Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема познаваемости мира. Классическая концепция истины и ее альтернативы.



Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. В своей классической фор­ме вопрос об истине, по существу, артикулировал фундаменталь­ную эпистемологическую проблему о соотношении мышления и бытия, сознания и объективного мира. Уже в философии Аристоте­ля была предпринята попытка специального анализа проблемы ис­тины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употреб­ляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному поло­жению вещей. Эту мысль античный философ выразил предельно четко и точно: «... истину говорит тот, кто считает разъединенное - разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто дума­ет обратно тому, как дело обстоит с вещами». Именно этот аспект эпистемологического отношения между знанием и действительностью был положен в основание класси­ческой концепции истины, согласно которой она интерпретирова­лась как соответствие знаний познаваемой действительности. Впоследствии британским философом XX в. Дж. Муром эта кон­цепция истины была названа корреспондентской теорией исти­ны. Возникнув в античный период, классическая концепция ис­тины стала доминирующей в теории познания. Это обстоятельс­тво связано с тем, что она наиболее полно соответствовала природе и целям не только обыденного, но и специализированно­го научного и философского познания. Центральными понятиями классической концепции истины являются: соответствие и действительность. Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное вос­произведение в идеально знаковой форме. Понятие действитель­ности трактовалось не только как характеристика того, что явля­ется элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует.

Основные постулаты или принципы классической концепции были непосредственным образом связаны с основоположениями эпистемологического реализма и исходили из допущения о су­ществовании объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие: а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания; б) существует принципиальная возможность установить од­нозначное соответствие между знанием и действительностью; в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позво­ляющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью; г) классическая концепция истины претендует на статус логи­чески непротиворечивой системы знания. В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных про­блем, в результате осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты подверглись критическому анализу и переосмысле­нию. К числу этих проблем необходимо отнести следующие воп­росы и гносеологические затруднения: а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации; б) проблему характера соответствия знания действительности; в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о крите­рии истины; г) проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины. Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной «наивной» форме и сти­мулировали развитие теории познания в двух направлениях. Первое из них было связано с попытками усовершенствовать и развить классическую теорию истины, предложив различные версии решения ее проблем. В рамках этого направления была обоснована диалектико-материалистическая концепция исти­ны, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к ис­тине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Программа усовершенствования и рационализации класси­ческой концепции истины была также предложена в семантичес­кой теории истины А. Тарского. Он предложил устранить логи­ческие противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и мета­язык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий истин­ного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка. В рамках второго направления критики классической концеп­ции истины были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным из них относятся: Когерентная (лат. cohaerentia - связь, сцепление^ концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и другие). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и ло­гической непротиворечивости знаний. Прагматическая (греч. pragma - дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен и другие). В соответ­ствии с принципами прагматизма истина понимается как полез­ность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем. Конвенционалистская (лат. conventio - соглашение^ концеп­ция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и другие). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглаше­ния внутри научного сообщества, определяемого свободным выбо­ром понятийного и логического аппарата теории. В современной философии проблема истины все более ощути­мо лишается своего объективно-онтологического статуса и рас­сматривается в контексте интерпретации ценностных и субъек­тивно-личностных измерений сознания. В герменевтической традиции и аналитической философии доминируют формы лин­гвистического анализа истинности высказываний как конститу­тивных элементов языка науки. Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полу­ченных в формах обыденного познания. Научная истина - это та­кое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности. Важно подчеркнуть, что истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знания. Вместе с тем научная истина, особенно в социально-гуманитарном познании, должна рассматриваться и исследоваться в контексте до­минирующих социальных ценностей и универсалий культуры.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.