этот повод, не всегда отражавшийся документально, получил наибольшее распространение. Если прихожане даже и находили священника, то власти делали все, чтобы «выдавить» его из села: ежедневно накладывали штраф 100 рублей за то, что переночевал без прописки, запугивали или арестовывали. «Поп» всегда был персоной нон грата для районных начальников». (Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. – Ижевск, 1996. – С.52).
В 1938 году по Чумойской церкви был довод: «Отсутствие в штате церкви священнослужителя и поэтому невозможность функционирования здания в качестве храма». Священник Чумойской церкви Гусев Иннокентий Александрович был арестован 29 июня 1938 года и лишен свободы на 5 лет.
Традиции веры обязывали подавляющее большинство православных граждан Удмуртской автономии регулярно посещать храмы. Осознавая это, в предвоенные годы представители советской власти на местах долго, изощренно и целенаправленно добивались от народа «добровольного» согласия на закрытие его православных святынь. О том, что "война с храмами" имела свою стратегию и носила планомерный характер, косвенно свидетельствует проведение собраний для сбора подписей по всем селам и деревням района практически в один день (или, во всяком случае, неделю). Это, судя по всему, должно было предотвратить нежелательное единение борцов за права верующего человека. В Центральном Государственном Архиве Удмуртской Республики хранится «Дело №659/8 о закрытии церкви в селе Чумой Зуринского района Удмуртской АССР». (Ф. Р - 620, оп.1, д.1235), в котором как алиби власти сохранили протоколы общих собраний, проведенных в феврале 1941 года по деревням: Мужбер, Узырмон, Кабаново, В.Чумой, Н.Шорни, В.Шорни, Ср.Шорни, Удм.Кожей, Зоново, Мясники, Пьяностепь, Быстрово, Репино и с.Чумой. Из 522 присутствующих на собраниях 407 человек проголосовали «За закрытие церкви», «Против» - 24 чел. и «Воздержались» - 31 чел.
В графе "За закрытие церкви" ясно видны подписи свободных, разумных граждан, одобряющих, вроде бы, передачу храма от религиозного общества государству. Встречается в подписных листах и графа "Против", но ни один населенный пункт Удмуртии почему-то никогда не смог заполнить эту графу большинством подписей.
Внимательный анализ этих документов заставляет считать «добровольность» отказа населения от церкви грандиозной фальсификацией, успешно проведенной мощным партийно-советским аппаратом.
Богоявленская церковь села Чумой была закрыта 3 апреля 1941 года на основании Постановления Президиума Верховного Совета УАССР за № 65. В тяжелые годы Великой Отечественной войны народ остался без духовной поддержки церкви, хотя нужда в этом была большая. Здание передано под школу.
С началом Великой Отечественной войны политика советского руководства в отношении к Церкви меняется. После встречи 4 сентября 1943 года в Кремле Сталина с руководством Русской Православной Церкви началась новая эпоха в истории государственно-церковных отношений. Прекращается антирелигиозная пропаганда, начинают открываться закрытые и оживают бездействующие, но официально незакрытые храмы. А еще ходил слух, что американцы не открывали в 1944 году второй фронт до тех пор, пока закрытые церкви у нас в стране не вернули народу. Вот Сталин и разрешил открыть часть из уцелевших церквей. Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР и аппарат уполномоченных на местах. 28 ноября 1943 года принимается секретное постановление СНК СССР №1325 «О порядке открытии церквей». В этот период в Ижевской епархии до 1949 года было открыто 20 храмов.
Следствием этого документа явилось открытие и Богоявленского храма в селе Чумой. После шести с половиной лет перерыва 13 ноября 1947 года храм снова принял в свое лоно верующих, но официальное открытие церкви датируется 17 декабря 1949 года «по просьбе верующих села Чумой здание и культовое имущество передано верующим». Церковный совет и ревизионная комиссия были избраны 6 января 1948 года.
После повторного открытия первым настоятелем был священник Диомид Григорьевич Батурин. Но к началу октября 1948 года служб в церкви все еще не было, так как её здание все еще не было освобождено от зерна. Здание храма функционировало в качестве "глубинки" — "глубинного", отдаленного складского помещения "Заготзерна". Когда давалось заключение об открытии церкви, здание было свободным, и райсовет был предупрежден, чтобы здание церкви ничем не занималось. Однако после решения об открытии церкви в нее было засыпано зерно. Об открытии церкви верующие ходатайствовали с 1947 года. Здание церкви деревянное, требовало незначительного ремонта. Весной 1949 года последняя куча зерна в алтаре была, наконец, вывезена из храма, и 21 июля 1949 года в праздник Казанской иконы Божией Матери храм был освящен и отслужена первая литургия. Настоятелем тогда был уже священник Александр Васильевич Коковин.
