Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права включает в себя четыре компонента:
-отрасли;
-суботрасли (подотрасли);
-правовые институты;
-нормы права.
Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т. д.
Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.
-конституционное право
-административное
-гражданское
-финансовое
-земельное
-трудовое
-семейное
-уголовное
предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
Юридический нормативный акт
Нормативный правовой акт (НПА)— официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
- Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества).
- Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления
1. Законы:
-Федеральные конституционные законы.
-Кодексы и Федеральные законы.
2. Подзаконные правовые акты:
-Указы Президента России,
-Постановления Правительства России.
-Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств
Норма права
Норма права — это общеобязательное, формально определённое предписание, зафиксированное (закрепленное) государством, обеспеченное ресурсами и возможностями государственного аппарата, закрепляющее права, гарантии, обязанности и ответственность участников правоотношений и являющееся критерием субъективной оценки поведения субъекта, как правомерного, так и неправомерного. Норма права - это общеобязательное правило поведения,исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
СТРУКТУРА
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).
Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Виды правовых норм
Полные и логические – полная норма содержит все 3 структурных элемента – гипотезу, диспозицию и санкцию (напр., а. если ИП собирается осуществить деятельность, б. то необходимо встать на учет в налоговые органы, в. иначе грозит штраф). Логическая – норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.
Регулятивные и охранительные – регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей. Охранительные закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер.
Дозволяющие, обязывающие, запрещающие – дозволяющие представляют лицу правомочия использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому лицу определить – реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанности и запретов, - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, иначе право немедленно превращается в обязанность, т.е. в свою противоположность. Обязывающие – возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения. Запрещающие – устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. От участника правоотношений в данном случае ожидается пассивное поведение, т.е. отказ от активных действий.
Императивные и диспозитивные – императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношения самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила. Диспозитивные – действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения.
Материальные и процессуальные – материальные регулируют содержание правовых отношений – юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов. Процессуальные нормы устанавливают правовые формы различных видов деятельности – процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.
Общие, конкретные, специальные – общие устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений. Конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения. Специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.
Прямые, отсылочные и бланкетные – прямые непосредственно закрепляются в статье (пункте, параграфе, абзаце) источника права. Таким образом, термины «прямая» и «полная» норма являются тождественными. Отсылочные нормы ссылаются на иные нормы, содержащиеся в том же источнике права. Бланкетные нормы ссылаются на нормы, содержащиеся в иных источниках права.