1. Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «правосознание», «правовая идеология», «правовая психология», «правовая культуры», «правовое воспитание», «правовой нигилизм», «правовой идеализм».
Тема 15. Правовое регулирование и его механизм
1. Схематично изобразите как соотносятся понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие».
Комплект задач кейс-метод / описание ситуации
Модуль 1. Основы теории государства и права
Тема 3. Понятие государства
1. Между студентами Ивановым и Петровым возник спор: что такое государство? Иванов утверждал: «Это географическое образование». Петров доказывал: «Это организация политической власти». Кто из них прав?
2. При определении признаков государства студент Наумов указал публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Жаров к ним отнес налоги, население, право. Назовите признаки государства.
Тема 3. Понятие государства
1. Определите к какому виду источников права относится отрывок:
«В 1875г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующим образом: действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, приобретаемой одной стороной, или в некотором воздержании, ущербе, убытке или ответственности, претерпеваемой или принимаемой на себя другой стороной.
Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредиторам или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было».
2. Определите к какому виду источников права относится отрывок:
«В Западной Европе XI-XII вв. после заключения брака муж должен был давать жене так называемый «утренний дар» - своеобразную плату за подчинение власти мужа. За это он получал право наказывать жену, прогонять ее, а также получать плату за убийство или обиду жены.
1. Проанализируйте конкретную жизненную ситуацию, требующую применения права и определите стадии применения права.
Тема 13. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
1. Какие из перечисленных правонарушений могут повлечь уголовную ответственность?
а) Воспрепятствование законной деятельности профессиональных союзов и их органов.
б) Неоднократные прогулы без уважительных причин.
в) Незаконные увольнения трудящихся с работы из личных побуждений.
г) Отказ в приеме на работу или увольнение с работы беременной женщины или кормящей матери.
д) Грубое нарушение должностным лицом правил охраны труда.
2. Определите, являются ли правонарушениями следующие поступки студентов?
а) Невыполнение учебных заданий преподавателя.
б) Пропуски семинарских занятий без уважительных причин.
в) Неудовлетворительный ответ на экзамене.
3. Если такие поступки (или какой-либо из них) являются правонарушениями, то к какому виду они принадлежат? Раскройте их объективную и субъективную стороны. Проанализируйте причины таких правонарушений отдельных студентов Вашего курса и предложите пути их устранения.
Комплект задач для электронного практикума
Модуль 2. КП, АП, ГП, УП, СП, ТП
Тема 1. Основы конституционного строя Российской Федерации
Задача 1.
Прежним Уголовным кодексом Российской Федерации была предусмотрена более строгая уголовная ответственность за хищение государственной, чем за хищение личной собственности. Какой из основ конституционного строя России противоречил в данном случае Уголовный кодекс?
Задача 2.
Житель г. Троицка Кочедыков, пройдя призывную комиссию, заявил о своих пацифистских убеждениях. Тем не менее, ему была выдана повестка о призыве на действительную военную службу. Кочедыков обратился в суд с жалобой на неправомерное решение военкомата. На основании каких статей Конституции РФ суд может вынести решение о правомерности требования Кочедыкова о направлении его на альтернативную гражданскую службу?