Практика: Проведение музыкальных вечеров, коллективные посещение концертов, музыкальных спектаклей и фильмов. Посещение концертов детских вокально-хоровых коллективов, творческие встречи с интересными людьми, экскурсии и выступления. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Итоговое занятие.
Практика: исполнение ранее изученных музыкальных произведений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Методы
«Музыкально-теоретический» метод – способствует развитию основной способности, необходимой для музыкальной деятельности – музыкальности.
«Интонационный метод» - следующий по значимости – активизирует слух, внимание, память воображение, представление и мышление.
«Метод вокально-хоровой драматургии» - связан с осмысленным интонированием музыкального и поэтического текстов, что способствует созданию художественного образа, выработке вокально-технических и художественно-исполнительских навыков.
«Метод сравнения» - направлен на развитие наблюдательности, фантазии, музыкальных представлений и ассоциаций творческого воображения и мышления.
«Метод опережения» - забегая вперед, а затем, возвращаясь назад к пройденному материалу, позволяет определить потенциальные возможности учащихся в достижении желаемого результата.
Тренинги для приобретения технических вокально-хоровых навыков. Дыхательные упражнения для охраны и становления голосового аппарата.
Психологические тренинги позволяющие снимать психологическое напряжение, связанное со стрессами в момент концертных выступлений.
Все методы направлены на приобретение творческой свободы и творческой реализации участников хора.
Методические рекомендации для хормейстеров
Б.П. Хавторина
Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.
Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале.
При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение или несложное упражнение. На них определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков.
На первом этапе можно ограничиться только общим знакомством с поступающим, предложив ему начать посещать занятия хора, а через три-четыре недели провести более тщательное знакомство с вокально-музыкальными данными и только после этого окончательно высказать мнение о его пригодности для участия в хоре.
Педагог имеет чёткое представление, с чем и кем ему придется работать, что понимается под развитием детского голоса, чем чреваты перегрузки или незнание физиологии человека.
Прежде чем начать практические занятия по хору, целесообразно провести с начинающими участниками хора беседу, познакомить их со строением голосового аппарата, его специфическими особенностями, механикой певческого процесса.
Воспитанники должны не просто получать информацию об анатомии голосового аппарата, но и практически применять знания о гигиене голоса, бережно относиться к своему певческому инструменту. Занятия хора следует проводить в помещении с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией.
Первое занятие следует строить, опираясь лишь на специальные вокальные упражнения и попевки и не спешить приступать к разучиванию намеченного репертуара, поскольку у начинающего хориста еще не выработаны элементарные вокально-технические навыки.
При формировании партий в хоре нужно стремиться к примерно равному укреплению их детьми с хорошо развитым звуковысотным слухом и голосовыми данными. Постоянной заботой руководителя является укрепление и пополнение «ядра» хоровой партии. Рассаживать участников хора надо так, чтобы «ядро» не потеряло своего ведущего и организующего значения, а более слабо подготовленные могли опираться на сильных певцов.
Другой важный момент – изменение состояния голосового аппарата, в периоды предмутационный, мутации, постмутационный. У каждого хориста они проходят различно.
Желательно иметь вспомогательные помещения для одновременных занятий по партиям и хоровым группам.
При планировании работы с хором, в первую очередь, необходимо учитывать возраст детей, так как физиологическое развитие детей и подростков требует дифференцированного подхода. Запрещены различные перегрузки голосового аппарата из-за слабости вокальных и дыхательных мышц в подготовительном и младшем звене хорового коллектива.