В соответствии с указанием Совета по делам РПЦ при СМ СССР Александр Васильевич Коковин, бывший в то время настоятелем церкви с. Сям-Можга Увинского района, был в числе священников, особо отличившихся в патриотической деятельности и представленных к награждению медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Приход храма с. Сов. Никольское Ижевского р-на, где он был настоятелем с мая 1943 г. по декабрь 1945 г., внес свыше 150 тыс. руб. на нужды войны). (Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. — Ижевск, 2010. — С.140; 156).
Священник Александр Васильевич Коковин г. Ижевск, 1967г.
Уже после смерти Сталинаначалась новая, «хрущевская» волна преследований Церкви. Вновь началась мощная волна закрытия церквей. Храмы закрывались под надуманными предлогами. Представители советской власти не местах возобновили противоправное изъятие храмов, в том числе и тех, что были возвращены верующим в годы войны. Это были годы так называемого «тихого гонения», когда явных репрессий прежних лет не производились. Шел материальный нажим на священнослужителей, с них взимался грабительский налог. Воспрянувшее было духовенство стало вынуждено бороться за элементарное выживание. Например, были факты отказа работников сельпо продать хлеб священникам. Так, во второй половине 1954 года председатель Зуринского райпотребсоюза Шкляев изъял у священника с. Чумой Александра Коковина муку, купленную им в сельпо. (ЦГА УР. Ф.Р-551, оп.1, д.124, л.5). Во второй половине 1955 года настоятелю храма с. Чумой и двум членам церковного совета этого храма работники Чутырского сельпо также отказались продать хлеб. (ЦГА УР. Ф.Р-551, оп.1, д.123, л.2). После вмешательства уполномоченного А. Халевина жалобы пострадавших были удовлетворены. (Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. — Ижевск, 2010. — С.185).
В Чумойской церкви, по наблюдениям уполномоченного А. Халевинав 1958 году, посещаемость за последние два года значительно снизилась. Причиной этому послужило, по его словам, неблаговидное поведение священника. «Но, к сожалению, - писал уполномоченный, - не везде священники таковы, что своим аморальным поведением дискредитируют церковь в глазах верующих. В остальных церквах сельской местности положение остается стабильным». (ЦГА УР, ф.Р-551, оп.1, д.135, л.101-102. Отчет уполномоченного за 2 полугодие 1958 года). (Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. — Ижевск, 2010. — С.170).
Еще одним объяснением было, что большинство посещающих церковь люди престарелого возраста, неработающие, домохозяйки и инвалиды. Постоянно делались попытки отсечь детей от посещений храма и тем более от участия в церковных службах. Учителя школы села Чумой в письменных характеристиках на отдельных учеников, окончивших седьмой класс в 1959году, давали официальное заключение о том, что они верят в Бога. Это тоже являлось одной из причин отталкивающих от церкви молодое поколение. (ЦГА УР, ф.Р-551, оп.1, д.135, л.137. Отчет уполномоченного за 1 полугодие 1959 года). (Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. — Ижевск, 2010. — С. 172).
В начале 1960-х годов уполномоченный совета по делам русской православной церкви УАССР Д. Шестаков требовал от райкомов проведения совместных провокационных мероприятий, которые бы привели к «самоликвидации и распаду» православных и иных религиозных обществ.
С 1960 года власти стали образовывать так называемые «комиссии контроля за соблюдением духовенством советского законодательства о культах». Представители этих комиссий из местных активистов наблюдали за священниками в храмах во время совершения крещений, венчаний, отпеваний, «беседовали» с пришедшими в храм, стараясь отвадить их от посещения церкви, особенно если это были молодые люди, следили за проповедями священника, стараясь отыскать в них «критику советской действительности» или «приспособленчество к современным условиям».
Уполномоченный по делам русской православной церкви УАССР Д. Шестаков в своем письме № 70-с от 6.05.61 года дал рекомендации председателю Игринского райисполкома К.И. Бисерову: а) создать техническую комиссию для обследования храма; б) на основании акта техкомиссии закрыть церковь и установить общине верующих определенный срок для проведения ремонта; в) после этого исключить всякую возможность для общины провести ремонт.
