Некоторые храмы в результате боевых действий в 1918-1919 годах пострадали, однако, многие из них в 1920-1921 годах успешно восстанавливались усилиями прихожан, несмотря на дороговизну и дефицит стройматериалов в то время.
Острую нужду испытывали в то время приходы и в церковном вине, ладане и лампадном масле. Вследствие этого в начале марта 1921 года еп. Сарапульский и Елабужский Алексий дал указание всем благочинным епархии «летом заготовить в достаточном количестве ягод для приготовления церковного вина; лучше всего выжимать сок из вишен с черникой и варить с медом или с сахаром. А также можно приготовлять вино для церковного употребления из черной смородины или малины тоже с черникой. Можно воспользоваться и другими ягодами, но яблоками и вообще фруктами нельзя; вместо ладана можно употреблять сосновую или пихтовую смолу или ветки кедра; для лампадок можно пользоваться конопляным, льняным и подсолнечным маслом; об употреблении коровьего масла в храмах обсудить на местах и прислать сюда свои заключения по сему (допустимо ли это)».
На это указание благочинный 6-го округа Сарапульского уезда священник села Чумой Леонид Никольский ответил, «что притчи и церковные старосты сел шестого округа … употребление в храмах для лампад коровьего масла не находят предосудительным и соблазнительным; горит оно хорошо и приобрести его в настоящее время легче, чем растительные масла».
Еп. Алексий тогда «в виде исключения» позволил употреблять коровье масло для лампад «согласно псалму 148 ст. 8, 10, где приглашаются к прославлению Господа все твари одушевленные и неодушевленные».
В тяжелые годы гражданской войны вера в бога и упование на Него среди прихожан укреплялись. Из слов одного из благочинных епархии узнаем, что «прихожане в вере тверды… любовь к Церкви и богослужению не иссякает, напротив, более воспламеняется». Когда по каким-либо причинам церковь оставалась без священника, тогда прихожане настойчиво просили дать им пастыря, ибо «без церкви и священника, - говорили они, - нам нельзя жить». Молитва является для прихожан насущной потребностью, к ней они прибегают весьма, и просят часто служить молебны и панихиды. Благочинный священник Николай Сарычев писал: «В церквах за период 1922 года в праздничные и воскресные дни молящихся втрое увеличилось, очень заметно увеличилось совершение молебнов и поминовений умерших… народ стал посещать храмы Божии очень усердно».
Но затем в 1930-1941 годах наблюдается повальное закрытие храмов. Храмы закрывались под разными предлогами, причиной закрытия могли явиться эпидемии тифа, скарлатины и других инфекционных заболеваний, которые господствовали в то время. Не миновала эта участь и Богоявленскую церковь села Чумой. 3 апреля 1941 года приказом Президиума Верховного Совета УАССР за № 65 церковь была закрыта. В тяжелые годы Великой Отечественной войны народ остался без духовной поддержки церкви, хотя нужда в этом была большая.
С начала войны была прекращена всякая антирелигиозная пропаганда во всех ее формах. Прекратил свое существование Союз воинствующих безбожников. С 1941-1947 годов литература по антирелигиозной тематике в СССР почти не издавалась, хотя до 1940 года в стране выходило около 2 тысяч названий антирелигиозной литературы, тиражом около 2,5 миллионов экземпляров в год. Такие понятия, как «антирелигиозная борьба», «безбожники», «мракобесы-церковники» совершенно исчезли со страниц газет и официальных документов. Стали открываться и действовать без юридического оформления православные храмы и молитвенные дома. Самой заметной формой патриотического служения Церкви явились сборы денег на нужды войны. На эти деньги и ценности, собранные верующими и духовенством, были построены танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилия имени Александра Невского. От имени Церкви денежные средства перечислялись в фонды помощи госпиталям, детским домам, детям и семьям сражавшихся на фронтах бойцов. В целом на нужды войны было собрано 300 миллионов рублей.
После встречи 4 сентября 1943 года в Кремле Сталина с руководством Русской Православной Церкви началась новая эпоха в истории государственно-церковных отношений, которая привела к некоторой нормализации отношений государства с Церковью. Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) при Совете Народных Комиссаров СССР и аппарат уполномоченных на местах. 28 ноября 1943 года принимается секретное постановление СНК СССР № 1325 «О порядке открытии церквей». Согласно этого постановления ходатайство верующих об открытии церкви сначала рассматривались местными органами власти, они могли принять лишь отрицательное решение, выслав его копию в Совет, если же местные советы находили целесообразным удовлетворить ходатайство верующих, то они должны были направить все материалы в Совет, который представлял свои решения в СНК СССР для одобрения, после чего Совет сообщал окончательное решение местным органам власти «для последующей регистрации нового религиозного общества и оформления передачи верующим церковного здания».
Следствием этого документа явилось открытие Богоявленского храма в селе Чумой. После шести с половиной-летнего перерыва 13 ноября 1947 года храм снова принял в свое лоно верующих, но официальное открытие церкви датируется 17.12.49 года «по просьбе верующих села Чумой здание и культовое имущество передано верующим». Церковный совет и ревизионная комиссия были избраны 06.01.48 года. История открытия храма была очень непростой.
