Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия в системе культуры. Философия как мировоззрение.



Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Схематично это можно представить в виде «ромашки», где лепестки области философского изучения разных сфер культуры, число «лепестков» может быть меньшим и большим (более емкие концепции). Отражая открытый характер философского постижения мира, схема позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.

Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.

Философия базируется на осмыслении человеческой истории, выявлении закономерностей, тенденций истории. Появление философии-это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслении уже сложившихся форм практики, культуры (критически-рефлексивным). Философия как культурно-историческое явление выполняет функции:

1. Мировоззренческая. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром.

2. Гносеологическая. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития.

3. Методологическая. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания.

4. Эвристическая - созидание новых нестандартных идей и подходов, позво­ляющих совершать новые открытия в духовной сфере и решать актуаль­ные общественные проблемы; :

5. Гуманистическая - утверждение ценности человеческой личности, ее сво­боды, достоинства, прав и обязанностей;

6. Культуротранслирующая - накопление, осмысление и передача от поколе­ния к поколению важнейших достижений духовной культуры челове­чества;

7. Практическая - выработка смысла целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общий идеи, представления, формы опыта. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории-как предельные основания универсальным формам культуры. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Помимо функции экспликации (выявлений «универсалий») философия как как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации — перевод в логическую, понятийную форму, а также систематизацию человеческого опыта во всех его формах. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. В познании именно практика является основой и критерием истинности, форма деятельности ведущая к преобразованию мира. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический поход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.

Философия как мировоззрение сформировалась тогда, когда человек отошел от мифических форм мышления, прошел этап становления религии и постепенного отклонения от нее. Действительно, глубокое философское познание мира началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности.

Первый, самый примитивный, уровень - это уровень созерцания, ощущений. Ничего не объясняется, нет никаких попыток понять реальность. Мир воспринимается только как совокупность непонятных явлений, как неизбежное, как неоспоримое.

Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но тяжело назвать это венцом человеческой мысли, так как этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места.

Но вот третий уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций, вот тогда в действие вступает философия как мировоззрение. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.

Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.