Историческая эволюция морали включает три стадии (теория универсального эволюционизма): первая стадия – мораль традиционного общества; вторая стадия – рациональная мораль индустриального общества; третья стадия – мораль постиндустриального общества. На первой этой стадии начинается долгий процесс превращения нравов первобытности в собственно моральный феномен.
Мораль традиционного общества.Для морали традиционного общества характерно:
1. Строгая нормативность, которая предписывалась различными законами, это была не юридическая, а именно моральная нормативность. К таким древнейшим сводам законов можно отнести законы Ману. Это древнеиндийский сборник законов и предписаний I в до н.э. Основное понятие – дхарма. Перевести это слово довольно сложно, у него нет аналогов в других языках. Можно дать только смысловую интерпретацию: дхарма – это универсальный порядок в природе и обществе, это религиозный принцип, это доктрина, и истина, и мораль, и долг, и добродетель, и польза, и обычай. У каждой касты свои правила сословного поведения. Внесословные личности считались порочными, аморальными. Это были нечистые по происхождению и по крови личности. Идеал – аскет. Считалось, что аскеза очищает человека от грехов. Пороками в рамках указанной традиции считаются: алчность, ложь, супружеская неверность, присвоение чужого, убийство.
2. Следующим примером могут служить законы Моисея, пророка иудеев. Они представлены в Торе. Бог Ветхого Завета не предстает милостивым и всепрощающим, он – грозный судья, требующий фанатичного поклонения. Ветхозаветная мораль не отрицает корысти, грабежа, нужно радоваться богатой добыче, добытой любыми путями. Ценности – богатство, здоровье и продолжение рода.
3. Новый завет. Нагорная проповедь. Заповеди всепрощающей любви и милосердия.
Также необходимо сказать о морали полисных отношений. Основой античной цивилизации был институт рабства. Для морали эпохи античности очень важны ценности государственные. И Платон, и Аристотель провозглашали высшим благом – благо государства. Например, законы Солона, в которых утверждается превосходство права над моралью. «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это высказывание приписывается Аристотелю, и оно наиболее ярко выражает дух морали этого общества. Житель полиса – это свободный, обладающий имуществом, не одобряющий обмана и насилия, чуждый предрассудкам, отстаивающий свои права по закону.
Согласно римскому праву, гражданин – это доблестный муж: домовладелец, жрец семейного культа, земельный собственник, храбрый солдат, активный гражданин. Все ориентируются на его деятельность, именно отец семейства является в Риме юридически полноправным лицом.
В эпоху поздней античности появляется новый идеал человека, как «раба божьего». Он становится нравственно совершенной личностью, только такая личность может быть наследницей вечной жизни.
Военно-рыцарские ордена – это монашеские ордена, их покровителем считается святой Бернард Клервосский, именно он написал устав тамплиеров и создал трактат «Во славу нового рыцарства». Он описывает основные черты феодальной рыцарской морали: 1.Бескорыстие и чистота помыслов, 2.Беззаветное служение интересам военной элиты, 3.Защита христианского мира, 4. Священная война с неверными, 5. Бесстрашие и защита вдов, сирот, слабых. Но постепенно рыцари из храбрых воинов превращаются в светский идеал куртуазности. Это требовало утонченности, благородства, которые контрастировали с жестокостью и грубостью военных нравов. Куртуазность возрождает идею античной калокогатии: «калос»- прекрасное, «агатос» - доброе. Постепенно рыцарская мораль трансформируется в кодекс благородных манер. Таким образом, мораль традиционного общества – это сословно- корпоративная мораль, то есть мораль неравенства: она закрепляла деление людей на высших – благородных и низших – нечестивых. Это мораль преимущественно религиозная, имеет ярко выраженный патриархальный характер. Высшей моральной ценностью, главным системообразующим принципом становится сословная честь.