2. Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в социально-дифференцированном обществе, имеющая специальный аппарат принуждения, издающая законы, собирающая налоги.
3. Государственный аппарат – это система органов, при помощи которых государство практически осуществляет свои задачи и функции.
4. Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
5. Форма государства – это способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления. Складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного (территориального) устройства и политического режима.
6. Форма правления – порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. Для современных государств характерны две формы правления: монархия и республика. Республики подразделяются на парламентские и президентские. В основе разграничения республик – вопрос о том, кто формирует правительство и перед кем оно отчетно.
7. Форма государственного (территориального) устройства – способ территориальной организации государственной власти, способ взаимодействия между частями государства и государством в целом. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные государства, федерации и конфедерации.
8. Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти.
9. Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующих систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.
10. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
11. Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, являющихся регулятором общественных отношений.
12. Функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права.
13. Принципы права – это исходные основные начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальное назначение права.
14. Источник (форма выражения) права – способ закрепления и выражения правовых норм.
15. Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся в результате многократного повторения общее правило поведения, обеспечиваемое силой государственного принуждения.
16. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным при разрешении аналогичных дел.
17. Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов права, содержащее юридические нормы.
18. Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.
19. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов общественных отношений, установленное (санкционированное) и охраняемое государством.
20. Гипотеза– элемент правовой нормы, указывающий на условия, при наступлении (ненаступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание.
21. Диспозиция– элемент правовой нормы, который непосредственно закрепляет субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений.
22. Санкция – элемент правовой нормы, который закрепляет неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения диспозиции правовой нормы.
23. Правотворчество – это деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
24. Субъекты правотворчества – это органы государства, местного самоуправления, должностные лица, общественные организации и народ в целом, которые уполномочены издавать, перерабатывать и отменять правовые нормы.
25. Акт правотворчества – это изданный в установленном порядке уполномоченным на то субъектом нормативно-правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
26. Закон – это акт правотворчества, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
27. Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.
28. Обратная сила закона – применение закона к фактам и отношениям, возникшим до вступления его в силу.
29. Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.
30. Систематизация законодательства – деятельность компетентных субъектов по упорядочиванию действующего законодательства в целях удобства пользования им на практике.
31. Кодификация– форма систематизации, направленная на коренную как внешнюю, так и внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта.
32. Инкорпорация– форма систематизации, состоящая в объединении нормативных актов в сборник без изменения их содержания.
33. Отрасль права – наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, подотраслей и институтов, регулирующая качественно однородные группы общественных отношений.
34. Институт права – совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование общественных отношений одного вида.
35. Предмет правового регулирования – относительно обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых правом.
36. Метод правового регулирования – совокупность средств, способов и приемов правового регулирования общественных отношений.
37. Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью источников права, основных правовых понятий, способов и методов юридической деятельности.
38. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.
39. Объект правоотношения – материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан, организаций и по поводу которых субъекты права вступают в правоотношение, осуществляют права и обязанности.
40. Субъекты правоотношения – лица, обладающие правосубъектностью, реализующие в рамках правоотношения субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.
41. Правоспособность– закрепленная за субъектом права способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности.
42. Дееспособность– закрепленная за субъектом права способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.
43. Деликтоспособность– способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
44. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения.
45. Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения субъекта правоотношения.
46. Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
47. Механизм правового регулирования – взятая в единстве система правовых средств воздействия на общественные отношения.
48. Реализация норм права – претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений. Формами такой реализации являются соблюдение, исполнение, использование и применение права.
49. Применение права – это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию норм права.
50. Акт применения права – официальный правовой документ, содержащий индивидуально-властное предписание компетентного органа, который выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечивается принудительной силой государства.
51. Аналогия закона – применение при пробеле в праве к общественным отношениям норм, регулирующих сходные отношения.
52. Аналогия права – принятие при пробеле в праве решения по делу, исходя из общих начал и смысла законодательства (принципов права).
53. Законность (правовая) – принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.
54. Правопорядок – сложившаяся в результате осуществления законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Составная часть общественного порядка.
55. Правонарушение– виновное противоправное общественно вредное деяние, совершенное дееспособным лицом, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
56. Состав правонарушения – совокупность установленных законом признаков общественно вредного деяния, необходимых для возложения юридической ответственности.
57. Объект правонарушения – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.
58. Объективная сторона – выражение правонарушения вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправное деяние, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
60. Субъективная сторона – психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя. Характеризуется виной в форме умысла или неосторожности, целью и мотивом.
61. Юридическая ответственность – обязанность лица претерпеть определенные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы, осуществляемые посредством государственного принуждения, выражающиеся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.