На примере ванной комнаты рассмотрим возможность обеспечения комфорта в широком толковании этого понятия. Для этого, кроме решения утилитарных задач, необходим одновременно учет психофизиологических и психологических моментов для достижения чувства эмоционального удовольствия.
Ванная комната, как и спальня, предназначена для отдыха. В отличие от спальни — кратковременного — и именно поэтому требующего большей эффективности и интенсивности воздействия. Поэтому здесь более активно могут использоваться различные средства, стимулирующие первичные каналы чувственной информации (а значит и пути получения удовольствия):
• слух — музыка (или шумовые эффекты, имитирующие живую природу), льющаяся из упрятанных в изголовье ванн колонок или встроенных в душевые кабинки радио и магнитофонов, специальные акустические эффекты (и техническое обеспечение) для любителей петь в ванной;
• зрение — цветы, картины, арт-композиции, все большую роль (это уже результат прямой зависимости от структуры свободного времени) начинают играть телевизоры;
• тактильность (кожное чувство) — разнофактурные ткани халатов, полотенец, плетеных ковриков и матов на полу; потоки теплого или прохладного воздуха, кремы и масла для кожи — традиционные средства получения тактильных (осязательных) впечатлений;
• обоняние — различного рода установленные на унитазах ароматизаторы и соединенные с кондиционерами освежители воздуха;
• мышечное (кинестетическое) чувство — размещение в ванной тренажеров или совмещение ванной с небольшой танцплощадкой;
• вкус — вообще-то еда плохо совместима с мытьем, однако индустрия лишенных питательной ценности продуктов дает новые возможности для получения удовольствий; так контрастный душ со жгучей или горько-соленой жевательной резинкой во рту способен принести острые и новые впечатления любителям экстремальности.
Возможно также задействование дополнительных каналов: чувства равновесия и ритма (покачивание ванны, меняющийся напор и температура душа и т.д.); чувства жизни (живые рыбки в ванной).
Самостійна робота № 3
Как правило, технологическое оборудование общественных зданий тесно привязано к особенностям их прямого назначения: кухонный блок ресторана, оборудование сцены в театре, торговое оборудование супермаркета и т.д., а его характеристики неотрывны от организации соответствующих процессов в среде. Ниже даются несколько примеров эргономической интерпретации такого рода привязки.
Оборудование детских дошкольных и школьных учреждений требует особого подхода. Детская мебель, улично-игровое и учебное оборудование чаще всего проектируются как уменьшенные копии «взрослой» мебели и оборудования для офисов. Среда, оснащенная таким оборудованием, да еще, как правило, при архитектуре построек, плохо связанной с территорией и окружающим ландшафтом, создает атмосферу казенного учреждения.
В идеале детский сад, школа должны проектироваться как единое целое, начиная с территории, здания, помещений и кончая всем предметным оборудованием, в т.ч. мебелью, светильниками, ( игрушками и пр. При этом не надо забывать о взаимосвязи всех элементов среды (рис. 80).
Упорядоченность, визуальная ясность и легкая читаемость функционального содержания пространства особенно важны для детей младшего возраста. Важное значение имеет игровое начало предметно-пространственной среды. Для дошкольников и школьников (особенно младших) естественным является усвоение навыков и знаний через игру.
Основу активного воспитания и обучения за рубежом уже более десяти лет составляют всевозможные «конструкторы» — мебельные, игровые, спортивно-оздоровительные, графические, компьютеризированные (продукция французской фирмы А5С0, фирмы Магсо, Нидерланды, и др.).
Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например, классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия.
Проект и образцы учебно-игрового и мебельного конструктора «Куб-модуль» в нашей стране созданы ВНИИ технической эстетики (авторы Грашин А.А., Кузьмичев Л.А. и др.).
Система состоит из двух самостоятельных подсистем-конструкторов (рис. 81).
«Куб-модуль — 1» включает в себя четыре взаимосвязанные самостоятельные части: мебельно-игровой конструктор и унифицированный набор детских стульев. Основу составляет типоряд из полимерного куба-модуля (500x500x500 мм), 1/2 модуля (500x500x245 мм) и 1/4 модуля (500x245x245 мм), кубическая форма которого обусловлена технологическими и экономическими соображениями, а также тем, что детские кубики — одна из самых древних и популярных игрушек.
Основу подсистемы «Куб-модуль — 2» составляет типоряд из трех «П-образных» и прямолинейных элементов, из которых формируются полноразмерные кубы-модули (500x500x500 мм и 600x600x600 мм).
С помощью конструктора можно формировать столы разных типов, стенки, шкафы, игровые транспортные средства и пр. Для сидения детей имеются кресла, формируемые на основе половинного и четвертичного модулей; стулья различных типов для всех возрастных (ростовых) групп. Все элементы согласованы между собой конструктивно-технологически и стилистически.
Особое место в оснащении школ занимают технические средства обучения, которые должны позволить учащимся получить необходимые знания и обеспечить техническую подготовку для последующей безболезненной адаптации к условиям современного производства.
Рис. 80. Типы мебели для общественных зданий: детских (А), школ (Б) и учреждений здравоохранения (В)
Рис. 81. Учебно-игровые и мебельные конструкторы «Куб-модуль»
Рис. 82. Схема ученического стула (а) и стола (б)
Таблица 28. Маркировка ученической мебели
Таблица 29. Функциональные размеры ученических столов
См. продолжение
Таблица 30. Функциональные размеры ученических стульев
Таблица 31. Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ и ВДТ
Примечание. Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.
Таблица 32. Основные размеры стула для учащихся и студентов
Самостійна робота № 4
Инвалиды и пожилые люди зачастую не в состоянии свободно ориентироваться в окружающей среде без специального учета их специфических нужд и особенностей. В организме людей происходят как возрастные изменения, так и функциональные нарушения, которые связаны с врожденными или приобретенными дефектами, перенесенными травмами и заболеваниями. В связи с этим людям становится сложно пользоваться общественным транспортом, полноценно выполнять производственные обязанности, активно участвовать в культурных и спортивных мероприятиях, пользоваться оборудованием в собственном жилище и общественных местах. Эта категория населения утрачивает возможность свободного сочетания индивидуальных интересов с общественными. Встает проблема функциональной и структурной адаптации окружения для предотвращения ограничения общения и возможностей перемещения инвалидов и престарелых. Эргономика вносит свой вклад в разработку научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации лиц с пониженной трудоспособностью, формирование среды, не создающей препятствий в жилом помещении, на рабочем месте, в общественных местах, учреждениях обслуживания, а также улучшение путей коммуникаций.
Учет специфических особенностей этой категории населения — важный фактор в социально-экономических мероприятиях по организации труда, планированию городской среды и жилищному строительству, а также при производстве промышленных изделий.
В контексте решения этих задач формируется одно из направлений эргономики: изучение психофизиологических возможностей и особенностей различных категорий инвалидов и пожилых людей и создание методики учета полученных данных при проектировании оборудования для общественных, административных и жилых зданий, рабочих мест, орудий труда и промышленных изделий.