Идеи русской философии выражают «душу» народа, его внутренний духовный опыт , его сокровенные мечты и чаяния. Развивалась как в сотворчестве, так и в «оппозиции» философии Запада. Ценность человеческой жизни абсолютна, что никакой «прогресс» не стоит слезинки ребенка, не может и не должен быть куплен ценой разрушения личности.
Главная идея- ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА! То есть цельные знания обретаются совокупными усилиями души, эмпирией, умозрением и верой! Высшие истины открываются народу интуитивно, просветленному любовью к своей земле и к своему народу человеку.
Русская философия – отражение исторического сознания и самосознания народа. Появилась в 19-м века, но ее истоки уходят корнями в славянскую историю. Но это было поистине великое начало: Достоевский, Толстой, Соловьев.
Русская философия-это одновременно и русская литература., которая несла миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь.
Это философия ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
Ее лейтмотив- нравственное вето на любой «прогресс», если он рассчитан на насилие, принуждение.
С Достоевского и Соловьева берет начало жанр антиутопии, требовавший языка притчи, исповеди, проповеди.
Русская философия- антитеза философии Запада: философии свободы личной инициативы и личной ответственности. Р. Ф. критикует одностороннее просветительство и просветительский рационализм. Цельность ( « всеединство») может придать человеку только особый вектор движения- ЛЮБОВЬ!
Дух русской классической философии в основном антибуржуазный .
роль России- спасительница европейская, от гнета и бесправия. Русская философия- целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.
23. Позитивизм: возникновение и этапы развития.
Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
Основателем этого направления является Огюст Конт (1798-1857).Французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Главный принцип - утверждение «Каждая наука - сама себе философия». Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше не нуждаются в философской теории и методологии.
Положительная философия может стать единственной твердой основой для социальной организации. Назначение позитивизма: «соединить умы в едином общении принципов», доставить «твердую основу для социальной реорганизации».
1. Классический позитивизм. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века.
Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Конт попытался обосновать свое учение законами трех стадий развития интеллекта.
Первая стадия (теологическая), находясь на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил.
На второй стадии (метафизической) объяснение явлений мира достигается не путем обращения к Божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности, якобы скрывающиеся от того, что мы воспринимаем в опыте.
На третьей стадии (позитивной) человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
Своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Позитивизм Конта. Основной исторический закон: закон трех стадий. Каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния:
теологическое, или состояние вымысла;
состояние метафизическое, или абстрактное;
состояние научное, или положительное.
Человеческий ум по своей природе употребляет три метода: сначала метод теологический, потом метафизический и, наконец, положительный.
2. Эмпириокритицизме (критика опыта)или махизм (рубеж XIX-XX вв.). Немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916).
Представители эмпириокритицизма предлагали создать теорию научного познания, преодолеть и материализм, и идеализм, которые якобы удваивают мир, деля его на объект и субъект. Они пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины, о том, что все научные истины — относительны, в науке господствует релятивизм.
В их работах речь идет о критике научного опыта, прежде всего опыта физики.Критика опыта, по их мнению, должна заключаться в очищении его от всяких произвольных допущений, метафизических гипотез. Такой необоснованной гипотезой они считали представление, что мир состоит из неделимых частиц вещества — атомов.
Главная задача философии позитивизма – в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта – ощущений.
3. В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизмилианалитическая философия.
В центре – проблема эмпирической осмысленности научных утверждений: философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности.
Это – род деятельности по анализу естественных и искусственных языков.
Его представители М. Шлик, Р. Карнап и другие считают, что надо превратить философию в методологию науки, игнорируя классическую философскую проблематику, и редуцировать ее до уровня логического анализа языка науки.Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в дезориентирующем воздействии языка на мысль и считают, что она должна быть коренным образом переделана на основании предъявления строгих требований, которые сложились в современном естествознании и математике.
4. Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма (В 70-х гг. XX в. усилиями К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна и других).
Главная задача в философии – в демаркации – разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе фальсификации – опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута – она относится не к науке, а к религии.
Попытка преодолеть нигилизм и антиисторизм логического позитивизма в отношении философии.Поппер утверждает взгляд на науку как на динамический процесс, в котором постоянно создаются новые теории, обреченные на то, чтобы быть опровергнутыми и замененными другими новыми теориями.
К. Поппер вводит принцип опровержения как способа проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного. Посредством опровержения устанавливается ложность гипотезы или теории.