Потребность в информации и познании __________________________________
Фрагмент листа сестринской оценки
По МОДЕЛИ Н. РОУПЕР
Способность пациента поддерживать свою безопасность
Наличие проблемы:
Температура тела
Наличие проблемы:
Общение
Наличие проблемы
Двигательная активность
Наличие проблемы:
Дыхание
Наличие проблемы:
Работа, досуг
Наличие проблемы:
Питание и питье
Наличие проблемы:
Сексуальность
Наличие проблемы:
Выведение
Наличие проблемы:
Сон
Наличие проблемы:
Личная гигиена и опрятность в
одежде
Наличие проблемы:
Умирание
Фрагмент листа сестринской оценки
По МОДЕЛИ Д. ОРЭМ
Дыхание
Наличие проблемы:
Питье
Наличие проблемы:
Питание
Наличие проблемы:
Выделение
Наличие проблемы:
Активность/отдых
Наличие проблемы:
Время в одиночестве, сбалансированное со временем, проведенным в
обществе других людей
Наличие проблемы:
Способность уберечь себя от опасности
Наличие проблемы:
Желание быть «нормальным»
Наличие проблемы:
Проблема (греч.) – задача, осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия в данной ситуации, средствами личного знания и опыта.
Второй этап – диагностирование, или определение проблем пациента. Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973г. в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименования, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др. 1986г. 1-ая классификация сестринских диагнозов.
Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры.
Сестринский диагноз
Врачебный диагноз
1) Симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента
Нозологический диагноз
2) Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Установление психологического контакта с пациентом, взгляды самой медицинской сестры влияют на диагностику и анализ получаемой информации. При проведении беседы следует принимать пациента и его проблему такими, какие они есть, избегать оценки состояния, гарантировать конфиденциальность полученной информации.
Субъективные методы, объективные методы (лаб., инструмент и т.п.). Более широкий спектр методов диагностики.
3) Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Предметами при выставлении сестринского диагноза могут быть:
· потребности пациента (степень нуждаемости в помощи медсестры);
· проблемы (трудности), с которыми сталкивается пациент;
· состояние здоровья пациента, понимаемое как единое целое физического, психического и социального благополучия.
Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией.
Нацелен на лечение
4) Описывает внешние проявления возникновения патологического процесса (одышка при воспалении легких и т.п.)
Выявляет конкретное заболевание, сущность патологического процесса
5) В его основе представления самого пациента о состоянии здоровья, ощущения и жалобы, т.е. нарушение удовлетворения основных человеческих потребностей как результат нарушения функций
В его основе патофизиологические и патологические изменения, нарушение функций различных органов и систем, их причины
6) Изменчив
Не изменчив
7) Формируется в терминах сестринской компетенции
Формируется в терминах врачебной компетенции
Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию на то, что с ним происходит. Реакция может быть обусловлена не только заболеванием, но и окружающей средой, лекарственной терапией, условиями пребывания в стационаре или медицинском учреждении, личными обстоятельствами.
1. Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.
· отсутствие помощи семьи при заболевании одного из ее членов;
· дефицит внимания к будущему ребенку;
· конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
· страх смерти;
· чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;
· чувство ложного стыда.
Социальные сестринские проблемы:
· социальная изоляция;
· беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.
2.Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:
1) настоящие (то, что есть сейчас), например одышка, отеки, дефицит досуга;
2) потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено организацией качественного сестринского ухода).
При этом дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние. К действительным проблемам можно отнести невозможность осуществления самоухода: одевания, умывания; потенциальные – может предвидеть сестра или сам пациент.
Пример потенциальных сестринских проблем:
F риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;
F риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле;
F риск падений и травм у пациента с головокружением;
F риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;
F риск суицидальной попытки (самоубийства).
Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и в пределах своей сестринской компетенции постараться ему помочь. Обдумав ситуацию «что я могу сделать для облегчения состояния этого больного», медсестра записывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента, затем устанавливает приоритеты.
Приоритеты –это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, их не должно быть много (не более 2-3). Они необходимы для установления очередности сестринских вмешательств, рационального распределения времени и сил медсестры. Приоритетными могут быть настоящие и потенциальные сестринские проблемы.
Критерии выбора приоритетов:
1) все неотложные состояния (например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения);
2) наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас (например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будут являться приоритетной сестринской проблемой);
3) проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента (например, риск развития пролежней у неподвижного пациента);
4) проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем (например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента).