ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс целенаправленного активного отображения (соискания, накопления и систематизации) действительности в сознании человека. Познание является основным предметом изучения гносеологии (теории познания) (см. Гносеология), его также изучают логика, методология и философия науки, психология, науковедение, социология, дидактика и т.п.
В обобщенной форме познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта. Познающим субъектом является человек – разумное существо, освоившее многообразие познавательных средств, накопленных человечеством, и общество в целом. В субъект-объектном отношении человек как субъект выступает активной стороной процесса: именно он выбирает объект, определяет относительно него свою цель, направляет на объект свои познавательные способности и отображает, трансформирует и воссоздает его в своем сознании в виде чувственных или рациональных образов, понятий и суждений. Объектом познания является окружающая действительность (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. В свою очередь, объект требует адекватных средств отображения, которые являются определяющим условием истинности знания. Таким образом, знание – это продукт познания, результат активного взаимодействия системы: субъекта и объекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Поскольку субъект старается получить не просто знание, а обоснованное истинное знание, то конечной целью процесса познания является достижение объективной истины.
Неадекватное отражение познающим субъектом реальности, искаженный, недействительный результат познания называется заблуждением. Логическое же осмысление субъектом окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, опыт и прежние ценности, называется оценкой.
Основой познания выступает, во-первых, наблюдение, когда имеет место непосредственный контакт субъекта и объекта, а последний дается через органы ощущения и восприятия, которые являются источником первичной информации об объекте; во-вторых, мышление и разум, которые опосредствуют объект и дают осмысление ощущением и восприятием. Взаимодействие чувственного и рационального составляет механизм генерирования знания об окружающем мире. В зависимости от характера этого взаимодействия выделяют два уровня познания: эмпирический, где доминирует чувствительный компонент создания знания {эмпирическое знание) и теоретический, где доминирует рациональный компонент, а образованное знание формируется в виде абстракций и их систем (теоретическое знание). При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии возникли два основных направления — эмпиризм (сенсуализм) (Бэкон, Локк, Юм) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) (см. Гносеология, Эмпиризм, Рационализм). Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и на логике. Рациональное познание базируется на человеческом разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.
Главной движущей силой познания, его основной формой и критерием истины является общественно-историческая практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека, в сфере которой формируются институционные и организационные предпосылки, материальные и духовные ресурсы познания. Главными видами практики являются материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент. В абстрактном виде процесс познания представляет собой объединение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического.
В философии существуют два основных направления процесса познания: гностицизм и агностицизм (см. Агностицизм). Материалисты — сторонники гностицизма, полагают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (обычно идеалисты) не верят либо в саму возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира, или же утверждают, чтовозможность познания ограничена. Агностицизм и гностицизм являются не единственными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их мировоззрения в том, что идеалисты рассматривают познание как самостоятельную деятельность идеального разума, а материалисты полагают, что познание – процесс, в результате которого материя через свою отражательную способность (сознание) изучает саму себя.
В процессе развития человеческого общества вследствие общественного разделения труда познание выделяется в особый вид жизнедеятельности и начинает развиваться на своей собственной основе, т.е. происходит возникновение науки. Поэтому выделяют донаучное познание, которое обеспечивает получение знания об объекте в процессе ежедневной жизнедеятельности и закрепляет его в будничном опыте, и научное познание, которое осуществляется благодаря деятельности отдельной специально подготовленной социальной группы (научного сообщества, ученых).
Существует несколько типов познания: мифологическое, характерное для первобытной культуры, в котором очевидна персонификация, олицетворение сложных понятий в образах богов и антропоморфизм; религиозное, в котором объектом познания в монотеистических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) является Бог; философское, представляющее собой особый тип целостного познания мира, которое пытается определить фундаментальные принципы и основы бытия и место человека в нём (гносеология, онтология); чувственное, представляющее собой самую простую и исходную форму познания, которое начинается с воздействия на органы чувств – ощущений (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных), затем с синтеза ощущений в восприятия, и научное. В ряду разноообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, которое направлено на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет тройственную природу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. В истории человеческой культуры существует и вненаучное знание, которое осуществляется в других профессиональных сферах деятельности, в частности, художественной, политической, правовой и т.п. Его результаты закрепляются в формах общественного сознания. Кроме того, в практике познания имеется некоторая совокупность внерационального знания, которое можно разделить на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.
