Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Термины для подготовки к коллоквиуму



2. Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в социально-дифференцированном обществе, имеющая специальный аппарат принуждения, издающая законы, собирающая налоги.

3. Государственный аппарат – это система органов, при помощи которых государство практически осуществляет свои задачи и функции.

4. Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

5. Форма государства – это способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления. Складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного (территориального) устройства и политического режима.

6. Форма правления – порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. Для современных государств характерны две формы правления: монархия и республика. Республики подразделяются на парламентские и президентские. В основе разграничения республик – вопрос о том, кто формирует правительство и перед кем оно отчетно.

7. Форма государственного (территориального) устройства – способ территориальной организации государственной власти, способ взаимодействия между частями государства и государством в целом. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные государства, федерации и конфедерации.

8. Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

9. Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующих систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

10. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

11. Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, являющихся регулятором общественных отношений.

12. Функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права.

13. Принципы права – это исходные основные начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальное назначение права.

14. Источник (форма выражения) права – способ закрепления и выражения правовых норм.

15. Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся в результате многократного повторения общее правило поведения, обеспечиваемое силой государственного принуждения.

16. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным при разрешении аналогичных дел.

17. Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов права, содержащее юридические нормы.

18. Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

19. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов общественных отношений, установленное (санкционированное) и охраняемое государством.

20. Гипотеза– элемент правовой нормы, указывающий на условия, при наступлении (ненаступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание.

21. Диспозиция– элемент правовой нормы, который непосредственно закрепляет субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений.

22. Санкция – элемент правовой нормы, который закрепляет неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения диспозиции правовой нормы.

23. Правотворчество – это деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

24. Субъекты правотворчества – это органы государства, местного самоуправления, должностные лица, общественные организации и народ в целом, которые уполномочены издавать, перерабатывать и отменять правовые нормы.

25. Акт правотворчества – это изданный в установленном порядке уполномоченным на то субъектом нормативно-правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.

26. Закон – это акт правотворчества, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

27. Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

28. Обратная сила закона – применение закона к фактам и отношениям, возникшим до вступления его в силу.

29. Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.

30. Систематизация законодательства – деятельность компетентных субъектов по упорядочиванию действующего законодательства в целях удобства пользования им на практике.

31. Кодификация– форма систематизации, направленная на коренную как внешнюю, так и внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта.

32. Инкорпорация– форма систематизации, состоящая в объединении нормативных актов в сборник без изменения их содержания.

33. Отрасль права – наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, подотраслей и институтов, регулирующая качественно однородные группы общественных отношений.

34. Институт права – совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование общественных отношений одного вида.

35. Предмет правового регулирования – относительно обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых правом.

36. Метод правового регулирования – совокупность средств, способов и приемов правового регулирования общественных отношений.

37. Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью источников права, основных правовых понятий, способов и методов юридической деятельности.

38. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.

39. Объект правоотношения – материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан, организаций и по поводу которых субъекты права вступают в правоотношение, осуществляют права и обязанности.

40. Субъекты правоотношения – лица, обладающие правосубъектностью, реализующие в рамках правоотношения субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.

41. Правоспособность– закрепленная за субъектом права способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности.

42. Дееспособность– закрепленная за субъектом права способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

43. Деликтоспособность– способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

44. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения.

45. Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения субъекта правоотношения.

46. Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

47. Механизм правового регулирования – взятая в единстве система правовых средств воздействия на общественные отношения.

48. Реализация норм права – претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений. Формами такой реализации являются соблюдение, исполнение, использование и применение права.

49. Применение права – это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию норм права.

50. Акт применения права – официальный правовой документ, содержащий индивидуально-властное предписание компетентного органа, который выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечивается принудительной силой государства.

51. Аналогия закона – применение при пробеле в праве к общественным отношениям норм, регулирующих сходные отношения.

52. Аналогия права – принятие при пробеле в праве решения по делу, исходя из общих начал и смысла законодательства (принципов права).

53. Законность (правовая) – принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.

54. Правопорядок – сложившаяся в результате осуществления законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Составная часть общественного порядка.

55. Правонарушение– виновное противоправное общественно вредное деяние, совершенное дееспособным лицом, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

56. Состав правонарушения – совокупность установленных законом признаков общественно вредного деяния, необходимых для возложения юридической ответственности.

57. Объект правонарушения – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

58. Объективная сторона – выражение правонарушения вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправное деяние, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

59. Субъект правонарушения – физическое или юридическое (организация) лицо, совершившее правонарушение.

60. Субъективная сторона – психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя. Характеризуется виной в форме умысла или неосторожности, целью и мотивом.

61. Юридическая ответственность – обязанность лица претерпеть определенные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы, осуществляемые посредством государственного принуждения, выражающиеся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.