1. Роль и задачи эргономики в решении проблемы повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта и экономики страны. Социальное значение эргономики.
2. Научно-технический прогресс и эргономика в условиях общественного производства. Объективное повышение роли человеческого фактора и социального значения эргономики.
3. Значение эргономики в решении основных задач развития железнодорожного транспорта. Повышение эффективности систем «Человек-машина-среда» и осознание оптимальных условий труда работников, связанных с управлением процессом перевозок на железнодорожном транспорте.
4. Возникновение эргономики, ее развитие и современное состояние. Объект, предмет и задачи эргономики. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии эргономики.
5. Триединый характер главной задачи эргономики. Междисциплинарные связи эргономики. Значение эргономики для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.
6. Методологические средства эргономики. Принципы эргономики. Системный подход в эргономике.
7. Общая характеристика эргономических исследований и их методов. Эргономические исследования на железнодорожном транспорте.
8. Методы наблюдения и опроса в эргономике. Обработка данных наблюдения и опроса и их использование при проектировании эргатических систем.
9. Профессиограммы и их составление. Типовая схема профессиографической характеристики деятельности.
10. Методы исследования исполнительной и познавательной деятельности в эргономике. Использование результатов исследований при проектировании эргатических систем.
11. Методы оценки функциональных состояний оператора в эргатических системах.
12. Моделирование в эргономики. Использование ЭВМ в эргономических исследованиях.
13. Человек как элемент системы «человек-машина-среда». Роль и место человека-оператора. Эргатические системы.
14. Анализаторы человека-оператора и их характеристики.
15. Показатели зрительной работоспособности и восприятия зрительной информации человеком-оператором.
16. Прием, хранение и переработка информации. Принятие решений человеком-оператором.
17. Рабочие движения человека-оператора. Оптимизация рабочих движений.
18. Антропометрические методы в эргономики. Их учет при организации рабочсих мест операторов.
19. Человек как личность. Динамическая модель личности. Поиск интегральных критериев учета целостной характеристики человека как личности.
20. Оценка динамических свойств человека-оператора в эргатической системе (время цикла регулирования, время реакции). Пропускная способность оператора по приему и переработке информации.
21. Деятельность в эргономике принцип эргономического анализа трудовой деятельности. Классификация рабочих профессий и ее учет в эргономических исследованиях.
22. Функциональная структура познавательных действий человека-оператора.
23. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий человека-оператора.
24. Воздействие на человека факторов производственной среды. Понятие условий и элементов условий труда. Оценка информативности, силы и времени воздействия факторов производственной среды.
25. Классификация факторов окружающей среды, воздействующих на оператора.
26. Учет факторов среды при оптимизации систем «человек-машина-среда», особенно эргатических.
27. Закономерности реакции человека на воздействия внешней среды. Адаптация организма человека к этим воздействиям. Мероприятия по устранению вредного воздействия внешней среды на оператора в транспортных эргатических системах.
28. Структура эргономических свойств и показателей техники.
29. Учет требований эргономики при проектировании техники. Стадии проектирования, учет и решение в них основных эргономических задач.
30. Общие эргономические требования к организации рабочего места оператора (рабочее место, организация рабочего места, моторное поле, зона досягаемости, информационное поле, углы обзора, рабочая поза, общие эргономические требования).
31. Требования антропометрии и биомеханики при организации рабочего места, в том числе для оператора в транспортных эргатических системах.
32. Рабочие сиденья и требования к ним в эргономике с целью рационализации труда и снижения загрузки оператора.
33. Информационная модель. Деятельность человека-оператора с ней. Понятие «образно-концептуальной» модели.
34. Оптимизация средств и систем отображения информации в системе «человек-машина-среда».
35. Оптимизация деятельности оператора с информационными моделями. Требования к указанным моделям в эргономике.
36. Характеристики зрительной информации и их учет при проектировании техники.
37. Визуальные индикаторы. Основные требования к ним с точки зрения деятельности оператора.
38. Мнемосхемы. Табло коллективного пользования. Учет эргономических требований при их проектировании.
39. Сигнализаторы звуковые. Словесные сигналы предостережения. Их использование с целью повышения эффективности функционирования эргатических систем.
40. Оптимизации рабочих движений. Общие требования к рабочим движениям. Взаимосвязь рабочих движений с организацией рабочего места. Применение при проектировании и эксплуатации транспортных эргатических систем.
41. Органы управления. Общие эргономические требования к органам управления. Реализация указанных требований в транспортных эргатических системах.
42. Требования к отдельным видам органов управления и их реализация на примере системы «человек-машина-среда» на железнодорожном транспорте.
43. Основные направления эргономической стандартизации. Эргономические ГОСТы, нормативы и другие документы, справочные данные.
44. Научно-техническая революция и особенности взаимодействия человека и техники на железнодорожном транспорте. Роль эргономики в решении задач развития железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики.
45. Транспортные эргатические системы и перспективы их применения на железнодорожном транспорте. Классификация транспортных эргатических систем. Задачи исследования, внедрение в практику работы.
46. Деятельность операторов в диспетчерских системах, показатели деятельности. Требования к научной организации диспетчерского труда.
47. Диспетчер как звено эргатической системы. Особенности трудовой деятельности диспетчера. Оценка загрузки диспетчера.
48. Профессиональный отбор и обучение диспетчерского аппарата транспортных эргатических систем.
49. Пульты-тренажеры, их использование для профессионального обучения операторов.
50. Групповая деятельность операторов в многоуровневых системах транспортного управления. Управление коллективом с позиции эргономики.
51. Эргономические направления совершенствования транспортных диспетчерских систем управления. Улучшение организации и оборудований мест руководителей движения поездов.
52. Понятие надежности и эффективности транспортных эргатических систем. Критерии оценки надежности.
53. Надежность и эффективность деятельности оператора в ранспортных эргатических системах.
54. Распределение функций между человеком и машиной в эргатических системах.
55. Сущность и структура экономической оценки эргономических разработок. Источники экономического эффекта. Основные показатели экономической эффективности эргономических разработок.
56. Пути рационализации труда и способы снижения загрузки оператора в транспортных эргатических системах.
57. Экономическая эффективность учета «человеческого фактора» при проектировании и эксплуатации транспортных эргатических систем.
58. Эргономическая оценка пультов управления дежурных по станциям.
59. Эргономическая оценка пульта управления отдельных категорий работников железнодорожного транспорта.
60. Составление алгоритма деятельности дежурного по станции, общие принципы. Организация приема и отправления поездов, руководство маневровой работой.
61. Определение основных зон сенсомоторной и моторной активности оператора. Графическое отображение рабочего места на примере дежурного по станции.
62. Разработка мер по повышению эффективности деятельности отдельных категорий работников железнодорожного транспорта (дежурного по станции, поездного диспетчера, локомотивного диспетчера, маневрового диспетчера, дежурного по горке, приемосдатчика, составителя поездов, машиниста локомотива, регулировщика скорости движения отцепов, начальника станции, заместителя начальника станции и др.).
63. Пути рационализации труда и способы снижения загрузки отдельных категорий работников железнодорожного транспорта (дежурство по станции, поездного диспетчера, локомотивного диспетчера, маневрового диспетчера, дежурного по горке, приемосдатчика, составителя поездов, машиниста локомотива, регулировщика скорости движения отцепов, начальника станции, заместителя начальника станции и др.).