После повторного открытия первым настоятелем был священник Деомид Григорьевич Батурин, но к началу октября 1948 года служб в церкви все еще не было. В здании храма хранилось зерно. Когда давалось заключение об открытии церкви, здание было свободным, и райсовет был предупрежден, чтобы здание церкви ничем не занималось. Однако после решения об открытии церкви в нее было засыпано зерно. (отчет уполномоченного за 3 квартал 1948 года). Здание церкви деревянное, требовало незначительного ремонта. Весной 1949 года последняя куча зерна из алтаря была вывезена, и 21 июля 1949 года в праздник Казанской иконы Божией Матери храм был освящен и отслужена первая литургия. Настоятелем тогда был уже священник Александр Коковин.
Послевоенные годы количество людей, обращавшихся к богу, постепенно увеличивалось. Однако этот рост происходил в основном за счет храмов в городах и в крупных селах. В некоторых сельских храмах количество прихожан было очень мало, но этому факту были объяснения. К примеру, церковный совет Вознесенской церкви с. Перевозное писал еп. Иерониму в марте 1950 года: «…очень малая посещаемость храма верующими, особенно в период зимнего времени. Старые приходить не могут, а молодые верующие заняты на работах (на лесозаготовках и др.), поэтому является значительное оскудение церковной казны». Еще на одну причину указывал в июне этого же года священник Венедикт Вдовин в письме еп. Иерониму: «Зимой в церковь не ходил не потому, что я плох, а потому, что по случаю метелей дороги к церкви не было». Большинство посещающих церковь люди престарелого возраста, неработающие, домохозяйки и инвалиды, растет процент посещаемости мужчинами. Дети и подростки составляют незначительный процент, т.к. например, учителя Чумойской школы в письменной характеристике на отдельных учеников, окончивших школу в 1959 году, давали официальное заключение о том, что они верят в бога. Это тоже является одной из причин отталкивающих от церкви молодого поколения.
В 1958 году уполномоченный А.Ф. Халевин отмечает, что число прихожан в Чумойской церкви за последние два года значительно снизилось, как и в селах Полько, Сада, Данилово. Причиной этому послужило, по его словам, неблаговидное поведение священников. «Но, к сожалению, - писал уполномоченный, – не везде священники таковы, что своим аморальным поведением дискредитируют церковь в глазах верующих. В остальных церквах сельской местности положение остается стабильным».
В 1961 году была закрыта Богоявленская церковь Игринского района, так как на протяжении 1960-1961 годов от верующих стали поступать жалобы на священника Иннокентия Гусева о «фактах допущенных нарушений законодательства о культах и о непринятии мер по ремонту здания церкви».
Из письма уполномоченного Шестакова председателю исполкома Игринского Бисерову» за №70-с от 6.05.61г. узнаем, что Шестаков дал рекомендации председателю Игринского исполкома Бисерову: а) создать техническую комиссию для обследования храма; б) на основании акта техкомиссии закрыть церковь и установить общине верующих определенный срок для проведения ремонта; в) после этого исключить всякую возможность для общины провести ремонт.
Также, кроме вышеупомянутого, рекомендовал местному исполкому принять решение о сносе здания, если оно пришло в полную ветхость, «что на наш взгляд, является более вероятным».
На заседании Игринского райисполкома от 20 июля 1961 года протокол № 134 рассматривался вопрос о закрытии Богоявленской церкви. «Здание церкви пришло в ветхое состояние и без проведения капитального ремонта считается к дальнейшему использованию не подлежит». Священник Иннокентий Гусев от церкви был отстранен.
«Церковная община к выполнению решения исполкома не приступала в связи с отсутствием строительных материалов, служителя культа нет, и совершение религиозных обрядов в церкви не проводится». Исходя из вышеуказанного, райисполком Игринского района выходит с ходатайством в Совет Министров УАССР «разрешить вопрос о закрытии Богоявленской церкви с. Чумой, считая, что здание церкви находится в ветхом состоянии и непригодно к дальнейшему использованию». Далее было принято решение «после капитального ремонта передать здание церкви Чумойской семилетней школе под спортивный зал, а также два имеющихся одноквартирных дома передать под учительские квартиры».
Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров на заседании от 5 сентября, протокол № 13 согласился с решением Совета Министров о снятии с регистрации религиозной общины. В распоряжении Совета Министров прописывалось использование инвентаря церкви: подсвечники, Евангелия, ризы, литературу и другое имущество по акту было передано финансовым органам, райпотребсоюзу, Чумойской семилетней школе, а часть имущества подлежало уничтожению.
Храм снесен не был, а 1967 году был приспособлен под спортивный зал Чумойской семилетней школы, о чем сообщается в информации Игринского райсовета от 10. 01. 1968 г. «О работе по контролю за соблюдением законодательства о культах за 1967 год». Здание по сегодняшний день служит Чумойской основной школе в качестве спортивного зала.