Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две группы (рис 5.3):
по способам получения информации;
по источникам получения информации.
В зависимости от способа получения информации методы определения значений показателей качества продукции делят на: измерительный, регистрационный. органолептический, расчетный.
В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции делятся на: традиционный, экспертный, социологический.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п.
С помощью измерительного метода определяются значения, например, массы изделия, силы тока, числа оборотов двигателя, скорости автомобиля и др.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, затрат на создание и (или) эксплуатацию продукции, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находят путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических, но не измерительных и не регистрирующих средств, повышающих разрешающие способности орган чувств человека, например, лупы, микроскопа, микрофона с усилителем. С помощью органолептического метода определяются показатели качества пищевых продуктов, эстетические, показатели и др.
Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются главным образ при проектировании продукции, когда последняя еще не моя
объектом экспериментальных исследований (испытаний), почетный метод служит для определений значений, например,
показателей производительности, безотказности, долговечности, сохраняемости, ремонтопригодности изделия и др.
При необходимости значения показателей качества продукции находят с использованием нескольких методов, например, показатель ремонтопригодности может определяться средним значением трудозатрат (в человеко-часах), необходимых для осуществления данной категории ремонта. В этом случае применяется комбинация регистрационного метода (подсчет лиц определенной квалификации, занятых ремонтом) с измерительным (измерение времени, затраченного на ремонт).
Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных и (или) расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций.
К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным — конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др.
Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, содержании серы, вязкости, содержании золы в угле, кислотности веществ и др.
Испытания продукции должны проводиться в условиях, максимально приближенных к нормальным или форсированным эксплуатационным, например, в условиях летно-испытательных станций авиазаводов, полигонов автомобильных и тракторных предприятий, испытательных площадок и стендов для встроенных и комплексных испытаний насосов, компрессоров, электрических двигателей и т. д.
Определение значений показателей качества продукции экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов. В такие группы объединяются, например, товароведы, дизайнеры, дегустаторы и т. п. Эти группы периодически или эпизодически действуют в качестве экспертных комиссий, каждый член которых обладает правом решающего голоса. Как правило, эксперты пользуются экспертным способом получения информации о качестве оцениваемой продукции. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими более объективными методами.
Определение значений показателей качества продукции социологическим методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации продукции и т, п.
При необходимости совместно используются несколько методов определения значений показателей качества продукта.
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
25. Измерительный метод определения показателей качества продукции Метод определения значении показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений
Измерительный метод базируется на информации, получаемой с использованием средств измерений и контроля. С помощью измерительного метода определяют значения таких показателей качества, как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля и др.
26. Регистрационный метод определения показателей качества продукции Метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат
Регистрационный метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных событий, например, отказов изделия при испытаниях, подсчета числа дефектных изделий в партии и т. п.
27. Расчетный метод определения показателей качества продукции Метод определения значений показателей качества продукции осуществляемый на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров
Расчетный метод применяют, главным образом, при проектировании продукции, когда последняя не может еще быть объектом экспериментального исследования. Этим же методом могут быть установлены зависимости между отдельными показателями качества продукции. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности и др.
28. Органолептический метод определения показателей качества продукцииМетод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятии органов чувств
При органолептическом методе определения показателей качества продукции органы чувств человека выдают информацию о получении соответствующих ощущений.
Значения показателей качества находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта.
Поэтому точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих их.
Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и т. д.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.
Органолептический метод широко применяется для определения показателей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой обусловлено или связано с эмоциональным воздействием на потребителей.
Показатели качества, определяемые органолептическим методом, выражаются обычно в баллах.
29. Экспертный метод определения показателей качества продукции Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами
30. Социологический метод определения показателей качества продукции Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей
Сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществляют устным способом, опросом или с помощью распространения анкет-вопросников, путем проведения конференции, совещаний, выставок, дегустаций и т. п.
Социологический метод иногда может применяться для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.
Существуют и другие классификации методов нахождения ПКП (рис. 5.4.), например по Азгальдову Г.Г.: документальный, моделирования (моделирование масштабное и компьютерное), экспериментальный, экспертный методом.
Объекты
Определения
Объект- то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Для квалиметрии объектами будут являться как материальные, так и нематериальные сущности, для которых будут находиться оценки технического уровня, качества, интегрального качества и конкурентоспособности.
Принимая во внимание расширение области применения квалиметрии, объектами оценивания могут быть в настоящее время практически всё, однако существует и нормативно закреплённые понятия объектов качества.
На сегодняшний день в России существует два основных нормативных документа, закрепляющих терминологию в области объектов качества:
1. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
При этом определения имеют смысловые различия, что говорит о необходимости приведения Российских нормативных документов к единообразию.
