Существуют различные гипотезы на этот счет. Они связаны с общими представлениями о направленности социально-исторического развития. Так, например, ранее были выдвинуты теории циклического и регрессивного развития. Тем не менее, человеческая история не дает пока возможности сделать какие-либо однозначные выводы относительно ее смысла и направленности. Поэтому и в области этического знания не может быть единства мнений.
Морально-нравственный оптимизм – такой тип мировоззрения и мироотношения, в основе которого лежит вера в лучшее будущее, вера в прогресс. Плюс оптимизма – активизация всех жизненных сил. Минус – гипертрофированный оптимизм, который опасен утопизмом, иллюзиями и самообманом.
Морально-нравственный пессимизм – специфическое мировоззрение, в основе которого лежит скептицизм и нигилизм. Характерны: отсутствие веры в лучшее будущее, чаще всего убежденность в регрессе. Плюс – «подвергай все сомнению», это лозунг скептиков, нельзя принимать все на веру, он и есть противоядие от чрезмерного оптимизма. Минус – пассивная жизненная позиция, обесценивание веры в лучшее будущее.
Но развиваются ли мораль и нравственность? И в каком направлении? Становится ли они в ходе человеческой истории более совершенными?
1. Традиционализм – одно из идейных течений ХХ века (Р. Генон). Характерна установка: нравственность может исправляться только радикально.
2. Холизм (Я. Смэтс). Характерно утверждение: нравственность меняется посредством изменения установок сознания.
Мораль и нравственность исторически изменяются и развиваются. Но стала ли мораль лучше? К сожалению, нет.
Сущность морали.
Сущность – это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов.
Мы можем выделить пять сущностных признаков морали:
1.Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.
2.Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.
3.Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.
4.Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.
5.Определенное место морали в системе социальной регуляции.
Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?
Соотношение политики, права и морали как видов социальной регуляции.
Виды регуляции/критерии сравнения
политика
право
мораль
1.Цель регуляции
А.
очевидная цель политики – власть и властвование. Сущность любой власти- это преобладание над другими, первенство, главенство.
А.
защита собственности и собственника. Право возникает вместе с государством, исторически менялись виды и формы собственности, но цель права всегда сохранялась.
А.
разрешение универсальных противоречий социальной и индивидуальной жизни: социальное и индивидуальное (приоритет социального), должное и сущее (ориентация на должное), добро и зло (главенство добра).
Б. удовлетворение потребностей и интересов различных социальных классов, групп, слоев. Власть нередко становится средством в достижении этой цели.
Б. защита общественного порядка. Защита индивида от социального и индивидуального произвола
Б. Вторая цель морали – быть хранительницей общности. Это основная цель морали.
2. Способы регуляции:
А. духовный способ регуляции.
Б. материально- экономический.
В.физически-насильственный.
Политика опирается на все возможные способы:А Политическое просвещение, агитация, дипломатическая работа.
Б. Экономическая помощь или экономические блокады
В. Теракты, физическое устранение политических лидеров, революции, весь арсенал войн: гражданские, антиколониальные, мировые.
Право опирается на все возможные способы:
А. правовое просвещение, правовое воспитание, духовные санкции права, например, условная мера наказания, отсрочка исполнения приговора, суд присяжных заседателей.
Б. Штрафы, лишение имущества.
В. Однако, активнее всего, право опирается на последний способ: лишение свободы, смертная казнь.
Мораль опирается только на духовный способ регуляции: на добрый разум, добрые чувства, добрую волю человека. Она апеллирует к социальному чувству и социальной сознательности. Она есть самый совершенный вид социальной регуляции, потому что не использует ни материальные и физические способы регуляции. Мораль нередко превращается в самый бессильный способ регуляции, а значит, в самый несовершенный.
Таким образом, мораль является, прежде всего, видом социальной регуляции. Трагическое противоречие морали состоит в том, что она, по сути своей, самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке. В действительности, мораль оказывается самым нарушаемым видом регуляции, а значит, несовершенным.
Специфика морали.
Специфика – это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики – объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень – субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта – носителя морали).
Объектная специфика морали включает четыре признака:
1.Историческая долговечность морали – мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.
2.Всеобъемлемость – ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное-индивидуальное, должное – сущее, добро-зло.
3.Деятельностная необособленность морали – мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т.д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.
4.Неинституциональность и всеинституциональность морали – у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.
Субъектная специфика морали.
Признаки:
1.Моральная сознательность – правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание – зеркальное отражение реальности. Сознательность - ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.
2.Добровольность. Воля - это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной.
Качества, благодаря которым мы можем проявлять свободную волю, это:
1.Моральная привычка – автоматизм следования долгу, не требующий длительных раздумий, длительного принятия решения, волевого усилия для совершения поступка.
2.Морально-нравственная потребность, которая управляет добрыми поступками, совершаемыми не по долгу, не по обязанности, а в силу естественной необходимости, в силу того, что иначе человек поступать не может( он не просто привычно честен, он не может солгать).
3.Бескорыстие – специфический моральный мотив (это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «ради чего?» человек поступает так, а не иначе, это – неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность поступка).
Три признака бескорыстия:
1.Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода – это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать – хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать).
2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро.
3.Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей.
Структура морали.
Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.
В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:
1.Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.
2.Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.
3.Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.
4.Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.
Моральное сознание – это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.
2.Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика – это вторичная рефлексия морального сознания.
3.Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания.)
Отношение. (Сознание - отношение). Чувственно – эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк: от ситуативных эмоциональных реакций до великих гражданских скорбей и радостей. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Он выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.
Управление деятельностью. (Сознание – управление.). Волевая сфера.
Управление складывается из трех подфункций:
•Планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Мотив – оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив – бескорыстие.
•Прогноз результата – перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности.
•Контролирование – установление соответствия цели и результатов, моральная оценка деятельности.
Моральная оценка.
Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.
3.Явления природы через призму блага для человека и общества.
4.Хронос: прошлое, настоящее и будущее.
Субъект моральной оценки:
Субъект моральной оценки – её носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.
Критерии моральной оценки.
1.Конкретно – исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;
2.Универсальный критерий – гуманизм.
Виды моральной оценки поступков.
Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Поступок – действие, имеющее отношение к благу людей.