Также, кроме вышеупомянутого, Шестаков рекомендовал местному исполкому принять решение о сносе здания, если оно пришло в полную ветхость, «что, на наш взгляд, является более вероятным». (ЦГА УР, ф. Р-551, оп.1, д.147, л.90).
На заседании Игринского райисполкома от 20 июля 1961 годапротокол № 134 рассматривался вопрос о закрытии Богоявленской церкви. «Здание церкви пришло в ветхое состояние и без проведения капитального ремонта считается - к дальнейшему использованию не подлежит».
Еще одна причина была, что якобы на протяжении 1960-1961 годов от верующих стали поступать жалобы на священника Иннокентия Гусева о «фактах допущения нарушений законодательства о культах и о непринятии мер по ремонту здания церкви». Священник Иннокентий Гусев от церкви отстранен.
В 1961 году Богоявленская церковь с. Чумой была закрыта.
«Справка о Богоявленской церкви в с.Чумой:
В 1960-61 годах от верующих и других граждан стали поступать в исполком райсовета жалобы на священника данной церкви о фактах допущения нарушений законодательства о культах и о непринятии мер по ремонту здания церкви. Впоследствии священник церкви был отстранен от служителя церкви.
Одновременно уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Удмуртской АССР Д. Шестаков просил председателя исполкома Игринского райсовета К. Бисерова организовать проведение технического обследования здания церкви в селе Чумой. С этой целью в исполкоме райсовета была образована комиссия во главе с секретарем исполкома райсовета К. Кондратьевым.
Члены комиссии в конце апреля выехали в село Чумой, до с.Чутырь добрались на легковом автомобиле, а из Чутыря до села Чумой пришлось идти пешком на расстояние 14 км из-за весеннего бездорожья.
В подсобной комнате здания церкви в то время жил церковный староста Павел Степанович Кощеев, который категорически отказал в открытии дверей в служебный зал. Я попросил члена комиссии председателя исполкома Шорнинского сельсовета В.И. Погорелкина сходить в правление колхоза «Север», найти секретаря парторганизации Н.П. Кощеева и пригласить его сюда. Вскоре они подошли к нам. «Отец, ты ведь старый большевик, почему присосался к этой церкви, открой двери, и пусть посмотрят члены комиссии помещение, церковное имущество и их техническое состояние», - обратился с просьбой его сын Николай Павлович. «Зачем пришли сюда, чего тебе надо, уходи отсюда. Я все равно не открою без санкции епархии», - со злобой буркнул отец-староста. Члены комиссии были вынуждены обратно вернуться в поселок Игра и доложить руководству исполкома райсовета. Одновременно исполком райсовета своим решением от 15 июня 1961 года №112 утвердил акт технического обследования здания церкви в соответствии с актом обследования. В случае невыполнения работ в установленный срок, будет решен вопрос о закрытии церкви.
На заседании исполкома Игринского райсовета от 20 июля 1961 года №134 рассматривался вопрос о закрытии церкви в селе Чумой. В принятом решении отмечается, что здание церкви в селе Чумой пришло в ветхое состояние и без проведения капитального ремонта к дальнейшему использованию считается непригодным. Община церкви к выполнению ранее принятого решения исполкома не приступала, не имеется подготовленного для этих целей строительного материала. В настоящее время служителя культа нет, и совершение религиозных обрядов не производится.
Исходя из вышеизложенного, исполком райсовета решил просить Совет Министров Удмуртской АССР разрешить вопрос о закрытии Богоявленской церкви в селе Чумой, считая, что здание церкви находится в ветхом состоянии и непригодное к дальнейшему использованию.
После закрытия церкви здание капитально отремонтировать и передать Чумойской восьмилетней школе под спортивный зал, а также имеющихся двух одноквартирных домов передать под учительские квартиры.
Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР на заседании от 5 сентября 1961 года (протокол № 13) согласился с постановлением Совета Министров Удмуртской АССР о снятии с регистрации религиозного общества и переоборудовании под школу здания церкви в с.Чумой Игринского района.
Согласно законодательству о культах предметы культа (иконы, подсвечники, евангелия, литература, ризы, мебель и другое имущество) по актам передано финансовым органам, райпотребсоюзу, Чумойской школе, а также подвергнуты уничтожению». (Справку составил бывший секретарь исполкома Игринского райсовета К.С. Кондратьев 18.10.2000 года).
Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров на заседании от 5 сентября 1967года протокол №13 согласился с решением Совета Министров о снятии с регистрации религиозной общины. В распоряжении Совета Министров прописывалось использование инвентаря церкви: подсвечники, Евангелия, ризы, литературу и другое имущество по акту было передано финансовым органам, райпотребсоюзу, Чумойской семилетней школе, а часть имущества подлежало уничтожению.
Храм снесен не был, в 1967году был приспособлен под спортивный зал Чумойской школы, о чем сообщается в информации Игринского сельсовета от 10. 01. 1968 г. «О работе по контролю за соблюдением законодательства о культах за 1967 год». (ЦГА УР, ф.Р-551, оп.1, д.181, л.46). Здание по сегодняшний день служит Чумойской основной образовательной школе в качестве спортивного зала.
Внешний вид бывшего храма сейчас почти таков же, что и более 120 лет тому назад. Только отсутствует купол, характерный для православной церкви. Остались те же наличники на окнах, та же обшивка стен. На внешних стенах с восточной стороны – полуистлевшие деревянные буквы с инициалами погребённых здесь же священнослужителей. Местное население уже не знает их имён, не осталось живых свидетелей.
Есть благочестивая традиция зажигать в домах неугасимые лампады. Лампада - символ непрестанной молитвы и прославления Бога. Традиция зажигать лампады в селах, где действуют храмы и где храмы порушены, зародилась и в Игринском районе. Символичная лампада зажжена в селах Зура, Чутырь, Факел, Новые Зятцы.
8 июня 2014 годатакая лампада была зажжена в здании бывшей Чумойской церкви. «Духовный круг «Неугасимая Чумойская лампада» начался с благословения настоятеля храма Вознесения Господня села Чутырь и Свято-Никольского храма села Новые Зятцы иерея Антония Антонова. Духовный круг собрал вокруг символической лампадки все категории населения МО «Мужберское» и гостей. Жители вместе с Главой сельской администрации, работниками Мужберского и Чумойского сельских клубов и библиотеки, педагогами приняли активное участие в подготовке мероприятия. Участники познакомились с проектом «Духовные очи», с одним из самых главных христианских праздников – Днем Святой Троицы. Дети прочитали стихи про Троицу, учащиеся школы вместе с бабушками приготовили театральное действо. Показали презентацию «Храм Богоявления Господня с. Чумой», подготовленную библиографом районной библиотеки Дубовцевой Н.В., родившейся в с. Чумой. Уроженка д. Сосновские Шорни Абросимова В.В., педагог Мукшинской школы Як-Бодьинского района, рассказала о проведенной вместе с внучкой исследовательской работе по найденной иконе «Иверская Божья Мать», которая принадлежала Чумойской церкви. Были оформлены выставка литературы «Дорога к храму», фотовыставка «Свидетели истории», уголок архивных документов по истории храма и села. Украшением мероприятия были выступления детского ансамбля «Кизили зор» и солистов ДК «Нефтяник».
Поскольку мероприятие проводилось в выходной день, день Троицы, то в нем приняли участие не только жители окрестных деревень, но и гости, проживающие в разных районах и городах. Жительница г. Пермь Екатерина Семеновна Баталова поделилась: «Я родилась и выросла в Чумое, крещена в этой церкви. Два года тому назад мне приснился сон, что собралось много народа у церкви, высаживают цветы, волнуются, ждут приезда священника. И вот мой сон сбылся. Это просто чудо. Моя душа рыдала и радовалась. Всех своих родственников позвала на это мероприятие, пусть у всех в душе поселится Бог».
По общему мнению, духовная лампада в с. Чумой принесла самое большое чувство удовлетворения. Много слов благодарности было высказано организаторам мероприятия.
Чумойский храм Богоявления Господня один из храмов, который действовал дольше всех в Игринском районе. Сегодня, когда идёт строительство и восстановление храмов, становится больно и обидно за то, что жители села Чумой и близлежащих деревень лишены возможности прийти в церковь, поставить свечку, помолиться за близких, прикоснуться к иконам.
Воспоминания жителей села Чумой:
Ипатова Алевтина Ивановна, 1934 года рождения: «Приехала я в Чумой по распределению после Дебёсского педучилища в 1953 году, церковь тогда ещё работала, но сама я в ней ни разу не была, о чём до сих пор очень сожалею. Причина была в том, что я работала в школе, а учителям в те времена категорически запрещалось посещать церковь, иначе могли лишиться работы. Хорошо помню, когда купола снимали. Мы слышали, что когда уничтожали другие церкви, то для этого приезжали специальные бригады. Но нашу церковь разрушали сами жители, и для многих прихожан, которые пришли из других деревень, день разрушения храма стал трагедией. Люди собрались у церкви и плакали, особенно те прихожане, в душе которых осталась вера. Женщины прятали иконы у себя дома, чтобы над ними не надругались и не уничтожали».