ГОСТ ISO 9000-2011
Разновидности объектов качества по ГОСТ ISO 9000-2011 приведены на рис.2.8
Объекты качества
Отдельное лицо
Организация
Деятельность
Продукция
Система
Процесс
Оборудование
Технология
Перерабат. материалы
Оборудо-вание
Услуги
Програм. обеспечение
Метрология
Средства обслуживания
Персонал
Ресурсы
Предприятие
Фирма
Корпорация
Компания
Их комбинация
Учреждение
Подразделение учреждения
Потребитель
Поставщик
Намеренная
Ненамеренная
Не-материальная
Материальная
Рис.2.8. Основные общие термины стандарта ГОСТ ISO 9000-2011
ГОСТ ISO 9000-2011
Система(3.2.1.) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Организация (3.3.1.) – Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
Организация может быть государственной и частной.
Потребитель (3.3.5.) – организация или лицо, получающее продукцию.
Примеры: клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель.
Потребитель может быть внутренним и внешним по отношению к организации.
Поставщик(3.3.6.) - организация или лицо, предоставляющее продукцию.
Примеры: производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации.
Поставщик может быть внутренним и внешним по отношению к организации.
В контрактной ситуации поставщика иногда называют «подрядчиком».
Процесс (3.4.1.) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.
Проект (3.4.3) – Уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей определенным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
Отдельный проект может быть частью структуры более крупного проекта.
В некоторых проектах цели совершенствуются, а характеристики продукции определяются соответственно по мере развития проекта
Выходом проекта может быть одно изделие или несколько единиц продукции.
Продукция(3.4.2.) – Результат процесса.
Имеются четыре общие категории продукции:
1. услуги (например перевозки);
2. программные средства (например компьютерная программа, словарь);
3. технические средства (например узел двигателя);
4. перерабатываемые материалы (например смазка).
Отнесение продукции, содержащей элементы разных общих категорий продукции, целиком к определенной категории зависит от преобладающего элемента.
Например, поставляемая продукция «автомобиль» состоит из технических средств (например шин), перерабатываемых материалов (например горючее, охлаждающая жидкость), программных средств (например программное управление двигателем, инструкция водителю), и услуги (например разъяснения по эксплуатации, даваемые продавцом).
Программное средство содержит информацию и обычно является нематериальным, может также быть в форме подходов, операций или процедуры.
Техническое средство, как правило, является материальным и его количество выражается исчисляемой характеристикой.
Перерабатываемые материалы обычно являются материальными и их количество выражается непрерывной характеристикой.
Технические средства и перерабатываемые материалы часто называют товарами.
Обеспечение качества направлено главным образом на предполагаемую продукцию.
В терминологии по управлению качеством продукции до 1994 г. определение термина «продукция» отсутствовало (в том числе и в МC ИСО 8402-86); давались определения терминов, в которые входило слово «продукция»: термин «продукция» определялся как второстепенный для термина «промышленная продукция», являвшегося объектом системы разработки постановки продукции на производство (СРПП).
ГОСТ 15467—79
Под промышленной продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.
Результаты труда могут быть:
овеществленными (сырье, материалы, пищевые, химические и другие продукты, технические устройства, их части и т. д.) и
неовеществленными (энергия, информация, некоторые виды услуг и т. д.).
Термины стандарта ГОСТ 15467—79относятся только к овеществленным результатам труда.
Продукция может быть готовой или находящейся в незавершенном производстве (в процессах изготовления, добычи, выращивания), в процессе ремонта и т. д.
Единицы исчисления конкретной продукции (единицы продукции) устанавливаются в плановой, технической, договорной или другой нормативной документации с учетом условий производства (ремонта) и поставки.
По ГОСТ 15895—77 единицей продукции называется отдельный экземпляр штучной продукции или определенное в установленном порядке количество нештучной или штучной продукции.
Единицы продукции служат не только для исчисления ее количества. Деление продукции на определенные единицы имеет существенное значение при управлении качеством продукции, в частности, при оценке ее качества, при контроле каждой единицы (сплошной контроль), либо некоторых единиц (выборочный контроль).
К нештучной продукции относятся такие результаты труда, количество которых определяется непрерывной величиной массы, длины, поверхности, объема. Например, тонна муки, метр провода, квадратный метр ткани, кубический метр газа и т. д.
В зависимости от условий производства и поставки штучной и нештучной продукции часто используют такие условные единицы исчисления как партия изделий или материала, плавка металла, определенная емкость (контейнер, цистерна, бочка, мешок) жидкого или сыпучего вещества и т. д.
Согласно ГОСТ изделие является единицей промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.
Следовательно, изделие является частным случаем единицы промышленной продукции. Количество изделий может быть охарактеризовано дискретной величиной, исчисляемой в штуках или экземплярах. Однако, в некоторых случаях количество определенных изделий (например, крепежных деталей, конфет и др.) характеризуют непрерывной величиной, применяемой для нештучной продукции и исчисляемой, в частности, с помощью единиц массы.
