Понятие и виды международных контрольных механизмов и процедур
Примерно с середины 60-х гг. межгосударственное сотрудничество в области прав человека вступило в новый этап, который характеризуется поиском путей повышения эффективности существовавших стандартов. В результате, внимание международного сообщества начинает сосредотачиваться на создании международных контрольных механизмов и на разработке конкретных процедур. Цель контрольных механизмов и процедур состоит в обеспечении претворения в жизнь положений международных соглашений по правам человека, а одна из основных задач – в оказании содействия и помощи государствам в выполнении ими взятых на себя международных обязательств путем принятия соответствующих решений.
По организационной структуре и составу элементов органов контроля, можно выделить следующие формы контроля:
· создание контрольных органов в рамках международных организаций;
· учреждение государствами специальных контрольных органов;
· контроль национальными органами и средствами;
· сочетание международных процедур и национальных органов проверки соблюдения государствами принятых обязательств;
· международный контроль, осуществляемый специальными представителями (посланниками) высших должностных лиц универсальных и региональных международных организаций (например: Генеральным секретарем ООН);
· контроль, осуществляемый неправительственными международными организациями (например: Международный Комитет Красного Креста).
По методам осуществления проверки соблюдения государствами международных обязательств международный контроль можно классифицировать на две группы:
1. международный контроль, проводимый путем обмена информацией, консультаций, представления отчетов и докладов;
2. международный контроль, осуществляемый путем инспектирования, исследования и расследования, судебного рассмотрения.
Тем не менее, подобная классификация носит весьма условный характер, поскольку каждый из способов осуществления международного контроля может сочетаться с другим методом, дополнять или предшествовать ему.
Необходимо отметить, что контрольные механизмы в области прав человека представляют собой организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики), а процедуры – порядок и методы изучения информации в области прав человека и реагирование на результаты такого изучения.
Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека имеют различную юридическую природу:
· конвенционные, т.е. которые созданы в соответствии с международными соглашениями (Комитет по правам человека);
· недоговорные, которые созданы и имеются в ряде международных организаций (Комиссия по правам человека).
Международные контрольные механизмы и процедуры также можно разделить на:
· универсальные (в рамках ООН);
· региональные.
Международный контроль за соблюдением и защитой прав и свобод человека осуществляется следующими методами:
· рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области;
· рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;
· рассмотрение жалоб от отдельных лиц, групп лиц, неправительственных организаций на нарушение их прав государствами;
· исследование и расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или уже установленными нарушениями прав человека.
В Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 года, главы государств и правительств, вновь единогласно подтвердили свое обязательство поддерживать все усилия, направленные на обеспечение целей и принципов ООН, которые доказали неподвластность времени и их универсальный характер. Одним из таких международных механизмов, имеющих целью обеспечение государствами соблюдения международных обязательств, является международный контроль.