Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.
Мораль – это система норм поведения людей, принятых в обществе.Мораль возникла как противовес врождённым эгоистичным и агрессивным инстинктам человека, и основное её предназначение – облегчить совместную жизнь людям. Она ориентирует людей на принятие во внимание не только своих интересов, но и интересов окружающих, учит их согласовывать.
Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что уже у животных есть не только личный, но и видовой инстинкт самосохранения, который обусловливает взаимопомощь, сотрудничество и даже самопожертвование ради других. На базе этого социального инстинкта у людей постепенно складывались нормы поведения в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи, неподчинение вождю во время охоты и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». Посредством талиона следили за тем, чтобы месть, считавшаяся обязательной, не превосходила нанесённого ущерба. В аграрных цивилизациях в середине I тысячелетия до н.э. появляется «золотое правило нравственности».
Религиозная концепция происхождения морали утверждает, что её нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. Моральные ценности и нормы имеют свою специфику в локальных культурах. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание и сосуществование представителей разных культур.
Мораль изучает такая философская наука как этика.Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.
Религия – это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное.
По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. Верующиесчитают, что религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом.
Неверующие считают, что религия является фантастическим отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.
Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Она выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию. Религия предлагает человеку определенную картину мира, комплекс ценностей, идеалов и норм, благодаря которым он обретает смысл своей жизни, выводящий его за пределы обыденного приобретения и потребления материальных благ, ориентирующий на духовное развитие. Во-вторых, религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни. Она дает утешение в горе, надежду на чудо, силы преодолевать жизненные невзгоды.В-третьих, религия выступает как духовная сила, способствующая укреплению порядка и стабильности в обществе.Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.
Вместе с тем, религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими формами культуры и духовным развитием людей ограничивает свободу художественного и научного творчества. Религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.