К изделиям не относится вся непромышленная продукция, включая штучную (плоды, овощи, туши животных, невыделанные шкурки зверей и т. п.), а также промышленная нештучная продукция.
Видами изделий, представляющими объекты конструкторской документации, являются детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.
Определение термина «Изделие» распространяется на любые изделия, в том числе являющиеся объектами конструкторской документации, а также кондитерские хлебопекарные, швейные, трикотажные, табачные и другие подобные изделия, которые, как правило, не охватываются конструкторской документацией.
Промышленная продукция
Первый класс
Продукция, расходуемая при использовании
Второй класс
Продукция, расходующая свой ресурс
Группа 1
Сырье и
природное
топливо
Группа 2
Материалы и
продукты
топливо
Группа 3
Расходные
изделия
Группа 5
Ремонти-руемые изделия
Группа 4
Неремонти-руемые изделия
I Категория
II Категория
III Категория
Рис. 2.9. Классификация промышленной продукции
Для целей оценки уровня качества продукции применяется известный классификационный признак «вид использования». Вся промышленная продукция разделена на два класса (рис.2.9): потребляемую (расходующаяся при использовании) и эксплуатируемую (расходующая свой ресурс).
Первый класс продукции подразделяется на три группы;
1. сырье и природное топливо;
2. материалы и продукты;
3. расходные изделия.
Второй класс продукции делится на две группы:
4. неремонтируемые изделия;
5. ремонтируемые изделия.
Продукция первого класса расходуется по назначению в процессе использования. При этом происходит, как правило, необратимый процесс переработки (сырья, материалов, полуфабрикатов), сжигания (топлива), усвоения (пищевых продуктов); в отдельных случаях может иметь место обратимый процесс (например, при рекуперации и регенерации растворителей).
При использовании продукции второго класса по назначению происходит расход ее ресурса. При этом продукция используется до технического или морального износа.
Кгруппе 1относятся сырье и различные виды природного топлива, например, все полезные ископаемые, жидкое, твердое и газообразное топливо, естественные строительные материалы, драгоценные минералы и т. п.
В группу 2 входят материалы и продукты, например, искусственное топливо, смазочные масла и смазки; различные химические продукты; материалы для текстильной и легкой промышленности; материалы строительной индустрии; лесоматериалы; электро- и радиотехнические материалы; кино- и фотоматериалы; медицинские препараты и пищевые продукты, (кроме входящих в группу 3) и т.п.
К группе 3 относятся расходные изделия, например, кондитерские изделия, аптекарские и парфюмерно-косметические товары в промышленной упаковке, банки консервов, жидкое топливо в бочках, баллоны с пазами, проволока и кабели в катушках и в бобинах и т.п.
В группу 4 входят неремонтируемые изделия, например, электровакуумные и полупроводниковые приборы резисторы, конденсаторы, болты, гайки, подшипники, шестерни и т.п.
Группу 5 составляют ремонтируемые изделия, например, технологическое оборудование различных отраслей промышленности автоматические линии и автоматизированные комплексы, сельскохозяйственные машины, транспортные машины, измерительные приборы, средства автоматизации и систем управления, радиоэлектронные и электронные приборы, кино- и фотоаппаратура, медицинские и бытовые приборы и аппараты, пушно-меховые изделия, швейные и трикотажные изделия, мебель и т. п.
В некоторых работах [Мишин В.М.Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.] предлагается для градации продукции в целях оценки качества использовать признак, связанный с последствиями от ее отказа, снижения или низкого численного значения какого-либо показателя качества:
I Категория – промышленная продукция, использование которой при её отказе, снижении или низком значении определенного показателя качества может привести к необратимым катастрофическим последствиям.
II Категория – промышленная продукция, использование которой при её отказе, снижении или низком значении определенного показателя качества может привести к сопоставимому со своей стоимостью ущербу.
III Категория – промышленная продукция, использование которой при её отказе, снижении или низком значении определенного показателя качества не приводит к существенному ущербу.
Применение указанной классификации продукции необходимо для:
выбора номенклатуры единичных показателей определенной группы продукции;
определения области применения продукции;
обоснования возможности выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базовых образцов;
создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.
В каждом конкретном случае выбор определяющих признаков для классификации продукции в целях оценки ее уровня качества является задачей отраслевых методик. При этом должны быть указаны вид, подгруппа, группа, подкласс и класс продукции в соответствии с Общесоюзным классификатором продукции.
ГОСТ Р ISO 9000-2011
3.1.3 градация: Класс, сорт, категория или разряд, соответствующий различнымтребованиям (3.1.2) к качествупродукции (3.4.2),процессов (3.4.1) илисистем (3.2.1),имеющих то же самое функциональное применение.
Пример: класс авиабилета или категория гостиницы в справочнике гостиниц.
Примечание – При определении требования к качеству градация обычно устанавливается.