Корепанов Дмитрий Яковлевич, 1932 года рождения: «Я в то время уже работал в колхозе. Помню, по приказу бывшего директора школы, коммуниста Шкляева Павла Фёдоровича, был снят купол церкви. Купол снимали Васильев В.Ф., Перевощиков А.Н., Перевощиков П.С. Купол перевязали верёвкой и на тракторе стянули на землю. Говорят, что крест воткнулся прямо в землю. Иконы загрузили в машину и увезли в деревню Башмаково в лог сжигать. Половину икон сожгли неподалёку от церкви, тоже в логу. После закрытия церкви здание было передано школе под спортзал».
Перевощикова Марина Андреевна, 1932 года рождения, рассказывает, что крестили ее не в Чумойской церкви, а в селе Б. Пурга, так как крестили в то время тайно, чтобы никто не знал: «Церковь была деревянная, выложена из огромных дубовых брёвен, обшитая. Батюшкой в церкви был Гусев Иннокентий Александрович, жена его матушка Архиповна, дочь Аля живёт на Украине. Ходили с подружками в церковь на службу, на праздники. На Пасху ходили вокруг церкви на крестный ход. Делали три круга вокруг церкви. Нельзя было падать, споткнувшись, это считалось не к добру. Батюшкой в церкви был Гусев Иннокентий, отчества не помню. Жена его, матушка Архиповна, все ее звали так, имя не помню. Где-то в 1941 году Гусева отправляют в ссылку в Сибирь и церковь закрывают. В то время когда батюшка был в ссылке, здание церкви стало «глубинкой» для хранения зерна. Привозили зерно из соседних деревень. В скором времени Гусева отпустили, и он приехал в село. Он похлопотал и выпросил разрешения на открытие церкви. Дали ему связку ключей и Гусев радостный пошел по деревне всем объявлять, что церковь разрешили открыть. Похоронили батюшку Иннокентия Гусева рядом с церковью. Затем батюшкой был Коковин Александр, жены у него не было, была только дочь. Молитвы пела Феня Павловна, ее сыновья Гера и Юра живут в Ижевске. У моего мужа Степана Васильевича дед Родион служил при церкви и выносил из алтаря дымарь батюшке».
Широбокова Маргарита Кузьмовна, 1942 года рождения: «Мама (Анна Андреевна Васильева (Поторочина) рассказывала, что во время гражданской войны была маленькой, их семья от голода еле осталась живой. Белые и красные стреляли друг в друга с окопов на Кожогурезе и Болтро. Потом эти окопы зарыли. Мама говорила, что иконы после закрытия церкви сжигали в логах около деревень Кабаново и Башмаково. Мама с Прой Анной принесли пепел от икон домой. Я до сих пор держу этот пепел в банке возле икон дома. Крестили меня тайно в доме Наум Вали».
Список использованной литературы:
Вятская епархия: Историко-географическое и статистическое описание. – Вятка, 1912. – С. 480-481.
2. Документы о строительстве каменного храма за 1910-1913гг. (ЦГА УР.Ф. 245, оп.1, д.5169).
3. Документы об открытии церковноприходского попечительства за 1895г. (ЦГА УР.Ф. 245, оп.2, д.1029).
4. Документы о закрытии церкви за 1941г. и возобновлении ее деятельности за 1947г. (ЦГА УР. Ф. Р-551, оп. 1, д. 74; Ф. Р-620, оп. 1, д. 283, 1235, 1268).
5. Клировые ведомости: Ведомости о церкви, причте и прихожанах за 1895-1911 гг., 1913-1917 гг., 1919-1920 гг., 1922 г. (ЦГА УР. Ф. 174, оп. 1, д. 18-22, 25-32, 35-37, 41-48; Ф. 245, оп. 3, д. 657; оп. 4, д. 130).
6. Малых, А. История Ижевской и Удмуртской епархии ХХ века. — Ижевск, 2010. — 384 с.: ил.
8. Список населенных мест Елабужского, Малмыжского, Глазовского и Сарапульского уездов Вятской губернии по сведениям за 1859-1873 гг.: Сборник Центрального Государственного Архива УР.
9. Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. ХХ век. – Ижевск, 1996. – С. 52, 127.
Список литературы о Богоявленской церкви с. Чумой: