Классификация - это группировка по какому-либо общему признаку.В квалиметрии классификация объектов качества необходима для определения однородных групп объектов. Однородными считаются объекты номенклатура показателей которых отличается не более чем на 10-20%. Оценка таких объектов может производиться по линейной методике с использованием деревьев свойств. Разнородные объекты (номенклатура показателей которых отличается более чем на 10-20%) оцениваются по специальным методикам для оценки разнородной продукции..
В основу классификации товаров могут быть положены различные признаки: происхождение, химический состав, степень обработки сырья, назначение товаров и т.д.
Продовольственные товары в пределах группы согласно стандарту различают по видам, типам, разновидностям (в зависимости от происхождения или производства) и сортам (в зависимости от качественных показателей). [Новикова]
Отечественные товары могут классифицироваться на следующие группы :
В мировой практика: градация (класс, сорт)- категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.[Секатский 2]
Для более подробной классификации продукции используются специальные классификаторы
Действующие в нашей стране классификаторысогласованы с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС)
Общероссийский классификатор продукции (ОКП, вариант ОК 005-93) взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП - ОК 004-93) разработан в соответствии с методическими рекомендациями Статистической комиссии ООН.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)основан на "Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (ГС) и "Комбинированной номенклатуре ЕЭС' (КН ЕЭС).
Для обеспечения сопоставимости информации существуют переходные ключи между классификаторами. [Фомин]
Пример классификации объектов для оценки конкурентоспособности
Следует отметить, что на современном рынке конкурируют в основном не единичные товары, а товарные группы конкурентов. В методике анализа и оценки товарных рынков [Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках]товарные группы часто формируются на основе оценки динамики показателя перекрестной эластичности спроса по цене:
Если: Эс > 0, то X и Y - взаимозаменяемые товары;
если Эс = 0, то X и Y - незаменяемые товары;
если Эс < 0, то X и Y - взаимодополняемые товары.
Критерий взаимозаменяемости товаров на основе показателя перекрестной эластичности спроса по цене не требует особых пояснений: при значении Эс > 0 (за определенный отрезок времени Dt на данном товарном рынке) товары X и Y объединяются в одну товарную группу.
Возможно также соединение товаров в одну товарную группу в соответствии с мнениями экспертов, специалистов, покупателей.[Окрепилов]