Природа морали: происхождение, сущность, специфика, основные функции.
Сделано по официальным лекциям Эйнгорн. Не смотрите на размер: вопрос большой и много схем, которые съедают половину размера.
Основные концепции происхождения морали.
В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
Религиозный подход. Источником морали, моральных идеалов и принципов является Абсолют. Бог оказывается той необходимой инстанцией, которая придает морали ее всеобщий абсолютный характер. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам. Божественное происхождение нравственных норм подчеркивает, что человек не может следовать морали без веры в Бога.
Натуралистический подход. Источником морали является или природа в целом, или природа человека в отдельности. В Новое время представления о природе человека расходятся. Так. Т. Гоббс видит в естественной природе человека только зло, которое следует обуздать общественным договором и законами. Ж.-Ж. Руссо, напротив, считал, что именно в человеческой природе заключается залог нравственного поведения.
Эволюционный подход. Появился после создания Ч. Дарвиным теории эволюционного развития человека и природы в их органической взаимосвязи. В природе путем естественного отбора, происходит становление человека, обладающего биологически и нравственно полезными свойствами. Он передает свои навыки другим поколениям. Дарвин объяснял происхождение морали из чувств общительности, которые существуют уже у низших животных. Инстинкт общительности – чувство, которое доставляет удовольствие от пребывания в обществе себе подобных индивидов испытываемые сочувствие и симпатия к ним. Сочувствие – чувство товарищества и взаимного испытания одинаковых впечатлений. Особая роль в рамках эволюционной концепции происхождения морали отводилась альтруизму, то есть, самоотверженному поведению, направленному на благополучие других людей.
Социально-исторический подход. Источник морали – отношения между людьми в обществе. Мораль – продукт исторического развития. Она призвана регулировать общественные отношения и поведение людей в процессе их коллективной жизнедеятельности в условиях постоянного усложнения общественной жизни. (К. Маркс. Ф. Энгельс, А.А. Гусейнов. Р. Апресян и др.)
Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
Когда возникает мораль?
Первая версия. Мораль возникает в период первобытного стада. Появление такой теории было вызвано тем, что были открыты захоронения первобытных людей. Но позже было установлено, что захоронение умерших было связано с соображениями безопасности.
Вторая версия: мораль возникает в период верхнего палеолита (40 – 30 тыс. лет назад). Период сформировавшегося типа «HS». Этот период характеризуется появлением у человека самосознания.
В ответ на какую объективную необходимость возникает мораль? Мораль возникает в ответ на объективную необходимость сохранения первых исторических общностей.
Как шел процесс становления морали?
Талион – lex talionis – это форма социальной регламентации, соответствующая довольно ранней стадии развития человеческих сообществ. Происходит слово «талион» от лат. Talio – возмездие, равное преступлению. Талион является ограничителем кровной мести по принципу: возмездие должно строго соответствовать нанесенному ущербу. Он основан на принципе равного воздаяния и коллективной ответственности. Есть и положительное действие - благодарность: «Плати добром за добро, обидой за обиду». Благодарность восходит к древнейшим ритуалам обмена дарами.
Талион основан на гетерономии воли (это воля внешняя и чужая), поступки других стали причиной действий своих. Из талиона вырастали два специфических вида социальной регуляции: мораль и право. Талион дает лишь одну степень свободы выбора – поступить так, как поступили другие, не превышая степень ущерба. В основе морали - автономия воли, это - внутренняя воля, воля свободная.
Талион трансформируются в моральный способ регуляции, он превращается в «золотое правило».
Стоит учитывать, что появилось правило к I тысячелетию до н.э., понятие же было введено в XVIII веке. Первые упоминания «золотого правила» есть в индийских рукописях Махабхарата. В древнем Китае в трудах Конфуция так же можно найти интересные замечания – в произведении Лунь Юй, на вопрос ученика «есть ли какое-нибудь правило, которому можно следовать всю жизнь?», ответ: «не делай другим того, чего себе не желаешь». Это подразумевает взаимность. В «Одиссее» Гомера, «Истории» Геродота, в Библии мы встречаем подобные формулировки. В Евангелии от Луки и от Матфея, присутствует «золотое правило». В Евангелии от Матфея говорится: «итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки…».
В этике средневековья к этому правилу обращается Августин, и именно он характеризует его как естественный закон нравственности, как естественный закон любви (но любовь эта к Богу). Традицию бережного отношения к «золотому правилу» прерывает И. Кант. Он не считает его всеобщим законом. Так как оно не содержит в себе оснований долга и является правилом единичного поступка. Однако исследователи считают, что между «категорическим императивом» и «золотым правилом» очень много общего.
«Золотое правило» является конструктивным отрицанием талиона. Оно соединяет своих и чужих, и чужие становятся просто другими. При этом «золотое правило» есть не просто обычай, каким был талион, а представляет собой мыслимую форму поступка. Следуя этому правилу, человек вырабатывает форму отношения к другим, через отношение к себе: «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой другие». В нем сливается мыслимая и практическая установка. «Золотое правило» соединяет произвольность морального требования с обще значимостью. В праве талион трансформируется в принцип воздающей справедливости, которая характеризуется беспристрастностью и равным воздаянием.