Результаты познания откладываются не только в сознании конкретного субъекта познания (человека, познавшего что-либо), но и передаются из поколения в поколение, в основном с помощью материальных носителей информации и объектов материальной культуры. Таким образом, выделяют особую разновидность познания, связанную с усвоением каждой личностью и обществом в целом всей суммы прежде накопленного знания – обучение, а в общественно значащем понимании – образование.
Познавательная деятельность человекавозможна в силу того, что он обладает специализированными механизмами отражения реальности, которые принято называть познавательными способностями человека. Они возникли как в результате биологической (конкретно-чувственная способность), так и в результате социальной (абстрактно-мысленная способность, интуиция) эволюции человека. Кратко охарактеризуем их:
1. Конкретно-чувственное познание.Основано на чувственно-сенситивном отражении, присущем и животному миру, но специфически развившемуся в процессе человеческой практики. Диапазон органов чувств человека специально приспособлен для ориентации и деятельности в макромире, поэтому микро- и мегамир остаются недоступными прямому чувственному познанию. Человек обладает тремя формами чувственного отражения: ощущениями, восприятиями и представлениями. Ощущения –форма отражения, соответствующая отдельным свойствам предметов. Ощущения могут быть составными частями восприятия, а также самостоятельными. Восприятия –форма отражения, соответствующая системе свойств предмета. Ощущение и восприятие возникают при непосредственном взаимодействии с предметом.
Анализ ощущений позволяет выделить две группы воспринимаемых качеств предметов, которые Локк называл первичными и вторичными. Собственно предметныекачества являются эффектом внутренних взаимодействий. Диспозиционные– эффект внешних взаимодействий данной вещи с другими вещами (цвет, вкус). И те, и другие качества объективны.
Ощущения несут информацию о свойствах предметов, как собственных, так и диспозиционных. Они информируют о субстрате предметов, их качествах и в определенной степени – об их структуре. Наиболее полно структура предмета отражается в комплексе ощущений, т.е. в восприятии. Ощущения и восприятия можно передавать через понятие «образ». Ощущение будет выступать как неизобразительный образ, а восприятие – как изобразительный, т.е. способный изобразить предмет в целом. При этом нужно учитывать, что «образу» свойственно не совпадение с объектом, но лишь его соответствие объекту. Образ это не зеркальная копия, но и не знак. Это то, что согласуется с вещью и соответствует ей. Однако ощущения и восприятия всегда привязаны к конкретной ситуации, конкретному предмету. Это ограничивает человеческий опыт личным и ситуативным. Задачу расширения рамок чувственного опыта выполняет такая форма чувственного отражения как представление, позволяющая комбинировать образы и их элементы вне непосредственного действия с представляемыми предметами. Представление –это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.
Чувственное познание и его формы являются отправным рубежом в движении к сущности объекта, в овладении объектом на практике, а также способом регулирования предметной деятельности человека.
2. Рациональное познание (абстрактное мышление)возникает в процессе трудовой и коммуникативной деятельности человека, в одном комплексе с языком и мышлением. Существует три формы абстрактно-мысленного отражения: понятие, суждениеиумозаключение. Понятие– результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками). Умозаключение– рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение.
Отличительные особенности абстрактного мышления по сравнению с чувственным отражением:
1) Способность к отражению общего в предметах. При сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ.
2) Способность к отражению существенного в предметах. В результате сенситивного отражения существенное не отграничивается от несущественного.
3) Способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию.
4) Опосредованное познание действительности – как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозаключений и применения приборов.
Но в тоже время рациональное и чувственное познание нельзя мыслить как элиминированные этапы одного процесса. В реальности они пронизывают друг друга. С одной стороны, реализация чувственно-сенситивной способности человека совершается посредством абстрактного мышления. С другой – реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемым также (в форме образов-моделей, образов-символов) в качестве средств достижения и выражения результатов рационального познания.
Рациональное познание использует две основные процедуры оперирования со своим содержанием, выраженным в форме понятий, суждений и умозаключений – объяснениеипонимание.Процедуру объяснения составляет переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим. Основными видами объяснения являются структурное, функциональное и причинное. Понимание как процедура имеет дело со смыслами и значениями и предполагает ряд подпроцедур: 1)интерпретация – первоначальное приписывание информации смысла и значения; 2)реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения; 3)конвергенция – объединение прежде разрозненных смыслов и значений; 4)дивергенция – разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; 5)конверсия – качественное видоизменения смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание т.о. представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию.
3. Интуиция.Термин интуиция многозначен и трудно отделим от явлений сферы бессознательного и подсознательного или инстинктов. Интуицию нельзя сводить и к ее чувственно-сенситивной разновидности, проявившейся, например, в аксиоматическом методе евклидовой геометрии. Пример чувственно-сенситивной интуиции – суждение «параллельные прямые не пересекаются». В гносеологии принято говорить об интеллектуальной интуиции, позволяющей проникать в сущность вещей. Сама идея интуиции имеет религиозно-мистическое происхождение. Первоначально она понималась как форма непосредственного богопознания. В деистическом и пантеистическом рационализме Нового времени интуиция считалась высшей формой познания, оперирующей непосредственно с сущностями вещей и предельными категориями. В постклассической философии на базе нового, иррационального истолкования интуиции сложилась особая гносеологическая позиция – интуитивизм, чаще всего религиозно окрашенная. Современная гносеология также не может пренебрегать анализом интеллектуальной интуиции, т.к. факт существования этой специфической познавательной способности человека подтвержден опытом не только художественного и философского, но естественнонаучного творчества (Эйнштейн, Тесла, Кекуле, Боткин, Диксон).
Можно выделить следующие основные особенности акта интеллектуальной интуиции: непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов, неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств ее решения. Общее определение интуиции звучит с.о.: интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства.Интуитивная способность образовалась вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание.
Интуиция формируется под воздействием целого ряда факторов; основательной профессиональной подготовки человека и глубокого знания проблемы; складывания поисковой ситуации, состояния проблемности; действия у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему; наличия «подсказки».
Интеллектуальная интуиция неоднородна и может быть классифицирована с.о.:
1) Стандартизованная или интуиция-редукция. При ней непосредственное постижение сущности к.-л. явления происходит хотя и в рамках вероятностного механизма, но на основе определенной матрицы. Пример – быстрая постановка верного диагноза по внешней симптоматике без привлечения иных методов.
2) Эвристическаяилитворческая. В результате эвристической интуиции формируются принципиально новые чувственные и понятийные гносеологическое образы, т.е. принципиально новое знание. Выделяют два ее подвида: а) эйдетическая интуиция возникает как скачкообразный переход от понятий к чувственным образам, которые несут новое содержание по сравнению с этими понятиями; б) концептуальная – скачкообразный переход от чувственных образов к понятиям, непосредственно эти образы не обобщающим (Эйнштейн: «комбинаторная игра» образными элементами мышления).
Исходя из этого, можно дать определение творческой интуиции. Творческая интуиция – это специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.
Вопрос о том, познаваем ли мир и каковы пределы познания, существует ли в реальности что-либо принципиально непознаваемое – это один из важнейших вопросов философии.
Можно выделить несколько основных способов его решения.
1. Агностицизм – учение, отрицающее познаваемость мира, то есть отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в следующих формах. 1) Исторически первой его формой был античный скептицизм (Пиррон, Протагор), который утверждал: о любом предмете можно высказать различные мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новое время агностицизм был присущ субъективно-идеалистическим воззрениям Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за их границы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как преграду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое обоснование невозможности человеческих способностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувствмы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас «вещью в себе». Кант четко поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта и подчеркивал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания, она в этом смысле бесконечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.), который утверждает: человек не может научными средствами познать мир, который им переживается.
2. Гносеологический оптимизм – учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель.
3. Теория отражения – учение, рассматривающее познание как отражение действительности в человеческом сознании. Отражение – это формирование в сознании чувственных образов, понятий, знаний, соответствующих познаваемым явлениям и процессам. В противоположность агностицизму материалистическая гносеология утверждает принципиальную возможность познания дать адекватное отражение предметов материального мира. Материалистическая философия рассматривает процесс познания как отражение объекта в субъекте. Причем субъект здесь выступает не только страдательной, но и активной стороной. Он не только отражает, но в известной степени формирует его. Образ, полученный в результате отражения, всегда есть субъективный образ объективного мира,т.е. он определяется не только особенностями предмета отражения, но и особенностями отражающего этот предмет субъекта. Кроме того, человек не просто отражает мир, но отражает его с точки зрения своих потребностей. В этом смысле процесс познания всегда детерминирован реальными потребностями общества на том или ином этапе его развития. Результатом отражения является получение знаний, соответствующих реальности. Поскольку же мир является бесконечным в своих связях и отношениях, поскольку он постоянно изменяется, развивается, то и познание предстает как бесконечный процесс движения от неполного ко все более полному и точному знанию.