Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические типы развития морали.



Историческая эволюция морали включает три стадии (теория универсального эволюционизма): первая стадия – мораль традиционного общества; вторая стадия – рациональная мораль индустриального общества; третья стадия – мораль постиндустриального общества. На первой этой стадии начинается долгий процесс превращения нравов первобытности в собственно моральный феномен.

Мораль традиционного общества.Для морали традиционного общества характерно:

1. Строгая нормативность, которая предписывалась различными законами, это была не юридическая, а именно моральная нормативность. К таким древнейшим сводам законов можно отнести законы Ману. Это древнеиндийский сборник законов и предписаний I в до н.э. Основное понятие – дхарма. Перевести это слово довольно сложно, у него нет аналогов в других языках. Можно дать только смысловую интерпретацию: дхарма – это универсальный порядок в природе и обществе, это религиозный принцип, это доктрина, и истина, и мораль, и долг, и добродетель, и польза, и обычай. У каждой касты свои правила сословного поведения. Внесословные личности считались порочными, аморальными. Это были нечистые по происхождению и по крови личности. Идеал – аскет. Считалось, что аскеза очищает человека от грехов. Пороками в рамках указанной традиции считаются: алчность, ложь, супружеская неверность, присвоение чужого, убийство.

2. Следующим примером могут служить законы Моисея, пророка иудеев. Они представлены в Торе. Бог Ветхого Завета не предстает милостивым и всепрощающим, он – грозный судья, требующий фанатичного поклонения. Ветхозаветная мораль не отрицает корысти, грабежа, нужно радоваться богатой добыче, добытой любыми путями. Ценности – богатство, здоровье и продолжение рода.

3. Новый завет. Нагорная проповедь. Заповеди всепрощающей любви и милосердия.

Также необходимо сказать о морали полисных отношений. Основой античной цивилизации был институт рабства. Для морали эпохи античности очень важны ценности государственные. И Платон, и Аристотель провозглашали высшим благом – благо государства. Например, законы Солона, в которых утверждается превосходство права над моралью. «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это высказывание приписывается Аристотелю, и оно наиболее ярко выражает дух морали этого общества. Житель полиса – это свободный, обладающий имуществом, не одобряющий обмана и насилия, чуждый предрассудкам, отстаивающий свои права по закону.

Согласно римскому праву, гражданин – это доблестный муж: домовладелец, жрец семейного культа, земельный собственник, храбрый солдат, активный гражданин. Все ориентируются на его деятельность, именно отец семейства является в Риме юридически полноправным лицом.

В эпоху поздней античности появляется новый идеал человека, как «раба божьего». Он становится нравственно совершенной личностью, только такая личность может быть наследницей вечной жизни.

Военно-рыцарские ордена – это монашеские ордена, их покровителем считается святой Бернард Клервосский, именно он написал устав тамплиеров и создал трактат «Во славу нового рыцарства». Он описывает основные черты феодальной рыцарской морали: 1.Бескорыстие и чистота помыслов, 2.Беззаветное служение интересам военной элиты, 3.Защита христианского мира, 4. Священная война с неверными, 5. Бесстрашие и защита вдов, сирот, слабых. Но постепенно рыцари из храбрых воинов превращаются в светский идеал куртуазности. Это требовало утонченности, благородства, которые контрастировали с жестокостью и грубостью военных нравов. Куртуазность возрождает идею античной калокогатии: «калос»- прекрасное, «агатос» - доброе. Постепенно рыцарская мораль трансформируется в кодекс благородных манер. Таким образом, мораль традиционного общества – это сословно- корпоративная мораль, то есть мораль неравенства: она закрепляла деление людей на высших – благородных и низших – нечестивых. Это мораль преимущественно религиозная, имеет ярко выраженный патриархальный характер. Высшей моральной ценностью, главным системообразующим принципом становится сословная честь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.